Светлана Марзоева
Рабочая программа «Волшебная кисточка» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Волшебная кисть»
Возраст обучающихся: 5-7лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования
МБДОУ № 59
Марзоева Светлана Викторовна
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисть» составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 5-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И. А.
Публикация «Рабочая программа „Волшебная кисточка“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ;
• Конвенция о правах ребенка;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г. №58;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:
• развитие продуктивной деятельности детей;
• развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
Дополнительная общеразвивающая программа «Красочный мир» носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т. д.). Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Занятия изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных материалов полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. На занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
Актуальность: В настоящее время педагоги, специалисты в области развития детей дошкольного возраста, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Практическая значимость: Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Инновационная направленность: изменение подхода к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Программа предназначена для обучения детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования.
Особенность программы «Волшебная кисть» заключается в том, что она предполагает комплексное изучение различных техник ДПИ (декупаж, батик, коллаж, квиллинг и т. д.). Так же, наряду с традиционными техниками рисования, изучаются нетрадиционные, такие как монотипия, граттаж, печать бумагой, рисование ватными палочками и др. Это позволяет увеличить потенциал творческих возможностей обучающихся.
1.2. Цель программы – обеспечение условий для оптимального художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ.
Основные задачи программы
Способствовать формированию:
• специальных знаний – основ композиции и цветовой гармонии, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, значения распространенных художественных понятий и терминов;
• прикладных знаний, умений и навыков, необходимых для творческого процесса.
Способствовать развитию:
• способности к восприятию ценностного смысла произведений различных видов искусств;
• мелкой и крупной моторики рук обучающихся;
• художественного вкуса, способности видеть и чувствовать красоту и гармонию, эстетически ее оценивать и создавать собственные творческие работы;
• творческих способностей, пространственного мышления, образного восприятия и воображения.
Способствовать воспитанию:
• интереса и любви к искусству и изобразительной деятельности;
• аккуратности и настойчивости в работе;
• чувства гордости, любви и бережного отношения к памятникам культуры и искусства Родины, своего города;
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
В основу организации образовательного процесса положены следующие принципы:
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом образовательных потребностей;
• принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
• принцип целостности содержания образования;
• принцип направленности на овладение обучающимися с нарушениями речи всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося с ОВЗ к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;
• принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки программы заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные методы.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический, тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.
1.5. Планируемые результаты
После освоения программы 1-го года обучения воспитанники будут
знать:
• основы цветоведения;
• основные материалы и инструменты;
• простейшие живописные и графические приемы;
• виды ДПИ;
уметь:
• работать с инструментами и материалами для художественных работ;
• создавать простейшие композиции;
• выполнять элементарные приемы работы с бумагой;
• создавать декоративные работы;
обладать:
• устойчивым интересом к данному виду деятельности, умениями и навыками для его реализации.
Отслеживание результатов образовательной деятельности
Результаты усвоения программы отслеживаются путем диагностирования. Предусматривается проведение стартового и итогового мониторинга развития художественно-творческих способностей детей. Аттестация воспитанников проводится 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь) и конце (май). Основной метод – наблюдение. Обследование проводится в ходе образовательной деятельности.
Ребенок, овладевший программой :
• Хорошо умеет рисовать ладошкой, пальчиками и ватными палочками.
• Фантазирует и создает необычные образы, использую мятую бумагу и поролон.
• Отщипывает пластилин и аккуратно наносит его на поверхность картона: прижимая, размазывая и сглаживая его.
• Создает выразительные образы использует изученные техники рисования.
• Использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа.
• Плодотворно взаимодействует с другими детьми и педагогом во время выполнения коллективных работ.
• Может комбинировать в своей работе несколько видов нетрадиционных техник в одной работе.
• 3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу;
• 2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;
• 1 балл - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.
• Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.
Формирование универсальных учебных действий — личностные и метапредметные результаты.
Планируемые результаты.
К концу года дети могут:
• различать виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика).
• теплые и холодные оттенки спектра.
• особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий.
• владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик, кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, «мозаичное» рисование, пластилиновая графика);
• смешивать краски для получения новых оттенков.
• передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий.
• сочетать различные виды изобразительной деятельности и изо материалы.
• рисовать самостоятельно.
• создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем.
Личностные результаты освоения программы :
учебно-познавательный интерес к художественному творчеству, как одному из видов ручного труда;
формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов;
воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в декоративно-творческой деятельности.
развитие коммуникативных навыков, активизация воображения и фантазии.
Метапредметные результаты освоения программы :
развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить самостоятельно решать творческие задачи.
развитие визуального – образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида прикладной деятельности на другой, с одного искусства на другое;
формирование умение накапливать знания и развивать представления о развитии художественной культуры.
воспитание умения и готовности слушать собеседника.
воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Предметные результаты освоения программы должны отражать :
Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности; способности воспринимать, понимать, переживать и ценить художественные произведения искусства.
Развитие коммуникативного и художественного – образного мышления детей.
Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей.
Развитие нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на занятиях в объединении.
Результатом практической деятельности по программе «Веселая кисть» можно считать следующее: создание каждым ребенком своего оригинального художественного произведения, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.
II. Содержательный раздел.
2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Данная программа предусматривает следующие разделы:
1. Теоретический (предполагает сообщение теоретических сведений воспитанникам).
2. Практический (осуществляется через выполнение обучающимися творческого задания).
Основными формами занятий в образовательном процессе являются:
• беседы о рукоделии;
• групповые занятия;
• практические занятия;
• экскурсии;
• выставки;
• конкурсы;
• мастер-классы;
• коллективно–творческие занятия.
В системе дополнительного образования отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни обученности:
I уровень – репродуктивный;
II уровень – самостоятельная работа с помощью педагога либо без его помощи;
III уровень – творческий.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III уровень обученности, участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный.
Комплектование творческого объединения проводится без предварительного отбора детей. Обучение детей осуществляется в разновозрастных группах в условиях инклюзивного образования. Творческое сотрудничество в таких разновозрастных группах позволяет развиваться всем воспитанникам, от младших до старших, снимая психологический барьер неуверенности у одних и сдерживая амбиции других. Такая форма работы предполагает проявление терпения, внимательности, корректности, ответственности и самоконтроля со стороны старших детей. Возникающая в результате в коллективе атмосфера психологического комфорта, неформального общения и свободной самореализации наиболее благоприятствует развитию творческих способностей каждого, установлению взаимопонимания и появлению дружеских связей.
2.2. Содержание программы
1. Вводное занятие: знакомство с детьми и их семьями; с правилами поведения в творческом объединении; знакомство с предметом, цели и задачи; расписание занятий.
Техника безопасности труда.
Теория: рабочее место до и после работы; правила поведения во время занятий, инструменты и материалы.
Практика: освоение безопасных приемов и способов обращения с материалами и инструментами. Оборудование рабочего места.
2. Материалы и оборудование для занятий на кружке:
Теория: кисти круглые и плоские; банки для воды; карандаши; щетки; тряпки; губки; краски — акварель, гуашь, масляные, для росписи по стеклу и керамике, для батика; грунт акриловый; лак; разбавитель №4; пластилин; стекло; стеклянные изделия для росписи; керамическая плитка; ткань хлопковая, шелк, бязь, атлас; бумага; рамки для оформления работ.
Практика: приемы работы с кистями; различные техники; подготовка разных материалов к работе.
Стартовый уровень. Знание простейших материалов и инструментов для графики и живописи.
Базовый уровень. Знание материалов и инструментов для живописи, графики, умение ими пользоваться.
Углубленный уровень. Знание материалов и инструментов для живописи, графики. Их отличительные особенности. Умение ими пользоваться в различных техниках.
3. Основы цветоведения
Теория: Спектр, цвет. Смешение цветов механическое и оптическое. Сочетание цветов, основные и составные цвета.
Практика: подбор цветовых решений.
Стартовый уровень. Знание основных, составных цветов, дополнительных цветов.
Базовый уровень. Знание основных, составных, дополнительных цветов. Способы смешения цветов.
Углубленный уровень. Знание основных, составных, дополнительных цветов. Способы смешения. Выполнение собственного цветового круга и заливок.
4. Основы композиции.
Теория: правила построения композиции; виды композиции.
Практика: упражнения по композиции; создание композиции на заданную тему; создание собственной композиции.
Стартовый уровень. Знакомство с понятием «композиция», выполнение композиции из геометрических фигур, пятен.
Базовый уровень. Знакомство с понятием «композиция», виды композиции. Составление композиции из сложных фигур разных цветов.
Углубленный уровень. Знакомство с понятием «композиция» и ее видами, основными правилами создания композиции. Выполнение композиций из различных фигур сложной формы, из различных цветовых пятен.
5. Основы живописи.
Теория: перетекание цветов, приемы работы.
Практика: работа в техниках «по - сырому» и «лессировка».
Стартовый уровень. Определение техник «лессировка» и «по - сырому». Их отличие, умение выполнять упражнения.
Базовый уровень. Знание техник «лессировка» и «по - сырому», выполнение постановочных работ формата А4 в данных техниках.
Углубленный уровень. Знание техник «лессировка» и «по - сырому», их отличительных особенностей. Выполнение работ в данных техниках по собственной задумке.
6. Декоративно-прикладное искусство.
Теория: история возникновения; виды росписи.
Практика: выполнение элементов различных видов росписи; Роспись изделий.
Стартовый уровень. Виды росписи, отличие каждого вида. Выполнение открытки по образцу.
Базовый уровень. Виды росписи, их отличительные особенности. Открытка. Изделие по образцу в одном из видов росписи.
Углубленный уровень. Виды росписи, их особенности и элементы. Выполнение открытки и изделия по собственному эскизу.
7. Нетрадиционные техники рисования
Теория: Некоторые виды нетрадиционных техник рисования.
Практика: Приемы работы в технике нитяной графики, рисования ватными палочками, примакивания бумагой и пальчикового рисования.
Стартовый уровень. Нетрадиционные техники работы, выполнение упражнений изображений в различных техниках по образцу.
Базовый уровень. Нетрадиционные техники рисования, выполнение упражнений и одной работы в любой из техник по заданной теме.
Углубленный уровень. Нетрадиционные техники рисования, выполнение работ по собственному замыслу.
8. Работа с природным материалом
Теория: виды работ с природным материалом.
Практика: выполнение композиции из сушеных растений, рисование тертыми листьями, объемные композиции.
Стартовый уровень. Линейный рисунок по шаблону, композиция из природного материала по образцу.
Базовый уровень. Линейный рисунок по заданной теме, композиция из природного материала на выбор.
Углубленный уровень. Рисунок из листьев плоскостями, композиция из природного материала по собственному замыслу.
9. Работа с бумагой.
Теория: Виды работы с бумагой – аппликация, оригами и бумагокручение.
Практика: Навыки работы с бумагой в различных техниках. Аппликация по шаблону, модульное оригами, плоские композиции в технике квиллинг.
Стартовый уровень. Аппликация по шаблону. Выполнение простейших элементов бумагокручения, модулей оригами.
Базовый уровень. Аппликация по заданной теме. Выполнение композиции в технике квиллинг. Композиция из модулей по заданию.
Углубленный уровень. Аппликация по задумке. Объемная композиция в технике квиллинг. Сложная фигура из модулей.
2.3. Методическое обеспечение
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Основной формой работы являются учебные занятия.
Для детей с ОВЗ очень важно для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая творческая активность. А рисование - увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, а самое главное – самовыражаться.
Проведение занятий по этой Программе :
- способствует развитию уверенности в своих силах;
- способствует снятию детских страхов;
- способствует развитию мелкой моторики рук;
-способствует получению детьми эстетического удовольствия;
- формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования.