Папки-передвижки

Работа педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности в ДОУ

Ольга Колчина
Работа педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное образовательное учреждение является одним из самых востребованных в социуме институтов. Детский сад является частью жизненной среды маленького человека. Именно поэтому ДОУ, непосредственно участвуя в образовательных отношениях, остро ощущает необходимость создания психологически безопасной среды.

Публикация «Работа педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности в ДОУ» размещена в разделах

Психологическая безопасность – это необходимый элемент общей социальной безопасности. Она предполагает организацию всех компонентов становления личности ребенка и ее развития.

Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через категории «психическое здоровье» и «угроза» и трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие личности и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы ее психическому здоровью.

Под психологической безопасностью образовательной среды понимается такое ее состояние, которое свободно от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствует удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создает референтную значимость среды и обеспечивает психическое здоровье включенных в нее участников.

Создание психологически безопасной среды в ДОУ способствует сохранению и укреплению здоровья ее участников, защищает от всех форм насилия, снижает уровень соматических заболеваний. Поэтому важным условием здесь являются наличие факторов безопасной и комфортной образовательной среды и устранение угрожающих ей факторов.

В образовательной среде с высоким уровнем психологической безопасности дети отличаются более стабильным эмоциональным состоянием с преобладанием позитивно окрашенных эмоций, познавательной и социальной активностью, адекватной самооценкой. Для педагогов психологически безопасная среда обеспечивает замедление процесса профессионального выгорания, снижение уровня стресса и обеспечивает стрессоустойчивость к различным ситуациям. Поэтому работа педагога-психолога ДОУ в этом направлении особенно актуальна.

Диагностика психологической безопасности среды ДОУ представлена в работе М. С. Миримановой «Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения».В работе предложены этапы проведения экспертизы: 1 - анализ документов, 2 - сбор диагностических данных, 3 -субъективные показатели экспертизы. Так же выделены источники угрозы психологической безопасности : внешние и внутренние.

Угрозы психологической безопасности в ДОУ и методы их диагностики педагогом-психологом :

Внешние

- Цветовое оформление пространства, несоблюдение режима двигательной активности (псевдозабота о безопасности ребенка);наличие игрушек не соответствующих возрасту детей или ограничение доступа к ним.

-межличностные отношения детей с другими детьми. У отвергаемых детей появляется чувство дезориентации с микросоциуме;( методы исследования: «Социометрия», м-ка «Секрет» Т. А. Репиной, определение самооценки модифицированной методикой Т. В. Дэмбо-С. Я. Рубинштейн)

-интеллектуально-физическое и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней;(медико-педагогический контроль соблюдения режима дня)

-неправильная организация общения педагога с ребенокм - преобладание авторитарного стиля; (методы исследования «Методика диагностики стилей педагогического общения» авторы: Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).

-риск тяжелой адаптации (методы исследования -адаптационные листы).

Внутренние

- привычки негативного поведения (м-ка «Домики» О. А. Ореховой)осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности; (методы исследования - изучение самооценки методика В. Г. Щур «Лесенка»)

-отсутствие автономности - прямая зависимость во всем от взрослого; ( методы исследования: тест-опросник А. Я. Варга-В. В. Столина, проективные методики: «Рисунок семьи», «Дом-дерево-человек»).

-индивидуально-личностные особенности ребенка (боязливость или привычка быть в центре внимания);(методы исследования - «Тест тревожности» Р. Темпл, В. Амен, М. Дорки)

-профессиональное выгорание педагогов ( методы исследования: методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон; «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко; «Опросник профессионального выгорания» Н. Е. Водопьяновой)

Создание психологически безопасной среды в ДОУ способствует сохранению и укреплению здоровья ее участников, защищает от всех форм насилия, снижает уровень соматических заболеваний. Поэтому важным условием здесь являются наличие факторов безопасной и комфортной образовательной среды и устранение угрожающих ей факторов.

В образовательной среде с высоким уровнем психологической безопасности дети отличаются более стабильным эмоциональным состоянием с преобладанием позитивно окрашенных эмоций, познавательной и социальной активностью, адекватной самооценкой. Для педагогов психологически безопасная среда обеспечивает замедление процесса профессионального выгорания, снижение уровня стресса и обеспечивает стрессоустойчивость к различным ситуациям. Психологическая безопасность в ДОУ, как состояние защищенности всех участников образовательных отношений, является пусковым механизмом запуска позитивных возможностей психического и профессионального развития и воспитанников, и педагогов, и родителей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Игровой макет «Зимняя сказка» в кабинете педагога-психолога ДОУИгровой макет «Зимняя сказка» в кабинете педагога-психолога ДОУ Зима для детей - одно из самых любимых времен года. Связано это и с зимними забавами ребят на улице, и с волшебным Новогодним праздником.

Конспект педагога — психолога в старшей группе «Путешествие в космос».Конспект педагога — психолога в старшей группе «Путешествие в космос». Занятие «Путешествие в космос». Цели. 1. Закрепить знания детей о космосе. 2. Закрепить знания о чувствах радости, грусти, удивления, гнева,.

Кабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребятКабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребят Мой небольшой опыт работы привёл меня к мысли о том, что детей нужно любить и принимать такими, какие они есть, признавать уникальность.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Особенности предметно-развивающей среды кабинета педагога-психологаОсобенности предметно-развивающей среды кабинета педагога-психолога Кабинет психолога встречает дошкольников своей располагающей уютной обстановкой, в которой дети чувствуют себя комфортно и расковано. Игрушки.

Открытое занятие педагога-психолога «Путешествие в сказочную страну»Открытое занятие педагога-психолога «Путешествие в сказочную страну» Цель: формирование дружественных и толерантных отношений между детьми. Задачи: • расширить представления о дружбе; • формировать нравственные.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Создание предметно-развивающей среды педагога-психологаСоздание предметно-развивающей среды педагога-психолога Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим еще совсем небольшим опытом работы педагога-психолога. Два года назад, закончила ВУЗ и устроилась.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности в ДОУ
Опубликовано: 5 сентября 2020 в 09:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Колчина (УИ 1122166) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД