Ольга Колчина
Работа педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение является одним из самых востребованных в социуме институтов. Детский сад является частью жизненной среды маленького человека. Именно поэтому ДОУ, непосредственно участвуя в образовательных отношениях, остро ощущает необходимость создания психологически безопасной среды.
Публикация «Работа педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности в ДОУ» размещена в разделах
Психологическая безопасность – это необходимый элемент общей социальной безопасности. Она предполагает организацию всех компонентов становления личности ребенка и ее развития.
Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через категории «психическое здоровье» и «угроза» и трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие личности и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы ее психическому здоровью.
Под психологической безопасностью образовательной среды понимается такое ее состояние, которое свободно от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствует удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создает референтную значимость среды и обеспечивает психическое здоровье включенных в нее участников.
Создание психологически безопасной среды в ДОУ способствует сохранению и укреплению здоровья ее участников, защищает от всех форм насилия, снижает уровень соматических заболеваний. Поэтому важным условием здесь являются наличие факторов безопасной и комфортной образовательной среды и устранение угрожающих ей факторов.
В образовательной среде с высоким уровнем психологической безопасности дети отличаются более стабильным эмоциональным состоянием с преобладанием позитивно окрашенных эмоций, познавательной и социальной активностью, адекватной самооценкой. Для педагогов психологически безопасная среда обеспечивает замедление процесса профессионального выгорания, снижение уровня стресса и обеспечивает стрессоустойчивость к различным ситуациям. Поэтому работа педагога-психолога ДОУ в этом направлении особенно актуальна.
Диагностика психологической безопасности среды ДОУ представлена в работе М. С. Миримановой «Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения».В работе предложены этапы проведения экспертизы: 1 - анализ документов, 2 - сбор диагностических данных, 3 -субъективные показатели экспертизы. Так же выделены источники угрозы психологической безопасности : внешние и внутренние.
Угрозы психологической безопасности в ДОУ и методы их диагностики педагогом-психологом :
Внешние
- Цветовое оформление пространства, несоблюдение режима двигательной активности (псевдозабота о безопасности ребенка);наличие игрушек не соответствующих возрасту детей или ограничение доступа к ним.
-межличностные отношения детей с другими детьми. У отвергаемых детей появляется чувство дезориентации с микросоциуме;( методы исследования: «Социометрия», м-ка «Секрет» Т. А. Репиной, определение самооценки модифицированной методикой Т. В. Дэмбо-С. Я. Рубинштейн)
-интеллектуально-физическое и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней;(медико-педагогический контроль соблюдения режима дня)
-неправильная организация общения педагога с ребенокм - преобладание авторитарного стиля; (методы исследования «Методика диагностики стилей педагогического общения» авторы: Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).
-риск тяжелой адаптации (методы исследования -адаптационные листы).
Внутренние
- привычки негативного поведения (м-ка «Домики» О. А. Ореховой)осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности; (методы исследования - изучение самооценки методика В. Г. Щур «Лесенка»)
-отсутствие автономности - прямая зависимость во всем от взрослого; ( методы исследования: тест-опросник А. Я. Варга-В. В. Столина, проективные методики: «Рисунок семьи», «Дом-дерево-человек»).
-индивидуально-личностные особенности ребенка (боязливость или привычка быть в центре внимания);(методы исследования - «Тест тревожности» Р. Темпл, В. Амен, М. Дорки)
-профессиональное выгорание педагогов ( методы исследования: методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон; «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко; «Опросник профессионального выгорания» Н. Е. Водопьяновой)
Создание психологически безопасной среды в ДОУ способствует сохранению и укреплению здоровья ее участников, защищает от всех форм насилия, снижает уровень соматических заболеваний. Поэтому важным условием здесь являются наличие факторов безопасной и комфортной образовательной среды и устранение угрожающих ей факторов.
В образовательной среде с высоким уровнем психологической безопасности дети отличаются более стабильным эмоциональным состоянием с преобладанием позитивно окрашенных эмоций, познавательной и социальной активностью, адекватной самооценкой. Для педагогов психологически безопасная среда обеспечивает замедление процесса профессионального выгорания, снижение уровня стресса и обеспечивает стрессоустойчивость к различным ситуациям. Психологическая безопасность в ДОУ, как состояние защищенности всех участников образовательных отношений, является пусковым механизмом запуска позитивных возможностей психического и профессионального развития и воспитанников, и педагогов, и родителей.