Лучший педагог года

Рабочая программа «Эколята — дошколята» для детей 5–7 лет

Ирина Коростелкина
Рабочая программа «Эколята — дошколята» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 57»

Рабочая программа «Эколята- защитники природы»

(для детей 5-7 лет)

Составитель

Коростелкина И. А.

Содержание

Стр.

1. Пояснительная записка…. 3 1.1. Актуальность программы…. …. 5 1.2. Цель программы…. 5 1.3. Задачи программы…. … 5 1.4. Принципы программы…. 6 1.5. Характеристика особенностей развития детей….… 6 1.6. Этапы экологического воспитания по программе… 7 1.7. Ожидаемые результаты…. 8 1.8. Материально-техническое обеспечение…. 9

Публикация «Рабочая программа „Эколята — дошколята“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах

1.9. Кадровое обеспечение….… 10 1.10. Работа с родителями детей – участников программы…. 10 2. Учебный план….…. 11 2.1. Учебный план для детей 5-6 лет…. 11 2.2. Учебный план для детей 6-7 лет…. 12

3. Содержание изучаемого курса….…. 14 3.1. Содержание изучаемого курса для детей 5-6 лет… 14 3.2. Содержание изучаемого курса для детей 6-7 лет…. …. 15

4. Методическое обеспечение…. … 17 5. Список литературы…. … 22 5.1. Литература, используемая для разработки программы…. 22 5.2. Литература для детей…. 23 5.3. Литература для родителей…. 23

6. Календарный учебный график….… 25 6.1. Календарный учебный график для детей 5-6 лет…. …. 25 6.2. Календарный учебный график для детей 6-7 лет…. …. 31

2

1. Пояснительная записка

Данная программа построена на основе природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята защитники природы» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

В стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования :

• Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г;

• Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г;

• Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.

Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р)

• Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пр. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФОП

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в своем творчестве, ухаживать за животными и растениями).

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

1.1. Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

1.2. Цель программы

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

1.3. Задачи программы

• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

1.4. Принципы программы :

• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;

• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе; • последовательность в обучении и воспитании;

• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;

• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;

• простота и доступность изучаемого материала; • наглядность при изучении тем и вопросов;

• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;

• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;

• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;

• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

1.5. Характеристика особенностей развития детей

Старшая группа (от 5-6 лет)

Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Подготовительная группа (6-7 лет)

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К

концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

1.6. Этапы экологического воспитания по программе :

1 этап (с 5 до 6 лет)

• Соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;

• выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;

• доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.

2 этап (с 6 до 7 лет)

• Умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи;

• осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает;

• обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем);

• отношение к человеку, как к естественному объекту природы; • познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;

экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

По программе обучаются дети 5-7 лет – две подгруппы по 10 человек.

7

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью для детей 5-6 лет – 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут, общее количество часов в год для каждой группы – 36

1.7. Ожидаемые результаты

• Ребёнок знает, как правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия;

• Ребёнок владеет и самостоятельно реализовывает элементарные навыки рационального природопользования;

• Ребёнок знает условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях;

• Ребёнок понимает ценность природных объектов.

Проектирование целеполагания и результативности

Уровень

Стартовый

Специфика целеполагания

Цели уровня предусматривают: -

формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение -их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, -формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию их свободного времени (Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1);

мотивацию личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту (Концепция развития дополнительного образования детей).

Прогнозируемая результативность

Освоение образовательной

программы.

Переход на базовый уровень не менее 25%

обучающихся.

Участие в муниципальных и региональных мероприятиях не менее

50% обучающихся.

Включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 10%

обучающихся.

8

Формы аттестации

Творческая работа Выставка Конкурс Экологические праздники

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Готовые изделия Грамоты

Фото и видеосъёмка

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов Презентация Портфолио Отчёт

Сайт детского сада

Публикации по теме:

Фотоотчет об экологическом празднике «Посвящение в Эколята-дошколята» для детей 5–6 летФотоотчет об экологическом празднике «Посвящение в Эколята-дошколята» для детей 5–6 лет Экологический праздник «Посвящение в Эколята –дошколята» для детей 5-6 лет. Воспитатель: Исаева Светлана Анатольевна. Цель: формирование.

Лэпбук по экологии «Эколята — дошколята» для детей 3–4 лет»Лэпбук по экологии «Эколята — дошколята» для детей 3–4 лет» Экологический лэпбук «Эколята – дошколята» выполнен воспитателем МБДОУ ЦРР детского сада первой категории №59 «Лакомка» Леоновой Ольгой.

Рабочая программа «Горниповне» по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6–7 летРабочая программа «Горниповне» по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6–7 лет Рабочая программа "Горниповне" по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6-7 лет. Содержание. 1. Пояснительная записка. 2. Перспективный.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Рабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 летРабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 лет АБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ НА 2018-2019.

Автор публикации:
Рабочая программа «Эколята — дошколята» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 25 октября 2023 в 09:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Эколята — дошколята» для детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Коростелкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД