Людмила Овчинникова
Работа над проектом по созданию инновационной развивающей среды во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность данного проекта обусловлена рядом факторов. Создание развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим направлением реформы дошкольного образования в России.
Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства группы. То, что ребенок видит вокруг себя, - важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, значит, развитие дошкольника зависит во многом от рациональной организации предметно-развивающей среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение: цвет стен, потолка, разделение пространства на локальные игровые пространства («уголки», разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками. Повышению качества образовательной работы с детьми
Публикация «Работа над проектом по созданию инновационной развивающей среды во второй младшей группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
способствует рационально организованная в группах предметно-развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагога. Предметно-развивающая среда способствует развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, психофизическому здоровью ребнка. Грамотно спланированная предметно-развивающая среда, гармонично подобранный цветовой дизайн группы способствует
активной жизнедеятельности воспитанников. При проектировании развивающей среды учитывается и е динамичность. Дети хотят чувствовать себя в группе, как дома, где тепло, радостно и безопасно жить, поэтому в интерьере группы должно быть создано вс необходимое для комфортного пребывания детей. В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Цель проекта :
- создание модели иновационно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
Задачи проекта :
1) изучение инновационных подходов к организации иновационно - развивающей среды на основе современных требований;
2) разработка рекомендаций для педагогов по совершенствованию иновационно -развивающей среды для 2- й младшей группы;
3) создание условий для развития индивидуальности каждого воспитанника с учетом его особенностей, формирование ведущих интегративных качеств: любознательный, эмоционально отзывчивый, владеющий коммуникативными навыками;
4) освоение педагогами инновационных технологий, способствующих саморазвитию младших дошкольников.
Принципы организации инновационно-развивающей среды.
-Безопасность – в помещении не должно быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты.
-Доступность – используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.
-Яркость, привлекательность.
-Постоянство – оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.
- Свобода выбора.
-Насыщенность – наличие материалов для продуктивных видов деятельности, игрушки, дидактический материал.
-Предметно- развивающая среда должна быть построена с учетом гендерных особенностей детей: предусмотрены уголки для мальчиков и девочек.
Основная часть
Локальные игровые пространства («уголки») в нашей 2-й младшей группе :
1. Уголок сюжетно-ролевой игры здесь находятся атрибуты, способствующие освоению новых игр, в зависимости от гендерных предпочтений («Шофера», «Парикмахерская»)
2. Книжный уголок (в этом уголке находятся сказки, рассказы для малышей, соответствующие их возрасту, здесь дети с удовольствием рассматривают иллюстрации к любимым книгам)
3. Уголок конструирования.
4. Уголок театрализованной деятельности (пальчиковый театр, перчаточный театр, теневой театр)
5. Уголок ПДД
6Уголок безопасности
7. Патриотический уголок
8. Экологический уголок (разработан проект по временам года «Капитошка»)
9. Спортивный уголок (дорожка здоровья, мячи, кегли, атрибуты для подвижных игр)
10 Уголок изодеятельности (для развития самостоятельной художественной деятельности в доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: это карандаши, бумага, восковые мелки, раскраски)
11. Уголок непосредственно - образовательной деятельности (учебно- методические пособия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, по ФЭМП,принадлежности по изодеятельности на каждого ребёнка)
При оформлении предметно-игрового пространства мы (воспитатели) использовали принцип логически выстроенных комплексов. Локальные игровые пространства («уголки») сочетаются по направленности детской деятельности. Например, в нашей группе уголок театрализованной деятельности сочетается с книжным уголком, а уголок правил дорожного движения сочетается с уголком безопасности.
Наша предметно-развивающая среда построена с учетом гендерных особенностей детей: предусмотрены уголки для мальчиков и девочек.
В нашей группе среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным. Все в нашей группе «принадлежит» ребёнку – игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу, книги, мячи и т. д. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. В помещении исключены опасные предметы: острые, бьющиеся, тяжелые. При создании развивающего пространства в групповом помещении мы (воспитатели) учитывали ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, а это в свою очередь обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и образования.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей личности ребенка,
она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей.
Организация инновационно- развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учтом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом.