Ирина Парфенова
Рабочая учебная программа кружка по ОБЖ «Береги себя»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное
Образовательное учреждение
«детский сад № 26 общеразвивающего вида»
Рабочая учебная программа
кружка «Береги себя»
Руководитель Парфенова И. А.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложностями, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Все чему учат детей они должны уметь применить в реальной жизни на практике.
Темочки:
Разработанная программа направлена на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.
Цель данной программы – воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни, а также научить их правилам поведения на дороге, на воде и при пожаре.
Программа разработана на основе:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. И доп. –М. : Мозаика-Синтез, 2005.
2. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – Голицына Н. С., Шумова И. М. М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 120 с.
3. Основы безопасного поведения дошкольников : занятия, планирование, рекомендации / авт. - сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 207 с.
4. Основы безопасности для детей 5-8 лет. Шорыгина Т. А. М. : ТЦ Сфера, 2006. – 80 с.
5. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. Н. С. Голицына, С. В. Люзина, Е. Е. Бухарова Москва 2010
Рекомендуется проводить 4 темы в месяц, 28 тем в год, во вторую половину дня по 15-20 мин в средней группе и по 20-25 минут в старшей группе в форме кружка.
Основными задачами являются:
1. Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.
2. Совершенствовать знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках и их назначениях.
3. Формировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожаров в доме.
4. Формирование у ребенка безопасного поведения в опасных ситуациях, при контакте с чужими людьми.
5. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
Методы и приемы:
- Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами.
- Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации.
- Беседы, игровые ситуации, загадки.
- Дидактические игры.
- Игровые проблемные ситуации.
- Игры-драматизации.
- Игровое моделирование.
- Игровые персонажи.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста (старшая группа)
Октябрь
1. Тема:Безопасность в нашей группе
Задачи: Закрепить знания детей в своей группе. Развивать умения ориентироваться в групповом пространстве. Развивать чувство безопасности и самосохранения
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- беседа
- вопросы детям
- игровые проблемные ситуации
- знакомства с правилами
2. Тема: От шалости до беды – один шаг
Задачи: Уточнить правила безопасного поведения в группе. Вызвать желание соблюдать эти правила в группе и дома.
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- рассматривание иллюстраций с обсуждением опасных ситуаций
- вопросы детям
- чтение книги
3. Тема: Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой
Задачи: Познакомить с правилами пользование водой в группе и дома
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- загадки
- вопросы детям
- раскраски с заданиями
- чтение сказки
- игровые ситуации
4. Тема: Помоги Незнайке сберечь здоровье
Задачи: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- пословицы
- игровые ситуации с персонажами
- игра «Правильно – неправильно»
- стихотворение - совет
Ноябрь
1. Тема: О пожарной безопасности
Задачи: Дать детям понятие о пользе и вреде огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнем.
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- беседа
- вопросы детям
- игровые проблемные ситуации
- знакомства с правилами
2. Тема: Хрюша попал в беду
Задачи: Дать понятия о том какую опасность таят в себе спички. Уточнить правила пожарной безопасности.
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- рассматривание иллюстраций с обсуждением опасных ситуаций
- вопросы детям
- чтение письма детям
- чтение книги
3. Тема: Письмо от пожарника
Задачи: Закреплять правила пожарной безопасности. Уточнить как вызывают пожарных (01). Воспитывать уважение к труду пожарных.
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- письмо от пожарника
- беседа по письму
- игра дополни правило
-п. и. пожарники
- игровые ситуации
4. Тема: Как в лесу беда случилась
Задачи: Знакомить с правилами пожарной безопасности в лесу. Вызвать желание соблюдать правила пожарной безопасности.
