Ирина Бадакова
Работа над лексико-грамматическим строем речи детей 6–7 лет (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над лексико-грамматическим
строем речи
Многозначные слова и омонимы
Дошкольникам непросто понять, почему слова, звучащие одинаково, обозначают разные предметы, явления, действия и признаки, поэтому, даже встречая их в контексте, дети иногда затрудняются в объяснении того, что эти слова обозначают, путаются, а в результате неверно воспринимают информацию.
Темочки:
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Одинаково звучат многозначные слова, а также омонимы. Естественно, что объяснять детям все филологические тонкости различий между этими понятиями не следует; достаточно сказать, что различные значения одного и того же слова объясняются определенным сходством разных предметов, явлений и т. д., а омонимы звучат одинаково, но ничего общего в значении не имеют.
Работая над этой темой, активно используются рисунки, помогающие ребенку понять разные значения одного слова. Помогают детям понять, что у «одного» слова в разных контекстах могут быть разные значения, и сказочные истории.
Занятия по развитию речи содержат реальные возможности языкового развития, воспитания внимательного и бережного отношения к родному языку. Задача воспитателя — помочь детям овладеть языковыми богатствами, через язык приобщить их к общечеловеческой культуре.
Перед ребенком открывается мир слов, новых и уже известных. Новые слова осмысливаются через употребление их в предложении, рассказе, слова известные порой раскрываются с неожиданной стороны, позволяя детям расширить свои речевые возможности. Дошкольники делают для себя языковые открытия на материале, казалось бы, простых, давно ставших доступными слов. Одно из таких открытий — это осмысление явлений омонимии и многозначности в языке. Задача воспитателя — познакомить старших дошкольников в практическом плане с этими лексическими понятиями (без сообщения терминов). Для правильной организации работы с омонимами и многозначными словами воспитателю надо четко разграничивать данные языковые явления, ему следует вспомнить, что «омонимами называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению» (Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык. — М., 1989,—С. 23).
Особенностями возникновения в языке многозначных слов, их функционирования определяются задачи работы с ними на занятиях :
а) уточнение значений многозначного слова;
б) выяснение природы этого слова (сходство по форме, цвету);
в) определение круга сочетаемости многозначного слова;
г) наблюдение за использованием слова в речи.
Фрагмент занятия - беседа об инструментах, без которых не обойтись при шитье. В беседу органично включаются загадки:
Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик. (Ножницы.)
Маленькая головка,
Тысяча глаз. (Напёрсток.)
Конь стальной,
Хвост льняной. (Иголка и нитка.)
Воспитатель просит детей вспомнить правила безопасности при работе с этими инструментами:
— Как следует подавать ножницы? Для чего нужен наперсток? Почему иголкой можно уколоться?
С последнего вопроса беседы начинается уточнение первого лексического значения слова игла (иголка) - Предмет рассматривается со всех сторон, указываются его свойства и назначение. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие осмысления слова, осознания его функций в языке, умения соотносить слово и предмет (например, вопросы, требующие всесторонней ха-рактеристики предмета, или проблемный вопрос о том, почему в одной из загадок об игле сказано, что она «весь мир одевает»).
Предметы (ветка ели, швейные иглы, ежик, обозначаемые разными словами, но"- не случайно оказались рядом. Отталкиваясь от первого лексического значения слова игла (заостренный металлический стержень с ушком для вдевания нитки, употребляемый для шитья, дети путем сравнения находят общее между швейной иглой, хвоинками и острыми выростами на теле ежа: хвоинки и выросты у ежа по форме похожи на швейные иглы, все они при при-косновении оказывают колющее воздействие. У детей формируется представление о том, что слово игла (иголка) может называть похожие предметы, поэтому его значение раскрывается только в связи с другими слова-ми, в предложениях: Портниха вдела нитку в иголку. Ель распушила зелёные иголки. Ёжик несёт на иголках яблоки. Таким образом, сочетаемость зависит от того, в каком значении употреблено многозначное слово. Так, определение зелёные связано со словом иголки в значение «хвоинки», а словосочетание вдеть нитку в иголку указывает на другое значение этого слова — инструмент для шитья.
Например, слова-омонимы:
коса (сплетенные вместе пряди волос)
коса (сельскохозяйственное орудие).
Лексические значения этих слов дети осмысливают с помощью отдельных предложений, текста и иллюстраций. Поскольку слова-омонимы обозначают разные предметы, их сочетаемость с другими словами неодинакова. Сравните: толстая коса — острая коса, заплести косу — наточить косу.
Неодинаковость лексических значений сказывается и на различных возможностях словообразования. Так, от слова коса в значении «сельскохозяйственное орудие» нельзя образовать слово с уменьшительным суффиксом -чк-, но: коса (прическа) — косичка. Таким образом, возможности функционирования омонимов в речи разные, они обусловлены лексическим значением слов.
