Рабига Бегайдарова
Работа над исправлением ротацизма
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над исправлением ротацизма.
" Учите: слушая - слышать, чувствуя - понимать, играя - познавать мир звуков". Т. В. Александрова
Ротацизм дефектное произношение [Р] и [Рь]. Проявляется в виде искажения звуков, их пропусков, либо замены другими фонемами. Для определения замены [Р] или [Рь] применяется термин параротацизм.
Артикуляция звука Р.
Между верхними и нижними зубами небольшое расстояние.
Темочки:
Язык в форме ложечки (чашечки). Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, а передний край языка поднят к альвеолам (бугорочку за верхними зубами) и «дрожит» под напором выдыхаемого воздуха.
Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос.
Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Мягкий звук отличается от твердого тем, что спинка языка поднята к небу и немного перемещается вперед.
Горловое произношение звука Р.
«Дрожит» не кончик языка.
Велярный звук - корень языка сближается с нижним краем мягкого неба.
Увулярный звук – вибрирует маленький язычок.
Двугубный звук Р.
«Кучерское» произношение (вибрация обеих губ).
Звук Р без вибрации с помощью образования двугубной щели (напоминает звук w).
Боковое произношение звука Р.
Вибрация присутствует, но место передвигается.
- Поднятая спинка языка и небо (рл)
- Кончик языка или один из боковых краев языка (щечный звук Р)
- Язык и верхняя губа (вибрация грубая и проскальзывает звук П)
- Кончик языка или один из боковых краев языка с небом правее или левее средней линии (звук Р несколько смягченный).
Носовой звук.
Смычка корневой части языка с мягким небом (похоже на сочетание звуков НГ).
Одноударный звук Р.
Отсутствует вибрация.
Глухое произношение звука Р.
Артикуляция чаще всего близка к норме.
Параротацизм.
У дошкольников чаще всего замена звука Р на Л. Когда замена Р на Й, Р на В, Р на Г изменяется и место произношения: Й – среднеязычный, В – губно-зубной, Г – заднеязычный.
Человек может иметь ротацизм, но при этом безошибочно использовать букву [Р] при написании. Хуже ситуация, когда горловое произношение влечет за собой и смешение звуков, а соответственно и неправильный выбор букв на письме (при горловом ротацизме буква Р может заменяться, смешиваться с Г или Х). Исправить горловой [р] (а еще и [рь]) очень даже возможно, если не мешают анатомические дефекты (например, очень укороченная подъязычная связка, очень толстый язык) Укороченная подъязычная связка мешает подъему языка и вибрации. Не всегда подрезка подъязычной связки бывает необходима. Горловое [Р] очень долго уходит, а новый звук очень трудно автоматизируется.
К сожалению горловое произношение звука [Р] стало встречаться чаще. В редких случаях оно устраняется без специальной помощи, и если не исправить данный дефект, то он может остаться на всю жизнь. Такое произношение звука [Р] не приемлемо для чистого звукопроизношения русского языка. Существует мнение, что не стоит уделять особого внимания данному нарушению, ведь есть горловое [Р] и ребёнок его пишет и применяет в написании правильно. Считаю такое мнение неверным. При горловом произношении смазывается вся речь. И горловое произношение дает нагрузку на горло. А нормальное произношение ---рычание произношение кончиком языка звука р даже полезно для дыхательных органов. В дальнейшем это весьма негативно скажется на дикции. В своей работе я нацеливаю детей и родителей на конкретный результат.
Методика логопедического воздействия при нарушениях произношения звуков [Р], [РЬ]
Общие положения методики
Основной целью логопедического воздействия при нарушениях произношения является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы, ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. отличать один звук от другого по акустическим признакам); отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи. Всегда можно найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению. Для формирования артикуляционного уклада использую схему. Она ламинированная, поэтому можно пользоваться фломастером и многократно. Ребенок сам рисует и проговаривает. (губы растянуты, между зубами дорожка или зубы разомкнуты, кончик языка за верхними зубами, воздушная струя холодная и сильная).