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- рассматривание иллюстрации с обсуждением ситуации
- чтение рассказа
- вопросы по содержанию
- игра «найди нужную картинку»
Декабрь
1. Тема: Мы знакомимся с улицей
Задачи: Познакомить детей с улицей, её особенностями. Уточнить правила поведения на улице
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- загадки
- рассматривание картины
- вопросы детям
- знакомства с правилами
2. Тема: Не попади в беду на дороге
Задачи: Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения. Уточнить знания о значении светофора на дороге
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- загадка
- рассматривание макета с объяснением
- игра «переходим дорогу»
- чтение стихотворения
3. Тема: Зеленый, желтый, красный
Задачи: Закреплять знания о значении светофора. Развивать у детей интерес к правилам дорожного движения
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- рассматривание иллюстраций
- игра «светофор»
- чтение стихов о светофоре
4. Тема: Правила дорожного движения
Задачи: Уточнить знание детьми правил поведения пешеходов
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- игра «объясни Незнайке правила»
- вопросы детям
- игра «дополни правила»
- чтение стихотворения
Январь
1. Тема: Зачем нужны дорожные знаки
Задачи: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, известных дорожных знаках. Познакомить с новыми знаками: «внимание», «осторожно дети»
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- чтение стихотворения
- вопросы детям
- рассматривание иллюстраций со знаками с объяснением
2. Тема: Знай и выполняй правила уличного движения
Задачи: Расширить знания детей о правилах поведения на улице. Довести до сознания детей к чему может привести нарушение правил дорожного движения
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- рассматривание иллюстраций с обсуждением опасных ситуаций
- игра «помоги Крокодилу Гене»
- чтение стихотворения
3. Тема: «Чтобы в беду не попасть надо правила движения соблюдать»
Задачи: Уточнить знания детей о правилах дорожного движения, о необходимости их соблюдения. Воспитывать внимание, сосредоточенность
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
-игра «объясни правила Чебурашке»
- игра «найди нужную картинку»
- загадки
Февраль
1. Тема: Витамины и здоровый организм
Задачи: Дать детям знания о пользе витаминов и их значении для здоровья человека
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- рассматривание иллюстраций
- беседа
- чтение рассказа
2. Тема: «Полезное – не полезное»
Задачи: Уточнить знания детей об овощах и фруктах. Отметить продукты, которые не очень полезны для здоровья
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- игра «полезное – не полезное»
- игра «найди нужную картинку»
- загадки
3. Тема: Будем спортом заниматься
Задачи: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- рассматривание иллюстраций
- вопросы детям
- физ. минутка «веселые упражнения»
- упражнения с массажными мячиками
- чтение стихотворения
4. Тема: «Кто спортом занимается – с болезнями не знается»
Задачи: Закрепить названия некоторых видов спорта, умение узнавать их по иллюстрации
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- рассматривание иллюстраций
- вопросы детям
- игра «назови вид спорта»
- игра «угадай по показу»
Март
1. Тема: «Айболит в гостях у детей!
Задачи: Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребности быть здоровыми. Закрепить знания о витаминах
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- игра «чудесный мешочек»
- игра «угадай на вкус»
- рассматривание плодов шиповника с объяснением
2. Тема: Посадка лука
Задачи: Учить сажать лук, уточнить знания о пользе витаминов
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
рассказ воспитателя
- научим Кешу сажать лук
- посадка лука детьми
- загадки об овощах
3. Тема: Экскурсия в медицинский кабинет
Задачи: Продолжать знакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры. Воспитывать уважение к людям этих профессий
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- беседа с детьми
- экскурсия в медицинский кабинет
- беседа с врачом
- вопросы детей
4. Тема: «Как я буду заботиться о своем здоровье»
Задачи: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- пословицы
- рассматривание картины
- вопросы детям
- чтение стихотворения
5. Тема: Если ты заболел
Задачи: Продолжать воспитывать у детей понимания ценностей здоровья, делать выводы о безопасности жизнедеятельности.
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
-игра «вопрос – ответ»
- игра «покажи Карлсону нужную картинку»
- рассматривание иллюстраций с объяснением
- вопросы детям
Апрель
1. Тема: Опасные предметы
Задачи: Уточнить знания о предметах которые могут быть объектами возникновения опасности
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- рассматривание предметных картинок
- вопросы детям
- рассматривание иллюстраций
- загадки
2. Тема: «Безопасность при общении с животными»
Задачи: Уточнить с детьми правила безопасного общения с животными. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- рассматривание иллюстраций с обсуждением опасных ситуаций
- вопросы детям
- чтение книги
3. Тема: Советы доктора Айболита
Задачи: Обобщить знания детей о необходимости беречь здоровье, соблюдать правила личной гигиены
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
- рассматривание иллюстраций «хорошо-плохо»
- вопросы детям
- игровые ситуации
- чтение письма с обсуждением
4. Тема: Опасность вокруг нас
Задачи: Учить детей отмечать характерные признаки лета. Познакомить с правилами поведения на воде. Формировать бережное отношение к природе
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
-загадки
- игра «Правильно – неправильно»
- рассматривание плаката
- вопросы детям