Получи документы

Рабочая программа эколого-краеведческого направления для детей дошкольного возраста 5–7 лет «По тропинкам родного края»

Лилия Хромогина
Рабочая программа эколого-краеведческого направления для детей дошкольного возраста 5–7 лет «По тропинкам родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«По тропинкам родного края»

эколого – краеведческого направления

для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Срок реализации – 2 года

Составитель:

Хромогина Л. Н.,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ детского сада

«Сибирячок» п. Листвянский

.

п. Листвянский, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I Целевой раздел

1.1. Паспорт программы 3

1.2. Актуальность программы….4

Публикация «Рабочая программа эколого-краеведческого направления для детей дошкольного возраста 5–7 лет „По тропинкам родного края“» размещена в разделах

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей. 5

1.4. Планируемые результаты освоения программы 6

II Содержательный раздел

2.1. Основное содержание работы

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы…. 8

2.3. Календарно - тематическое планирование. …. 9

III Организационный раздел

3.1. Экологические игры и игровые упражнения 27

3.2. Список литературы 33

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПО ТРОПИНКАМ РОДНОГО КРАЯ»

Заказчики Программы Родители, (законные представители) воспитанников МКДОУ детский сад «Сибирячок» п. Листвянский

Основные разработчики Программы Хромогина Лилия Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории

Сроки реализации Программы 2 года :

-5-6 лет (старшая группа)

-6-7 лет (подготовительная группа)

Цель Программы – формирование эколого-краеведческой культуры – совокупности экологического и гражданского сознания, экологических и патриотических чувств, экологической и социальной деятельности.

Задачи Программы

Экология

1. Формирование основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе

2. Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них.

3. Формирование навыков экологически грамотного нравственного поведения в природе.

4. Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.

5. Знакомство с природоохранными документами, «Красной книгой» Новосибирской области.

Краеведение

1. Развитие первоначальных географических понятий и представлений.

2. Передача детям доступных знаний о природе родного края, его природных богатствах, истории быта и культуры.

3. Пробудить у юных граждан чувство любви к своему поселку, уважение к его традициям и обычаям.

4. Воспитание уважения к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему общечеловеческих ценностей. 5. Воспитывать чувство глубокой привязанности к родному краю, бережного отношения к природе. Воспитывать чувство патриотизма.

Направление Программы Направление «Эколого - краеведческое»

Приобщение дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края (а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирование гражданской компетенции и правовой грамотности ребёнка, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых

Ожидаемые результаты у детей :

Актуальность программы.

В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста.

Воспитание уважения родному краю складывается из положительного отношения ко всем его составляющим народному творчеству преемственности поколений, традициями, языку, главную позицию среди которых занимает связь с природой. Особое значение при этом отводится знакомству дошкольников с природой родного края.

Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.

Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. А дети наблюдательны и чутки к словам, настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, а также познание.

Актуальность программы определяется стремлением расширить знания детей о природе, истории, культуре нашей малой Родины.

Возрастные и индивидуальные особенности детей

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Всё это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения.

Серьёзное внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Важным показателем самосознания детей 5–7 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своём возможном будущем облике впервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создаёт предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения программы

1. Сформированы основные природоведческие представления и понятий о живой и неживой природе

2. Появилось понимание о взаимосвязи человека с природой.

3. Сформированы навыки экологически грамотного нравственного поведения в природе.

4. Научились видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.

5. Познакомились с природоохранными документами, «Красной книгой» Новосибирской области.

1. Развилось первоначальное о географических представлениях.

2. Дети получили знания о природе родного края, его природных богатствах, истории быта и культуры.

3. Пробудилось у юных граждан чувство любви к своему поселку, уважение к его традициям и обычаям.

4. Научились выражать уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, появилась готовность понимать и принимать систему общечеловеческих ценностей.

5. Появилось чувство глубокой привязанности к родному краю, бережного отношения к природе.

2. Содержательный раздел

2.1. Основное содержание работы

Задачи:

Экология

1. Формирование основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе

2. Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них.

3. Формирование навыков экологически грамотного нравственного поведения в природе.

4. Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.

5. Знакомство с природоохранными документами, «Красной книгой» Новосибирской области.

Краеведение

1. Развитие первоначальных географических понятий и представлений.

2. Передача детям доступных знаний о природе родного края, его природных богатствах, истории быта и культуры.

