Юлия Калениченко
Рабочая программа «Умка». Интеллектуальное развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Пояснительная записка 3
Цели программы: 5
Задачи программы: 5
Принципы реализации программы 6
Способ организации 6
Методы проведения обучения 6
Условия реализации программы: 7
Ожидаемые результаты: 7
Диагностика. 7
Вторая младшая группа. 8
Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов 8
Средняя группа. Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов 11
Старшая группа. 14
Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов 14
Методическое обеспечение: 18
Публикация «Рабочая программа „Умка“, Интеллектуальное развитие детей» размещена в разделах
- Медвежонок Умка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пояснительная записка
Интеллектуальное развитие детей направленно на развитие умственных способностей ребенка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном – в увлекательной игровой.
О наших детях можно говорить много самых замечательных слов. Они как первооткрыватели, идут, открытой для них дорогой знаний, в поисках сокровища, известного только им. А выбрать правильный путь смогут лишь те, у кого пытливый ум, чистая душа, благодатные помыслы, те, кто стремится шагать в ногу со временем. Для таких ребят всегда открыты кружка двери «Умка».
Ключевой формой работы с детьми в детском саду комбинированного вида №11 «Росинка» является использование различных развивающих игр, которые способствуют развитию всех психических процессов и качеств, необходимых будущему успешному школьнику.
Одна из важных задач этого кружка воспитания маленького ребенка – развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению. Ребенок с достаточно высоким уровнем развития логического мышления не будет испытывать затруднения в ходе освоения более абстрактного учебного содержания, более успешно устанавливает связи, зависимости, закономерности, не просто запоминает, а понимает содержание, что позволит ему более успешно осваивать учебный материал.
Интеллектуальное развитие наших воспитанников включает в себя комплексное развитие сенсорных способностей (восприятие, познавательных когнитивных способностей (мышление) и творческих креативных способностей (воображение) с учетом возрастных особенностей психического развития ребенка.
Успешному интеллектуальному развитию детей способствует последовательная организация опытно-экспериментальной деятельности ребенка, как индивидуально, так и в группе. С раннего возраста дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, учатся делать правильные умозаключения, вдумчиво устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений, логически рассуждать, связно и убедительно излагать свои мысли.
Дети занимаются 1 раз в неделю, занятия включают 2 игры. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Цель программы:
1. Развитие зрительного восприятия (величина, форма).
2. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
3. Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.
4. Развитие внимания и памяти.
5. Развитие зрительной и слуховой памяти.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Способствовать развитию умственных способностей ребенка старшего дошкольного возраста.
2. Формировать мыслительные умения.
Развивающие задачи:
1. Развитие начал логического мышления.
2. Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста.
Воспитательные задачи:
1. Совершенствование навыков общения.
2. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
3. Воспитание нравственно-волевых качеств.
Принципы реализации программы
- принцип развивающего обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности ребёнка;
- принцип интеграции образовательных областей (познание, коммуникация, социализация) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- принцип комплексно – тематического построения воспитательно – образовательного процесса;
- принцип связи обучения с жизнью, практикой, предусматривающий решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка;
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.
Программа рассчитана на 3 года, 108 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность занятий:
Младший возраст – 15-20 мин
Средний возраст – 20-25 мин
Старший возраст – 25 – 30 мин
С учётом предусмотренного учебного плана.
Способ организации
Способ организации детей в процессе дополнительного образования зависит от поставленной цели и задач воспитательно – образовательной деятельности. Используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный.
Наиболее часто встречающаяся рекомендация – проводить занятия групповым методом по 10-12 человек. На наш взгляд, дифференцированный подход принесет более высокие результаты.
Методы проведения обучения
- игровой
- самостоятельной экспериментальной деятельности
- совместной деятельности педагога с детьми
Условия реализации программы:
Дидактические игры, логические блоки «Дьенеша», счётный материал, наглядный материал, индивидуальные тетради.
Ожидаемые результаты: 1. Повышение интеллектуального уровня развития детей.
2. Умение анализировать.
3. Формирование абстрактного мышления.
4. Подготовка руки к письму.
5. Успешное обучение в школе.
Диагностика.
Проводится 2 раза в год: в начале (октябрь) и в конце обучения (апрель) .
Старшая группа.
Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов
сентябрь 1. Адаптационный период.
2. Диагностика.
3. Занятие. Цель: развивать умение решать простые логические задачи; комбинировать и составлять ряды предметов; развивать зрительное внимание, мышление, навыки конструирования по образцу. (см. конспект).
4. Игра: «Художники». (Блоки Дьенеша). Цель: продолжать учить соотносить картинки с блоками; развивать мелкую моторику рук.
октябрь 5. Занятие 1. Цель: развитие зрительного восприятия; развитие мышления и речи; внимания и памяти; мелкой моторики рук. Совершенствование навыков общения. (Шарохина стр. 7)
6. Занятие 3. Цель: учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать их в пространстве в соответствии с расположением заместителей. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь).
7. Занятие-игра: «Заполни квадрат». Цель: учить упорядочивать объекты по внешним признакам. Продолжать учить находить закономерность и выбирать недостающий рисунок. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь № 4).
8. Занятие-упражнение: «Что пропало?» (с использованием блоков Дьенеша) Цель: развивать внимание, долговременную и кратковременную память.
ноябрь 9. Занятие №2. Цель: развивать зрительное восприятие (цвет, форма, величина); развивать мышление и речь; целенаправленное внимание. (Шарохина стр. 11)
9. Занятие-игра: «Логическая цепочка. Веселый поезд». Цель: учить устанавливать последовательные взаимосвязи; учить обнаруживать нарушения в заданных закономерностях. (См. конспект)
10. Занятие №7. Цель: учить детей находить сходство в предметах; закреплять умение находить предметы по одному признаку; упражнять детей в составлении целого из частей. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 14
11. Работа с блоками Дьенеша. Упражнения на развитие геометрического мышления. Цель: учить «геометрически мыслить», представлять объемные конфигурации; Учить выявлять закономерности. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). №8, стр. 16
декабрь 5. Занятие №3. Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие; внимание, наблюдательность; память; общую и мелкую моторику рук; совершенствовать навыки общения. (Шарохина, стр. 16).
6. Занятие-игра: «Логические цепочки. Орнаменты». Цель: продолжать учить находить закономерности и обнаруживать нарушения в заданных закономерностях. (см. конспект)
7. Работа с блоками Дьенеша. Упражнение: «Зеркало». Цель: развивать концентрацию внимания.
8. Занятие №9. Цель: развивать конструктивные навыки, память; учить сравнению. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 18
Январь 1. Занятие-игра: «Лабиринты». Цель: развивать зрительную память; развивать мышление и речь. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). №10, стр. 20.
2. Занятие 4. Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память; развивать двигательные навыки; совершенствовать коммуникативные навыки. (Шарохина стр. 20)
3. Работа с блоками Дьенеша. Упражнение на внимание. Цель: учить на ощупь узнавать предмет.
февраль 5. Занятие № 11. Цель: развивать умение находить предметы с заданными свойствами; учить детей анализировать сложную структуру и воссоздавать ее из элементов. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 22
6. Занятие №6. Цель: развивать зрительное восприятие, мышление, навыки конструирования по образцу; уточнять представление детей о квадрате; продолжать воспитывать нравственно-волевые качества.
7. Упражнения: «Внимание» (учить на ощупь узнавать какой предмет в руке); «Следопыт» (учить расставлять на карте геометрические тела, учитывая их основания, цвет и объяснять, почему выбор пал на эти формы).
8. Блоки Дьенеша. Игра: «Художники» (продолжать учить соотносить картинки с блоками; развивать мелкую моторику рук).
март 5. Занятие 13. Цель: закреплять умение ориентировать на плоскости; продолжать учить классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма; развивать пространственное воображение (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 26
6. Занятие-упражнение на развитие геометрического мышления. Цель продолжать учить находить закономерности; учить «геометрически» мыслить. (см. конспект) Найди все блоки, как эта». (по цвету, форме, размеру или по цвету и размеру, по цвету и форме, по цвету, форме и размеру).
7. Занятие №7. Цель: развитие зрительного и слухового восприятия; мышления и речи; общей и мелкой моторики. (Шарохина, стр. 31)
8. Игра: «Логические цепочки». (учить находить связь между предметами и явлениями; развивать логическое мышление и связную речь).
апрель 1. Занятие № 13. Цель: продолжать учить находить связь между предметами и явлениями; развивать логическое мышление и связную речь. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 28
2. Занятие №15. Цель: развивать зрительное восприятие, мышление, навыки конструирования по образцу; уточнять представление детей о квадрате; продолжать воспитывать нравственно-волевые качества. Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 30.
3. Работа с блоками Дьенеша. Игра «Запоминай-ка». Цель продолжать развивать память и внимание детей.
4. Занятие. Цель: продолжать учить детей находить отличия в изибражении предметов; закреплять умение выбирать предметы по одному признаку. (см. конспект)
май 1. Занятие. Цель: учить детей сравнивать предметы, отмечая различные признаки;; активизировать и развивать словарный запас; развивать умение пользоваться фразовой речью.
2. Викторина. Цель: обобщить знания детей, полученные за год.
3. Работа с блоками Дьенеша. Игра: «Четвертый лишний» Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.
4. Диагностика.
Методическое обеспечение:
1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
2. М. Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике».
3. Л. А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».
4. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников».
5. «Игры и упражнения с логическими блоками» «Обруч» №2 – 01.
6. В. Н. Волчкова «Конспекты занятий во второй младшей группе».
7. В. Л. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия».
8. С. Е. Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка». (рабочая тетрадь)
9. О. Г. Жукова «Логика. Математика. Конструирование и ИЗО».