Наталья Квасова
Рабочая программа воспитателя по ФГОС. Часть2
▼ Скачать + Заказать документы
II Cодержательный раздел
2.1 Учебный план реализации ООП в разновозрастной группе «Вишенки»
Содержание педагогической работы по освоению детьми 5 образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», входят в расписание организованной образовательной деятельности.
Объём недельной образовательной группы соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного учреждения (СанПин 2.4.1. 3049-13) :
Публикация «Рабочая программа воспитателя по ФГОС, Часть2» размещена в разделах
Старшая группа (от 5 до 6 лет) – 13 ООД в неделю
Подготовительная группа (с 6 до 7 лет) - 14 ООД в неделю
В учебном плане распределено количество занятий, дающее возможность использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
2.2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в разновозрастной группе
Детский сад реализует основную общеобразовательную программу ДОУ, разработанную на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014г., дополнительных программ МДОУ : «Здоровье», «Программа развития МДОУ» и ряда парциальных программ : «Наш дом природа» Н. А. Рыжова;• «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой;• «Программа развития речи детей дошкольного возраста»• О. С. Ушаковой; «Основы безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного• возраста» Р. Б. Стеркиной, Н. А. Авдеевой, Н. Л. Князевой; «Физическая культура – дошкольникам» Л. Д. Глазыриной;• «Красота. Радость. Творчество» А. В. Антоновой Т. С. Комаровой, М. Б. • Зацепиной. Приоритетное направление работы : художественно – эстетическое. Работают кружки : «Театр и дети», «Веселые краски», «Волшебный пластилин» для которых разработаны программы дополнительного образования детей.
Приоритетное направление ДОУ – художественно-эстетическое. Эта работа тесно связана со всеми сторонами педагогического процесса в детском саду, а результаты проявляются в различных видах деятельности детей: в изобразительном искусстве, в музыке, на занятиях по развитию речи, в театрально – игровой деятельности и т. д.
2.3 Основные формы реализации программы
Образовательные области Младший дошкольный возраст
Физическое развитие • Игровая беседа с элементами движений
• Игра
• Утренняя гимнастика
• Интегративная деятельность
• Упражнения
• Экспериментирование
• Ситуативный разговор
• Беседа
• Рассказ
• Чтение художественной литературы
• Проблемная ситуация
Социально-коммуникативное развитие • Игровое упражнение
• Индивидуальная игра
• Совместная с воспитателем игра
• Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе)
• Игра
• Чтение
• Беседа
• Наблюдение
• Рассматривание
• Чтение
• Педагогическая ситуация
• Праздник
• Экскурсия
• Ситуация морального выбора
• Поручение
• Дежурство
Речевое развитие
• Рассматривание
• Игровая ситуация
• Дидактическая игра
• Ситуация общения.
• Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).
• Интегративная деятельность
• Хороводная игра с пением
• Игра-драматизация
• Чтение
• Обсуждение
• Рассказ
• Игра
Познавательное развитие • Рассматривание
• Наблюдение
• Игра-экспериментирование.
• Исследовательская
• деятельность
• Конструирование.
• Развивающая игра
• Экскурсия
• Ситуативный разговор
• Рассказ
• Беседа
• Проблемная ситуация
Художественное –эстетическое
развитие • Рассматривание эстетически привлекательных предметов
• Игра
• Организация выставок изготовление украшений
• Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки
• Экспериментирование со звуками
• Музыкально-дидактическая игра
• Разучивание музыкальных игр и танцев
• Совместное пение
2.4 Особенности организации образовательного процесса в группе
Организованная образовательная деятельность в разновозрастной группе «Вишенки» проводится по подгруппам (у 2 подгруппы детей в это время самостоятельная деятельность под наблюдением младшего воспитателя).
Для организации образовательной деятельности воспитанники разновозрастной группы делятся на старшую и подготовительную подгруппы.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности:
-для воспитанников старшей подгруппы (5-6 лет) - не более 25 минут;
-для воспитанников подготовительной подгруппы (6-7 лет) – не более 30 минут.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку.
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут
2.5 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ
Воспитательно-образовательный процесс подразделен на:
• совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Модель организации деятельности взрослых и детей в разновозрастной группе «Вишенки»
Образовательная область Первая половина дня Вторая половина дня
Социально – коммуникативное
развитие • Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
• Оценка эмоционального настроение группы с последующей коррекцией плана работы
• Формирование навыков культуры еды
• Этика быта, трудовые поручения
• Формирование навыков культуры общения
• Театрализованные игры
• Сюжетно-ролевые игры • Индивидуальная работа
• Эстетика быта
• Трудовые поручения
• Игры с ряженьем
• Работа в книжном уголке
• Общение младших и старших детей
• Сюжетно – ролевые игры
Познавательное
развитие • Игры-занятия
• Дидактические игры
• Наблюдения
• Беседы
• Экскурсии по участку
• Исследовательская работа, опыты и экспериментирование. • Игры
• Досуги
• Индивидуальная работа
Речевое развитие • Игры - занятия
• Чтение
• Дидактические игры
• Беседы
• Ситуации общения • Игры
• Чтение
• Беседы
• Инсценирование сказок, песенок, потешек
Художественно-эстетическое развитие • ООД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности
• Эстетика быта
• Экскурсии в природу (на участке) • Музыкально-художественные досуги
• Индивидуальная работа
Физическое развитие • Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года
• Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)
• Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)
• Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)
• Физкультминутки на занятиях
• ООД по физкультуре
• Прогулка в двигательной активности • Гимнастика после сна
• Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
• Физкультурные досуги, игры и развлечения
• Самостоятельная двигательная деятельность
• Ритмическая гимнастика
• Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)
2.6 Содержание коррекционной работы
В нашем дошкольном образовательном учреждении детском саду № 20 “Алёнушка» реализуется программа “От рождения до школы” под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (Изд. «Мозаика – синтез» Москва, изд. 3 2014г.) Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Поэтому родителям, у которых дети с речевыми нарушениями, даем рекомендации обратиться к соответствующим специалистам.
2.7 Взаимодействие с семьей
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Перспективный план работы с родителями на 2016-2017 учебный год
Месяц Формы работы Темы Оформление дополнительного материала
Сентябрь Консультация
Наглядная информация
Совместная подготовка к
учебному году
"Учите и читайте вместе снами",
"Живем по режиму"
«У каждого первоклассника свой темперамент»
"Режим дня", "Наши педагоги", "Администрация" Информация на стенде
Папка -передвижка
Информация на стенде
Информация на стенде
Октябрь Выставка совместных работ
картин
Наглядная информация
Родительское собрание
Досуг "Осень золотая"
«К нам пришла Осень»
"Задачи работы на новый учебный год" Знакомим родителей с ФГОС ДО
«Осенний досуг» Объявление
Папка-передвижка
Объявление-приглашение, анкета, презентация.
Ноябрь Консультация
Наглядная информация
Совместный досуг
Выставка детских работ "Одежда детей в группе и на улице"
"Как беречь здоровье"
"Мамочка любимая"
"Самая любимая мамочка моя!" Информация на стенде
Объявление -приглашение, коллективная открытка,
рисунки детей, стихи, изготовление подарков
Декабрь
Выставка совместных работ
Совместный праздник
Консультация
"Новогодний талисман"
"Новогодняя сказка"
«Профилактика простудных
заболеваний».
Объявление, грамоты и подарки участникам
Объявление-приглашение, изготовление атрибутов
Информация на стенде
Январь Наглядная информация
Консультация
«Исследуем вместе с ребенком»,
«Эффективные средства и методы закаливания»
Подготовка материала
Февраль Стенгазета (коллаж)
Совместный досуг
Консультация
Выставка совместных работ
Совместный досуг
"Мой папа самый!"
"Мой папа вот какой!"
"Роль отца в воспитание"
«Сказки Пушкина»
«Масленица» Оформление газеты
Объявление приглашение, изготовление атрибутов, коллективная открытка, рисунки детей, изготовление подарков
Картотека подвижных игр
Март Совместный праздник
Консультации
"Мамин день"
" О наказаниях и поощрениях!"
Объявление-приглашение, изготовление атрибутов,
рисунки детей, стихи, коллективная открытка
Папка-передвижка
Апрель День птиц
Консультация
«Изготовление скворечников»
«О проведение праздничных дней» «Куда пойти с ребенком»
Папка передвижка, информация на стенде»
Май Консультации
Праздник
Выпускной "Прогулка- это важно!"
«Этот праздник со слезами на глазах»
«До свидание Детский сад!» Папка-передвижка, картотека прогулок в теплое время
Возложение цветов к мемориалу. Выставка работ.