3. Пробудить у юных граждан чувство любви к своему поселку, уважение к его традициям и обычаям.

4. Воспитание уважения к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему общечеловеческих ценностей.

5. Воспитывать чувство глубокой привязанности к родному краю, бережного отношения к природе. Воспитывать чувство патриотизма.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Совместная деятельность с педагогом, самостоятельная деятельность детей, Совместная деятельность с семьей.

Объяснение.

Наблюдение.

Развивающие игры.

Игра-экспериментирование.

Показ.

Беседа.

Игры (дидактические)

Тематическая прогулка.

Экскурсии.

Опыты.

Чтение литературы.

Посещение библиотеки.

Консультации.

Выставки.

Встречи с интересными людьми.

Совместная театрализованная деятельность.

Конкурсы.

Календарно-тематический план

План работы по Эколого – краеведческому воспитанию детей старшей группы.

Месяц Тема Цель, задача

Сентябрь 1.«Путешествие в рощу»

(Экскурсия)

2.«Я и моя семья»

(Беседа)

3. Тема: «Растения – легкие земли»

(НОД)

4. «Какая ягода — такое и варенье»

(Экскурсия) Познакомить с обитателями рощи, рассказать об острых проблемах загрязнения окружающей. среды.

Формировать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желания заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью

Дать представление о значении растений: показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова.

Любовь и бережное отношение окружающих. Рассмотреть натуральные ягоды, обратить внимание на характерные признаки, показать и рассказать, где и как растут (в саду, лесу, на дереве, кусте, на земле, гроздями, по одному). Показать и попробовать на вкус то, что готовят из ягод. Дать представление о том, что человек культивировал дикорастущие кустарники, вывел новые сорта.

Октябрь 1. «Здравствуй, осень золотая!»

(Прогулка)

2. «Хлеб — всему голова»

3. «Для чего нужна Красная книга»

(Поход в библиотеку)

4. «Осенние хлопоты человека»

(Беседа) обобщить знания об изменениях, происходящих осенью, на участке д/сада, назвать цвет листьев на деревьях, обратить внимание на их количество, объяснить происходящие изменения.

Расширить представления о профессиях. Познакомить с профессией земледельца. Воспитывать уважения к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее нужно охранять.

Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Ноябрь 1. «Птицы поздней осенью»

(Наблюдения)

2. «Мой поселок»

(Виртуальная прогулка)

3. «Что за обед, коли каши нет»

(Беседа)

4. «Как звери готовятся к зиме?» расширять представления детей о птицах, продолжать знакомить с понятием «перелетные».

Расширить представление о понятии «поселок». Уточнить знание достопримечательностей родного поселка. Закрепить знания об улице, на которой живешь. Учить правильно и точно называть свой домашний адрес.

Рассказать о праздниках «Синичкин день», «Кузьминки». Отражение народных традиций и обычаев в праздниках. Продолжать разговор о правильном питании, о ценности и полезности разных круп

Продолжать знакомить детей с особенностями диких животных (волк, лиса, медведь, заяц); где живут; чем питаются; как готовятся к зиме. Дать элементарные понятия о взаимосвязи животных со средой обитания.

Декабрь 1. «Дикие животные зимой» (Беседа)

2. «Сибирь, наш край родной

(Виртуальная экскурсия)

3. «Деревья зимой»

(Наблюдения)

4. «В лесу родилась ёлочка»

(Акция «Елочка — зеленая иголочка») Обогащение представлений о зиме и жизни лесных животных.

Познакомить детей со столицей Сибири – городом Новосибирском. Рассказать о достопримечательностях Новосибирска. Воспитывать интерес к изучению истории Новосибирска, архитектуры.

Обогащать представления детей о природе; воспитывать бережное отношение ко всему живому; любовь к природе, бережное отношение к объектам природы, желание беречь и приумножать природу.

Познакомить детей с хвойными деревьями; учить распознавать деревья по коре, плодам, хвое. Познакомить со строением дерева. Рассказать о питании, росте, дыхании растений и месте произрастания

Январь 1. «Человек и природа»

2. «Народные праздники на Руси»

(Колядки)

3. «Как человек охраняет природу».

(Просмотр видеофильма)

4. «Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли» Обобщить представления, как человек использует факторы природной среды для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья, воспитывать понимание того, человек должен бережно и гуманно относиться к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу.

Расширить представления детей о русских народных праздниках, объяснить их происхождение и назначение. Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость.