Задачи работы со словами-омонимами:
а) уточнить лексические значения омонимичных слов;
б) установить возможности словообразования, провести пропедевтические
наблюдения за составом слов;
в) определить сочетаемость слов-омонимов с другими словами;
г) показать функционирование слов в связной речи (рассказ воспитателя, самостоятельное составление рассказов по наблюдениям, по картинке).
Исходя из поставленных задач, воспитатель определяет наиболее целесообразные приемы работы, подбирает дополнительный языковой материал для наблюдений. Анализ слов-омонимов можно начать с отгадывания загадки:
Щука ныряет,
Трава прилегает. (Коса)
Рассмотрев предметную картинку, дети могут ответить на вопросы о том, из каких частей состоит коса (железный нож и деревянная рукоятка с небольшой перекладиной, какой формы каждая часть инструмента (железный нож длинный, изогнутый, деревянная рукоятка длинная, прямая, с перекладиной для руки, для чего нужна коса (для срезания травы).
Предлагаем детям такую загадку:
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
Анализируя содержание загадки, особое внимание уделяется слову коса, ко-торое сходно по звуко-буквенному составу с первым словом коса.
Следующая ступенька работы—осмысление возможностей словообразования. Дети читают рассказ и озаглавливают его «Сенокос». В родственных словах сенокос, косит, коса, косилка на слух выделяется общая часть -кос- (аналогично в словах коса (прическа) — косичка). Полезны упражнения по составлению предложений со словами-омонимами, а также определение их значений в подобранных воспитателем словосочетаниях: острая коса, заплести косу, наточить косу, толстая коса.
В русском языке есть еще одно слово коса, значение которого толкуется так: узкая полоска земли, отмель. Дополняя им ряд омонимов, лучше предложить детям картинку и попросить составить по ней предложения (Коса протянулась далеко в море; Мальчики рыбачили с косы).
Слова-омонимы имеют определенную фразеологическую сочетаемость. На данном занятии уместно рассмотреть фразеологический оборот нашла коса на камень. Чтобы помочь понять его значение, взрослому надо пересказать жизненную ситуацию, в которой два человека упрямо не желают уступить друг другу. Осмысленное употребление фразеологических оборотов сделает речь старшего дошкольника образной, придаст ей новые оттенки.
В нашем языке одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия. Например, словом кисть мы называем пучок волос на рукоятке для нанесения краски (малярная кисть, пучок ниток или шнурков, употребляемый для украшения (пояс с кистями, плоды на стебле кустарника (виноградная кисть). Между данными предметами имеется сходство по форме. Старшие дошкольники с помощью воспитателя учатся устанавливать это сходство. С другой стороны, они не видят его в предметах, обозначаемых словами-омонимами.
«Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более, называется многозначным» (Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык,—М., 1989,—С. 22). Слово в языке становится многозначным в результате переноса наименования одного предмета (признака, действия) в качестве наименования для другого. Например, многозначное слово ворона. Прямое значение этого слова — всеядная птица. Но вороной часто называют человека-зеваку, ротозея. Налицо перенос значений по сходству поведения: ср. со словами-омонимами лук (огородное растение) и лук (инструмент для метания стрел, где каждое слово имеет самостоятельное значение. Предложение: Тут встанут новые леса! Слово встанут многозначное. Его прямое значение: принять стоячее положение, подняться на ноги. В данном контексте слово выступает в значении «появятся, вырастут».
Воспитатель предлагает составить предложение со словосочетаниями игольное ушко и уколоться иголкой. Дети наблюдают за тем, что первое словосочетание может быть использовано только в определенном контексте (речь идет о швейной иголке, а второе можно употребить в разных контекстах, поскольку в этом случае значение слова иголка раскрывается только через связь с другими словами в предложении. Ср. : Девочка укололась иголкой (значение слова неясно). Девочка шила платье и укололась иголкой. Малыш хотел погладить ежа, но укололся его иголками. Я укололась хвойной иголкой.
Языковой материал» помогает обобщить природоведческие наблюдения дошкольников: сравниваются иголки-выросты на теле ежа и дикобраза, хвоинки ели и лиственницы. Работа сопровождается предметными картинками и загадками:
Летом одевается,
Зимой раздевается. (Лиственный лес.)
Зимой и летом
Одним цветом. (Ёлка, сосна.)
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёж.)
Воплощение в занятии основных приемов работы с многозначным словом (уточнение и сравнение всех его значений, подбор и анализ словосочетаний, предложений, составление небольших рассказов о предметах) пробуждает в детях внимание к слову, наблюдательность, желание постигать новые лексические возможности языка.