Татьяна Круть
Рабочие материалы к семинару-практикуму «Руки и интеллект человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочие материалы к семинару-практикуму
Цель: Систематизировать знания педагогов об этапах мышления, в процессе исследования установит зависимость развития рук и мозга человека.
Методическое обеспечение: высказывания о руках, мозге и интеллекте, выставка пособий для развития мелкой моторики рук, предметы для исследования.
Методика проведения:
Воспитатели делятся на две команды. Каждая команда выбирает капитана и название заранее.
Публикация «Рабочие материалы к семинару-практикуму „Руки и интеллект человека“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Старший воспитатель:
- Сегодня мы с вами поговорим о руках человека и интеллекте. Я хочу начать с высказываний двух великих людей.
И. Кант: «Рука – выдвинутый вперед мозг человека».
И. П. Павлов: «…руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
1. Вопросы – ответы.
- Какая же взаимосвязь существует между руками и мозгом?
(Прямая зависимость.)
- Для чего нужны руки человеку?
(Для познания мира.)
- Как при помощи рук определить характер, темперамент человека?
(Быстрые движения – человек – холерик или нервничает, вялые – флегматик.)
- Что еще можно сказать о человеке, глядя на его руки?
(О его социальном положении, здоровье, профессии, возрасте.)
2. Пословицы, поговорки, песни, стихи о руках.
Народное слово всегда было метким и ярким. Давайте вспомним пословицы и поговорки о руках:
Как рукой сняло.
Чужими руками жар загребать.
Работать не покладая рук.
Мастер на все руки.
Положа руку на сердце.
Своя рука – владыка.
Детское стихотворение знаменитого автора:
Говорят, у мамы руки не простые,
Говорят у мамы руки золотые.
Старший воспитатель:
- Рука человека дает информацию о своем хозяине. Это свойство использовали ученые. По умелости детской руки они делают вывод о особенностях развития центральной нервной системы и ее «святая святых» - мозга. Кто из ученых занимался изучением сенсорного и умственного развития?
(Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер).
Психологи выделяют три этапа мышления, назовите их.
- Первый этап – наглядно – или предметно-действенный. Его можно назвать «ручным». Манипулируя предметами, ребенок познает их свойства. Решает мыслительные задачи действиями.
- Второй этап – наглядно-образный. Оперирует не предметами, а образами: «Колючий, как кактус», «Холодный, как лед».
- Третий этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Все познается умом, а не руками. (Решение в уме сопровождается речью)
3. Исследовательская лаборатория. Конкурс капитанов.
Старший воспитатель:
- Если вы видите новый незнакомый предмет, что хочется вам сделать?
(Потрогать руками)
Выделяют пять основных движений руки. Перед вами предметы. Выберите, что вам нравится. При помощи руки исследуйте предмет. Назовите свои движения.
• Прикосновение. Оно нужно для того, чтобы убедиться в наличии предмета, его температуре, шероховатости и т. д.
• Постукивание. Получаем информацию о свойстве предмета. По звуку от удара можно определить, из чего он сделан.
• Взятие в руки (хватание). Определяется форма предмета, особенность поверхности.
• Надавливание. Можно определить, мягкий или твердый предмет, из какого материала сделан.
• Ощупывание (обхватом, потиранием, поглаживанием, круговыми и мнущими движениями). Определяются свойства поверхности предмета.
Старший воспитатель:
- На основе таких «обследовательских» движений рук создано множество игр, которые развивают мелкую моторику рук, а следовательно, и мозг ребенка. (Показывает некоторые игры).
4. Психологический тест.
Рука, делающая рисунок, многое расскажет про своего хозяина.
5. Конкурс «Пальчиковая гимнастика»
От каждой команды по три примера с показом.
6. Подведение итогов конкурса, награждение победителей.
Старший воспитатель:
- Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления. Как говорил И. П. Павлов, руки учат голову, а потом поумневшая голова учит руки.