Уточнить представления, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах, в водоемах, нуждаются в помощи и заботе людей, закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах, заботясь о растениях и животных, люди охраняют их от гибели, стремятся не наносить вреда и создают хорошие условия жизни, обеспечивают их пищей, оберегают от холода.

Расширять представление о птицах, их внешнем виде. Отличие друг от друга. Выявить общие признаки птиц. Рассказать, чем питаются, почему остаются на зимовку. Закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года. Если птица сыта, мороз ей не страшен.

Февраль 1. «Хлеб – наше богатство».

(Беседа)

2. «Москва - столица нашей Родины!»

(Рассматривание иллюстраций. Беседа)

3. «Наши защитники»

(Рассказ папы о том, как он служил в Армии)

4. «Кто главный в лесу?» Расширить знания у детей о пользе хлеба для человека; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания, воспитывать бережное отношение к хлебу и людям, вырастившим его.

Рассказать о том, что Москва — главный город нашей Родины. Познакомить с достопримечательностями Москвы, ее памятными местами, площадями и улицами. Воспитывать интерес к изучению истории города — героя Москвы, ее архитектуры

Расширить представления детей о Российской армии. Закрепить знания о разных профессиях и родах войск. Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память.

Развивать представления детей о взаимосвязи лесного сообщества, их пищевой зависимости. Показать, что главное звено в лесу — растения, которыми питаются различные животные. Дать детям представление о профессии лесника, человек — который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает от беды.

Март 1. Реализация проекта «Волшебница вода»

2. «Народные праздники на Руси — Масленица»

3. «Всемирный день воды 22 марта»

4. «Грач «а горе — весна на дворе»

Познакомить со свойствами воды,

формирование у детей, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

Расширить представления о народных русских праздниках, объяснить их предназначение. Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость.

Уточнить и расширить знания детей о воде, уточнить представление о том, что вода — очень ценный продукт. Она нужна всем живым организмам. (опыты с водой).

Обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе. Закрепить представление детей о перелетных птицах. Учить узнавать их, сравнивать по величине, называть части тела. Рассказать, что каждая птица строит себе гнездо сама из необходимого ей материала (веточки, солома, глина, а некоторым птицам помогает человек. Воспитывать бережное отношение к живой природе

Апрель 1. «Весенние заботы птиц».

(Изготовление скворечников)

2. «Наша Земля»

(Виртуальная экскурсия)

3. «Всемирный день Земли»

4. «Рыба посуху не ходит, без воды не может жить»

Развивать представления о перелетных птицах, прилет, добывание корма, выведение птенцов, выкармливание, забота о них; о заботе человека о птицах; воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц.

Формировать первоначальные представления о творении мира, наше Земли; воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе; познакомить с историей появления. Работа с использованием глобуса — модели Земли.

Учить понимать и любить природу; устанавливать зависимость между состоянием природы, растительным и животным миром, бытом людей. Формировать представление о том, что человек — часть природы. Учить различать почву (песчаная, чернозем, лесная). Расширять представление о разнообразии неживой природы.

Закреплять знания об аквариумных рыбках, их строении, образе жизни, кормлении, уходе. Показать, что рыбы дышат воздухом, растворенным в воде. Воспитывать заботливое отношение к обитателям живого уголка.

Май 1. «Цветы вокруг нас»

(Наблюдения)

2. «Государственные символы России»

3. «Насекомые и цветы, созданы друг для друга»

4. «Огород для семьидоход»

(Экскурсия на огород) Познакомить с разнообразием цветущих растений, цветы-это часть живой природы, развивать интерес к развитию и росту растений, развивать экологическую культуры.

Продолжить формировать представления о том, что Россия многонациональная страна. Познакомить с флагом и гербом страны и гимном. Воспитывать любовь к своей стране.

Показать детям закономерные связи в природе, роль насекомых в этом процессе; вызвать интерес к окружающему миру, закреплять знания о травах и цветах, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Воспитывать любовь к природе, заботливое и внимательное отношение.

Рассказать детям о весенних полевых работах, сравнить труд осенью и весной. Объяснить, что для того, чтобы быстрей и легче работалось, люди смастерили огородный инвентарь, рассмотреть его, назвать, для чего он предназначен. Учить определять самое необходимое время для посадки семян.

План работы по Эколого – краеведческому воспитанию детей подготовительной группы.

Месяц Тема Цель, задача

Сентябрь 1. «Моя семья» Закреплять

2. «Моя семья».