III Организационный раздел
3.1 Оформление предметно-пространственной среды
При создании предметно – пространственной среды учреждения педагоги исходили из необходимости следующих факторов:
- Индивидуальных социально – психологических особенностей ребенка;
- Своеобразия его эмоционально – личностного развития;
- Учета индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей;
- Любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей;
- Возрастных и гендерных особенностей.
Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности и санитарно – гигиеническим нормам.
Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой группе созданы уголки для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и др., а также условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
В каждой группе созданы экологический центр, книжный центр, игровые зоны, зона театрализованной деятельности, зоны изобразительной деятельности, выставки детского творчества и т. д.
Для всестороннего развития детей имеются также методические пособия и дидактические игры, технические средства, которые постоянно обновляются. Для конструктивной деятельности имеются разнообразные конструкторы, мозаики, разрезные картинки.
В уголках природы дети имеют возможность экспериментировать, выращивая растения и проводя исследования живой природы. Для раскрытия творческой уникальности каждого ребенка оборудованы специальные помещения.
Спортивный зал оборудован с учетом современных требований (гимнастические стенки, тренажеры, батут, обручи, гимнастические палки, волейбольные и футбольные мячи, гантели, гимнастические маты и т. д.)
В учреждении созданы условия для развития музыкальных способностей детей. Имеется просторный эстетически оформленный музыкальный зал, оборудованный современными техническими средствами (музыкальный центр, караоке, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон).
Кабинет по экологии оснащен методическими пособиями и материалами, помогающими научить детей беречь, любить, изучать природу.
Театральная комната помогает детям знакомиться с различными видами кукольного театра, развивать творческие способности детей.
Имеется кабинет уполномоченного представителя по защите прав ребенка, в котором он может пообщаться с родителями, имеющими проблемы, провести консультативную работу, рассказать о правах и обязанностях родителей и детей.
Для совершенствования работы по развитию дошкольников в игровой деятельности проводятся мониторинги, тематические контроли, открытые просмотры, результаты которых выносятся на обсуждения на педагогические советы. В воспитательно-образовательном процессе широко используется оборудование стимулирующее развитие учебной и игровой деятельности детей с этой целью в 2014 г. было приобретено игровое оборудование по развитию речи детей и двигательной активности на сумму 53 300 рублей:
• Игры для развития эмоциональной сферы;
• Настольно – печатные игры;
• Разнообразные музыкальные инструменты;
• Спортивный инвентарь;
• Игрушки – забавы;
• Логические лото;
• Мозаики и т. д.
Книжный фонд и дидактический материал по всем возрастным группам достаточен и постоянно обновляется.
Информационные ресурсы МДОУ:
3 -компьютера, 2- телевизора, 1- видеомагнитофон, 2 - ксерокса, 2 - принтера, 1- МФУ, 2- музыкальных центра, 2- магнитофона (группы, 1 фотоаппарат.
Вывод: Таким образом, в детском саду созданы благоприятные условия для осуществления воспитательного – образовательного процесса в соответствии с ФГОС. В каждой дошкольной группе создана развивающая предметно – пространственная среда, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и соответствует возрастным возможностям детей. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов и оборудования в каждой группе обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, также обеспечивает двигательную активность и эмоциональное благополучие детей.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
в старшей – подготовительной разновозрастной группе
Дни недели Разновозрастная группа «Вишенки»
Старшая группа
(с 5 до 6 лет) Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет)
Понедельник
1. Ознакомление с окружающим миром 09.00- 09.25
2. Рисование 09.40 -10.05
3. Физкультурное 10.20 -10.45
Кружок «Веселые краски» 16.10- 16.40 1. Ознакомление с окружающим миром
09.00- 09.30
2. Рисование 09.40-10.10
3. Физкультурное 10.20-10.50
Вторник 1. ФЭМП 09.00- 09.25
2. Лепка/аппликация (1 раз в 2 недели)
09.35-10.05
3. Физическая культура в помещении
10.20 - 10.45 1. ФЭМП 09.00- 09.30
2. Лепка/аппликация (1 раз в 2 недели)
09.35-10.10
3. Физическая культура в помещении
10.20-10.50
Среда 1. Развитие речи 09.00- 09.25
2. Музыкальное 09.40-10.05
3. Рисование 10.20-10.45
Кружок «Волшебный пластилин» 16.10-16.40 1. Развитие речи 09.00- 09.30
2. Музыкальное 09.40-10.10
3. Рисование 10.20-10.50
Четверг 2. Художественная литература
09.40-10.05
3. Физическая культура на улице
10.20-10.45
1. ФЭМП 09.00-09.30
2. Художественная литература 09.40-10.10
3. Физическая культура на улице 10.20-10.50
Пятница 1. Конструирование/ручной труд (1 раз в 2 недели) 09.00-09.25
2. Музыкальное 09.40-10.05
Кружок «Театр и дети» 16.10-16.40 1. Конструирование/ручной труд (1 раз в 2 недели) 09.00-09.30
2. Музыкальное 09.40-10.10
Вторая половина дня для индивидуальной работы с детьми, познавательно-исследовательской деятельности, чтения художественной литературы: 16.20-16.45 – старшая группа (25 минут) 16.20-16.50 – подготовительная группа (30 минут)
Двигательный режим в детском саду
Виды занятий и формы работы по физической культуре Особенности организации
продолжительности занятий
Утренняя гимнастика Ежедневно 10-12 мин. Один комплекс подбирается на две недели.
