Ирина Коростелкина
Рабочая программа «Эколята — дошколята» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 57»
Рабочая программа «Эколята- защитники природы»
(для детей 5-7 лет)
Составитель
Коростелкина И. А.
Содержание
Стр.
1. Пояснительная записка…. 3 1.1. Актуальность программы…. …. 5 1.2. Цель программы…. 5 1.3. Задачи программы…. … 5 1.4. Принципы программы…. 6 1.5. Характеристика особенностей развития детей….… 6 1.6. Этапы экологического воспитания по программе… 7 1.7. Ожидаемые результаты…. 8 1.8. Материально-техническое обеспечение…. 9
Публикация «Рабочая программа „Эколята — дошколята“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
1.9. Кадровое обеспечение….… 10 1.10. Работа с родителями детей – участников программы…. 10 2. Учебный план….…. 11 2.1. Учебный план для детей 5-6 лет…. 11 2.2. Учебный план для детей 6-7 лет…. 12
3. Содержание изучаемого курса….…. 14 3.1. Содержание изучаемого курса для детей 5-6 лет… 14 3.2. Содержание изучаемого курса для детей 6-7 лет…. …. 15
4. Методическое обеспечение…. … 17 5. Список литературы…. … 22 5.1. Литература, используемая для разработки программы…. 22 5.2. Литература для детей…. 23 5.3. Литература для родителей…. 23
6. Календарный учебный график….… 25 6.1. Календарный учебный график для детей 5-6 лет…. …. 25 6.2. Календарный учебный график для детей 6-7 лет…. …. 31
2
1. Пояснительная записка
Данная программа построена на основе природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята защитники природы» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.
В стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования :
• Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г;
• Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г;
• Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
• Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р)
• Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пр. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФОП
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в своем творчестве, ухаживать за животными и растениями).
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
1.1. Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
1.2. Цель программы
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
1.3. Задачи программы
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
1.4. Принципы программы :
• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе; • последовательность в обучении и воспитании;
• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
• простота и доступность изучаемого материала; • наглядность при изучении тем и вопросов;
• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;
• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.
1.5. Характеристика особенностей развития детей
Старшая группа (от 5-6 лет)
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Подготовительная группа (6-7 лет)
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К
концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
1.6. Этапы экологического воспитания по программе :
1 этап (с 5 до 6 лет)
• Соблюдение правил поведения в окружающей среде;
• контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;
• выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;
• доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
2 этап (с 6 до 7 лет)
• Умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи;
• осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает;
• обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем);
• отношение к человеку, как к естественному объекту природы; • познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;
• экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.
По программе обучаются дети 5-7 лет – две подгруппы по 10 человек.
7
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью для детей 5-6 лет – 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут, общее количество часов в год для каждой группы – 36
1.7. Ожидаемые результаты
• Ребёнок знает, как правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия;
• Ребёнок владеет и самостоятельно реализовывает элементарные навыки рационального природопользования;
• Ребёнок знает условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях;
• Ребёнок понимает ценность природных объектов.
Проектирование целеполагания и результативности
Уровень
Стартовый
Специфика целеполагания
Цели уровня предусматривают: -
формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение -их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, -формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию их свободного времени (Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1);
мотивацию личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту (Концепция развития дополнительного образования детей).
Прогнозируемая результативность
Освоение образовательной
программы.
Переход на базовый уровень не менее 25%
обучающихся.
Участие в муниципальных и региональных мероприятиях не менее
50% обучающихся.
Включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 10%
обучающихся.
8
Формы аттестации
Творческая работа Выставка Конкурс Экологические праздники
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Готовые изделия Грамоты
Фото и видеосъёмка
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов Презентация Портфолио Отчёт
Сайт детского сада