Тонких Дарья
Работа над выразительностью речи для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения для выработки четкой дикции
1. «Лошадиный топот»
Цель: развивать четкое произнесение с буквосочетанием ПТК
Ход упражнения: погоняем (воображаемую) лошадку рукой и добавляем постукивание ногой, сопровождая буквосочетаниями: пткИ, пткЭ, пткА, пткО, пткУ, пткЫ!
2. «Скороговорки»
Цель: развитие дикции и речи детей
Ход упражнения: произнесение текста взрослым, затем ребенком, например, булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку
Публикация «Работа над выразительностью речи для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая
3. «Индюшок»
Цель: развитие мышц речевого аппарата
Ход упражнения: высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные)
Упражнения голосовые
1. «Певец»
Цель: развивать силу голоса и плавную воздушную струю
Ход упражнения: ребёнок тянет гласный звук сначала тихо, постепенно наращивая громкость, а потом на максимальной громкости: а-а-а-а-а-а-а-а-а (грудная клетка при этом не сжимается)
2. «Эхо»
Цель: развить силу голоса ребенка
Ход упражнения: игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет
3. «Самолет»
Цель: развить у детей силу голоса
Ход упражнения: дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у]
Упражнения на развитие темпа речи
1. «Мышка»
Цель: развитие темпа речи при проговаривании стихотворения
Ход упражнения: дети проговаривают скороговорку в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку,
Но не лезет корка в норку,
Велика для норки корка
2. «Произнеси предложения в нужном темпе»
Цель: формировать умение ребенка изменять темп
Ход упражнения: произнести следующие предложения в нужном темпе: Как долго тянется зима, скорей бежим домой, как медленно вертится колесо и т. д.
3. «Перечисли дни недели»
Цель: формировать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов
Ход упражнения: перечислить дни недели, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе, закончить в быстром темпе и наоборот
Упражнения для развития речевого дыхания
1. "Комар"
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з")
Ход упражнения: ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:
З-з-з - комар летит, з-з-з - комар звенит
2. «Добавь слог»
Цель: развитие длительной воздушной струи
Ход упражнения: педагог произносит 2,3,4 и более слогов, а ребёнок-каждый раз на один слог больше: «па-па-па», ребёнок: «па-па-па-па»
3. "Мычалка"
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Ход упражнения: дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М"