Физкультурное занятие, как основная форма обучения движениям Два раза в неделю по подгруппам (с учетом подвижности детей).
Продолжительность в старшем возрасте — 25-30 мин.
Подвижные игры, игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно два раза (на утренней и вечерней прогулках). В старшем возрасте 25-30 мин.
В дни проведения физкультурных занятий 15-20 мин.
Физкультминутки Ежедневно по мере необходимости 1-3 мин., в зависимости от вида и
содержания занятий.
Динамические паузы во время перерывов между занятиями Ежедневно по мере необходимости, продолжительность 10-12 мин. Предлагаются игровые двигательные задания с различными пособиями. В конце перерыва давать детям минуту расслабления.
Физкультурный досуг 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Продолжительность в старшем возрасте— 30-45 мин.
Физкультурный праздник 2-3 раза в год до 1 часа30 мин.
День здоровья Не реже одного раза в квартал, во время прогулки.
Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно во время вечерней прогулки, проводится с одним ребенком или 2-3 детьми.
Задание на дом Предлагаются по мере необходимости.
Самостоятельная двигательная деятельность детей Ежедневно. Проводится под руководством воспитателя. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей детей.
Система закаливающих мероприятий
Форма
закаливания Закаливающее воздействие Длительность (мин. в день)
Утренняя гимнастика
(в теплую погоду – на улице) Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями 7-10
Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении Воздушная ванна Индивидуально
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности
(в помещении) Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т. п. до 30
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности
(на улице) Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями до 30
Прогулка в первой и второй половине дня Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями С учетом расписания в каждой возрастной группе и
погодных условий
Полоскание горла (рта) после обеда Закаливание водой в повседневной жизни 3-5
Подготовка и сама процедура
Дневной сон
без маек Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка В соответствии с действующим СанПиН
Физические упражнения после дневного сна Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями
(контрастная воздушная ванна) 7-10
Закаливание после дневного сна Воздушная ванна и водные процедуры («расширенное» умывание, обтирание или обливание стоп и голеней и др.) 5-15
Список используемой литературы
• Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012;
• Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
• Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13с изменениями на 27 августа 2015г.).
• Семейного кодекса РФ от 08.12.1995 No223 (доп. и изм.)
• Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 No124-ФЗ
• Образовательной программы ДОУ, утвержденного приказом заведующего
• Конвенция ООН о правах ребенка, 1989г.
• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014г., 3-е
Ребенок и окружающий мир
• «Юный эколог» С. Н. Николаева.
• «Ознакомление с окружающим миром»Г. В. Морозова М. -2010г.
• Комплексные занятия в старшей группе» Т. М. Бондаренко М. -2006г.
• «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Т. М. Бондаренко М. -2007г.
• «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О. В. Дыбина М. - 2014г.
Развитие речи
• «Развитие речи. 4-6 лет» В. В. Гербова. Учебно-наглядное пособие. -М. Владос. 2003
• «Развитие речи в детском саду» В. В. Гербова. .-М. Мозаика-Синтез. 2015
• «Развитие правильной речи ребенка в семье». Максаков А. И. .-М. Мозаика-Синтез. 2015
Формирование элементарных математических представлений.
• «Занятия по формированию элементарных математических представлений» И. А. Помораева, В. А. Позина. - М. 2015г.
Нравственное воспитание
• «Нравственное воспитание в детском саду» Петрова в. И., Стульник Т. Д. .-М. Мозаика-Синтез. 2006