Коррекция горлового произношения звука [Р] производится в несколько этапов
Подготовительный этап
Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков [ш] и [ж], следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка. Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Некоторым детям это не удается: кончик языка все время суживается. Наглядно педагог показывает выполняемое упражнение. Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, то предложить пошлепать его губами, чтобы он стал ровным. Мы сами произносим слоги пя-пя-пя, положив язык на губу. При этих звуках язык легко распластывается. Обращаю внимание-ребенка на то, что язык стал ровный и широкий. Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, ему предлагается поднять язык на верхнюю губу. Показываю это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение. Затем отправляем язычок за верхние зубы. Показываю, как язык отодвигается за верхние зубы медленно плавным движением отодвигаю его вглубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, каким был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выводят язык на верхнюю губу. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Выработкой воздушной струи, направленной на широкий, поднятый кверху кончик языка, завершается подготовительная работа по произношению звука [Р]. Но если не помогла артикуляционная гимнастика, то следует прибегнуть к самомассажу языка.
Самомассаж языка.
1. «Покусывание языка зубами» Легко покусывать кончик языка затем спинку, высовывая его вперед и убирать назад в полость рта.
2. «Жуем блинчик» Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы( «Горка»)потом выдвинуть спинку языка чуть вперед и покусывать свернутый язык.
3. «Жвачка» Высунуть язык на бок и покусывать, затем с другой стороны.
4. Вытягивать язык вперед максимально 6-8 раз, но не следует класть язык на нижнюю губу.
5. Вытягивать язык к носу 6-8раз
6. Вытягивать язык к подбородку 6-8 раз
7. Вытягивать язык налево, затем направо 6-8 раз
Артикуляционные упражнения.
8. «Лошадка»
Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Обратите внимание!
Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).
Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
9. «Грибок»
Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание:
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Обратите внимание!
Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка» (№ 40). Ребёнок щёлкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывает язык к нёбу.
10. «Гармошка»
Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Обратите внимание!
- Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуться к упражнению «Лошадка» (№ 40, выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху.
11. «Кучер»
Отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.
Описание:
Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).
Обратите внимание!
-Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее.
13. «Недовольная муха»
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчё тливо и многократно повторяя: «Дззз». При первом звуке язычком сильно ударить.
Несколько упражнений выполняем по Крупенчук О. И., Воробьевой Т. А.
Очень хорошо помогает повторение звуков [ТШ](губы ребенка все время находятся в положении улыбки) следует добиться, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно. Произносим сочетание ТШ повторяем несколько раз. Если же вместо [Т-Р] будет слышаться [Т-Ж], надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к резцам. Но можно произнести ТШ коротко и с сильным выдохом. Такая тщательная подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Как только появился треск или трещание, значит в правильном направлении идет постановка. Нужно добиться, чтобы он был чистым. Но бывает ребенок может трещать со свистом, тогда необходимо остановиться на этом этапе и продолжать тренировать до тех пор пока не будет просто трещания. Затем в трещание добавляем голос. Если появился горловой, то снова возвращаемся, убираем голос и продолжаем трещать.
Далее в звук в виде треска вводят в слога: ТРО, ТРУ,ТРЫ, ТРА, ТРЭ. При употреблении в слогах и словах ТР у ребенка иногда самостоятельно появляется раскатистое произношение звука [Р]. В остальных случаях необходимо вырабатывать вибрацию кончика языка.
Постановка
Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок», в это время сам ребенок большими пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик, ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация! Бывает, что ставится звук при произношении ТРО, ТРУ, ТРЫ, ТРЭ, ТРА. Игра «Инопланетяне» Тогда представьте, что вы говорите на языке инопланетян, и никто кроме Вас и вашего ребенка не знает, что ДРА – ДРА – ДРА, означает «здравствуйте». Затем ребенок произносит А-ДРА, О-ДРО. Далее сливает АДРО. Можно без гласной буквы в конце, просто АДР. Постепенно выпускаем Д. И получаем обратный слог АР. Переходим в прямые слога РА. Вот после этого ребенок учится произносить изолированный звук Р. Как научился рычать идет автоматизация изолированного звука Р.
Упражнение «Кучер»--«Ракета» (дуем на «б» длинный---дуем на «д» 2коротких)
Автоматизация звука
Как только появилась вибрация автоматизируем изолированный звук.
Я использую пособие Анищенковой Е. С. «Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей» в автоматизации.
Выполняются лексико-грамматические задания. Разучиваются стихи, загадки, чистоговорки. Ведь все мы работаем на одно - чтобы было как можно больше детей с правильным звукопроизношением и красивой речью.