3. «Гуляй да присматривайся»

(Экскурсия в природу).

4. Продуктивная деятельность «Подарки леса» Закреплять знания своего отечества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек. Расширять и закреплять представление о родственных отношениях. Познакомить с терминами родства: прабабушка, прадедушка. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Узнать свою родословную путем составления генеалогического древа семьи.

Рассказать о наступившем времени года, обратить внимание на осенние изменение погоды.

- художественное слово (повторение стихотворения С. Погореловского «Лес»);

- игра «Что на что похоже»;

- работа с природным материалом

- выставка детских работ

Октябрь

«Октябрь землю покроет, где листком, где снежком»

«До Покрова — осень, за Покровом зима идет»

«Под одним солнцем, у каждого своя работа» Познакомить детей с главным богатством края -выращиванием пшеницы. Рассказать, какое значение для всех людей имеет хлеб. Поговорить о труде хлебороба, о технике, которая используется человеком для выращивания хлеба. Рассмотреть хлебобулочные изделия, обратить внимание на вкус, запах, рассмотреть зерно, муку. Познакомить со старинными способами уборки хлеба и орудиями труда — серпами, цепом и жерновами

Расширять знания детей о разнообразии растительного мира. Познакомить с лиственными деревьями. Учить объяснять отличие деревьев по форме листьев, цвету коры. Показать плоды деревьев. Обратить внимание на изменение окраски листьев осенью. Учить видеть красивое в природе, высказывать свои мысли, учить понимать причинноследственные связи

Познакомить с праздником Покровом. Отражение народных традиций и обычаев в празднике. Познакомить с приметами этого дня. Вспомнить, какую работу выполняли земледельцы осенью, какой собрали урожай.

Довести до сознания детей мысль о месте, пользе и значении каждого живого существа в природе.

-игра «Береги природу»;

-игра с мячом «Птицы, рыбы, звери»

-просмотр презентации «Экологические ситуации»

Ноябрь 1. «Род и родословная». «Семья в куче - не страшна и туча

2. «Земля и ее обитатели»

3. Вода в природе «Путешествие капельки»

4. «Вкусная и полезная пища»

(приготовление салата) Закреплять представления о родственных отношениях, о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Воспитывать желание заботиться о близких. Генеалогическое древо.

Дать детям представление о живой и неживой природе. Формировать представление об использовании человеком природных богатств : нефть, руда, уголь. Рассказать как их добывают, об их свойствах и особенностях, о их значении в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Уточнить знания детей о воде как о среде обитания для некоторых животных. Объяснить этапы круговорота воды в природе.

Опытно-экспериментальная деятельность

- дидактическая игра «Что шумит?»;

- беседа «Какая бывает вода?»;

- рассуждения детей

Дать детям представление о народной медицине и экологически чистом питании. Формировать привычку к здоровому образу жизни. Рассказать о витаминах, которые содержат овощи и фрукты, какую пользу они приносят организму человека.

Декабрь 1. «Край в котором мы живем»

2. «Красная книга Новосибирской области»

3. Изготовление плакатов «Сохраним красавицу елку»

4. «Покормите птиц зимой» Воспитывать у детей любовь к Родине. Формировать представление о том, что наша Родина многонациональна, в ней много городов, сел. -Уточнить, какие города дети знают.

- Рассказать о городе Новосибирске.

-Викторина «Знатоки родного края»

Познакомить детей с Красной книгой, зачем она нужна? Какие животные и растения занесены в ней. Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе. Формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Дидактическая игра-пазл «Деревья родного края» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра-пазл «Деревья родного края» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Конспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группеКонспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

Проект по краеведению  «Природа родного края» с детьми старшего дошкольного возрастаПроект по краеведению  «Природа родного края» с детьми старшего дошкольного возраста Проект по Краеведению – природа родного края с детьми старшего дошкольного возраста Автор: Кузнецова Вероника Валерьевна Новосибирск.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края»Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края» Цель викторины: Создание социальной ситуации развития в познавательно-речевой деятельности. Закрепление знаний детей о родном поселке, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа эколого-краеведческого направления для детей дошкольного возраста 5–7 лет «По тропинкам родного края»
Опубликовано: 7 февраля 2022 в 12:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа эколого-краеведческого направления для детей дошкольного возраста 5–7 лет «По тропинкам родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Хромогина (УИ 441150) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД