МААМ-картинки

Рабочая программа «Умка». Интеллектуальное развитие детей

Юлия Калениченко
Рабочая программа «Умка». Интеллектуальное развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы

Оглавление

Пояснительная записка 3

Цели программы: 5

Задачи программы: 5

Принципы реализации программы 6

Способ организации 6

Методы проведения обучения 6

Условия реализации программы: 7

Ожидаемые результаты: 7

Диагностика. 7

Вторая младшая группа. 8

Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов 8

Средняя группа. Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов 11

Старшая группа. 14

Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов 14

Методическое обеспечение: 18

Публикация «Рабочая программа „Умка“, Интеллектуальное развитие детей» размещена в разделах

Пояснительная записка

Интеллектуальное развитие детей направленно на развитие умственных способностей ребенка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном – в увлекательной игровой.

О наших детях можно говорить много самых замечательных слов. Они как первооткрыватели, идут, открытой для них дорогой знаний, в поисках сокровища, известного только им. А выбрать правильный путь смогут лишь те, у кого пытливый ум, чистая душа, благодатные помыслы, те, кто стремится шагать в ногу со временем. Для таких ребят всегда открыты кружка двери «Умка».

Ключевой формой работы с детьми в детском саду комбинированного вида №11 «Росинка» является использование различных развивающих игр, которые способствуют развитию всех психических процессов и качеств, необходимых будущему успешному школьнику.

Одна из важных задач этого кружка воспитания маленького ребенка – развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению. Ребенок с достаточно высоким уровнем развития логического мышления не будет испытывать затруднения в ходе освоения более абстрактного учебного содержания, более успешно устанавливает связи, зависимости, закономерности, не просто запоминает, а понимает содержание, что позволит ему более успешно осваивать учебный материал.

Интеллектуальное развитие наших воспитанников включает в себя комплексное развитие сенсорных способностей (восприятие, познавательных когнитивных способностей (мышление) и творческих креативных способностей (воображение) с учетом возрастных особенностей психического развития ребенка.

Успешному интеллектуальному развитию детей способствует последовательная организация опытно-экспериментальной деятельности ребенка, как индивидуально, так и в группе. С раннего возраста дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, учатся делать правильные умозаключения, вдумчиво устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений, логически рассуждать, связно и убедительно излагать свои мысли.

Дети занимаются 1 раз в неделю, занятия включают 2 игры. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Цель программы:

1. Развитие зрительного восприятия (величина, форма).

2. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

3. Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.

4. Развитие внимания и памяти.

5. Развитие зрительной и слуховой памяти.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

1. Способствовать развитию умственных способностей ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Формировать мыслительные умения.

Развивающие задачи:

1. Развитие начал логического мышления.

2. Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста.

Воспитательные задачи:

1. Совершенствование навыков общения.

2. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

3. Воспитание нравственно-волевых качеств.

Принципы реализации программы

- принцип развивающего обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности ребёнка;

- принцип интеграции образовательных областей (познание, коммуникация, социализация) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- принцип комплексно – тематического построения воспитательно – образовательного процесса;

- принцип связи обучения с жизнью, практикой, предусматривающий решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка;

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.

Программа рассчитана на 3 года, 108 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность занятий:

Младший возраст – 15-20 мин

Средний возраст – 20-25 мин

Старший возраст – 25 – 30 мин

С учётом предусмотренного учебного плана.

Способ организации

Способ организации детей в процессе дополнительного образования зависит от поставленной цели и задач воспитательно – образовательной деятельности. Используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный.

Наиболее часто встречающаяся рекомендация – проводить занятия групповым методом по 10-12 человек. На наш взгляд, дифференцированный подход принесет более высокие результаты.

Методы проведения обучения

- игровой

- самостоятельной экспериментальной деятельности

- совместной деятельности педагога с детьми

Условия реализации программы:

Дидактические игры, логические блоки «Дьенеша», счётный материал, наглядный материал, индивидуальные тетради.

Ожидаемые результаты: 1. Повышение интеллектуального уровня развития детей.

2. Умение анализировать.

3. Формирование абстрактного мышления.

4. Подготовка руки к письму.

5. Успешное обучение в школе.

Диагностика.

Проводится 2 раза в год: в начале (октябрь) и в конце обучения (апрель) .

Старшая группа.

Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов

сентябрь 1. Адаптационный период.

2. Диагностика.

3. Занятие. Цель: развивать умение решать простые логические задачи; комбинировать и составлять ряды предметов; развивать зрительное внимание, мышление, навыки конструирования по образцу. (см. конспект).

4. Игра: «Художники». (Блоки Дьенеша). Цель: продолжать учить соотносить картинки с блоками; развивать мелкую моторику рук.

октябрь 5. Занятие 1. Цель: развитие зрительного восприятия; развитие мышления и речи; внимания и памяти; мелкой моторики рук. Совершенствование навыков общения. (Шарохина стр. 7)

6. Занятие 3. Цель: учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать их в пространстве в соответствии с расположением заместителей. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь).

7. Занятие-игра: «Заполни квадрат». Цель: учить упорядочивать объекты по внешним признакам. Продолжать учить находить закономерность и выбирать недостающий рисунок. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь № 4).

8. Занятие-упражнение: «Что пропало?» (с использованием блоков Дьенеша) Цель: развивать внимание, долговременную и кратковременную память.

ноябрь 9. Занятие №2. Цель: развивать зрительное восприятие (цвет, форма, величина); развивать мышление и речь; целенаправленное внимание. (Шарохина стр. 11)

9. Занятие-игра: «Логическая цепочка. Веселый поезд». Цель: учить устанавливать последовательные взаимосвязи; учить обнаруживать нарушения в заданных закономерностях. (См. конспект)

10. Занятие №7. Цель: учить детей находить сходство в предметах; закреплять умение находить предметы по одному признаку; упражнять детей в составлении целого из частей. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 14

11. Работа с блоками Дьенеша. Упражнения на развитие геометрического мышления. Цель: учить «геометрически мыслить», представлять объемные конфигурации; Учить выявлять закономерности. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). №8, стр. 16

декабрь 5. Занятие №3. Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие; внимание, наблюдательность; память; общую и мелкую моторику рук; совершенствовать навыки общения. (Шарохина, стр. 16).

6. Занятие-игра: «Логические цепочки. Орнаменты». Цель: продолжать учить находить закономерности и обнаруживать нарушения в заданных закономерностях. (см. конспект)

7. Работа с блоками Дьенеша. Упражнение: «Зеркало». Цель: развивать концентрацию внимания.

8. Занятие №9. Цель: развивать конструктивные навыки, память; учить сравнению. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 18

Январь 1. Занятие-игра: «Лабиринты». Цель: развивать зрительную память; развивать мышление и речь. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). №10, стр. 20.

2. Занятие 4. Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память; развивать двигательные навыки; совершенствовать коммуникативные навыки. (Шарохина стр. 20)

3. Работа с блоками Дьенеша. Упражнение на внимание. Цель: учить на ощупь узнавать предмет.

февраль 5. Занятие № 11. Цель: развивать умение находить предметы с заданными свойствами; учить детей анализировать сложную структуру и воссоздавать ее из элементов. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 22

6. Занятие №6. Цель: развивать зрительное восприятие, мышление, навыки конструирования по образцу; уточнять представление детей о квадрате; продолжать воспитывать нравственно-волевые качества.

7. Упражнения: «Внимание» (учить на ощупь узнавать какой предмет в руке); «Следопыт» (учить расставлять на карте геометрические тела, учитывая их основания, цвет и объяснять, почему выбор пал на эти формы).

8. Блоки Дьенеша. Игра: «Художники» (продолжать учить соотносить картинки с блоками; развивать мелкую моторику рук).

март 5. Занятие 13. Цель: закреплять умение ориентировать на плоскости; продолжать учить классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма; развивать пространственное воображение (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 26

6. Занятие-упражнение на развитие геометрического мышления. Цель продолжать учить находить закономерности; учить «геометрически» мыслить. (см. конспект) Найди все блоки, как эта». (по цвету, форме, размеру или по цвету и размеру, по цвету и форме, по цвету, форме и размеру).

7. Занятие №7. Цель: развитие зрительного и слухового восприятия; мышления и речи; общей и мелкой моторики. (Шарохина, стр. 31)

8. Игра: «Логические цепочки». (учить находить связь между предметами и явлениями; развивать логическое мышление и связную речь).

апрель 1. Занятие № 13. Цель: продолжать учить находить связь между предметами и явлениями; развивать логическое мышление и связную речь. (Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 28

2. Занятие №15. Цель: развивать зрительное восприятие, мышление, навыки конструирования по образцу; уточнять представление детей о квадрате; продолжать воспитывать нравственно-волевые качества. Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка» - тетрадь). Стр. 30.

3. Работа с блоками Дьенеша. Игра «Запоминай-ка». Цель продолжать развивать память и внимание детей.

4. Занятие. Цель: продолжать учить детей находить отличия в изибражении предметов; закреплять умение выбирать предметы по одному признаку. (см. конспект)

май 1. Занятие. Цель: учить детей сравнивать предметы, отмечая различные признаки;; активизировать и развивать словарный запас; развивать умение пользоваться фразовой речью.

2. Викторина. Цель: обобщить знания детей, полученные за год.

3. Работа с блоками Дьенеша. Игра: «Четвертый лишний» Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

4. Диагностика.

Методическое обеспечение:

1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

2. М. Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике».

3. Л. А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».

4. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников».

5. «Игры и упражнения с логическими блоками» «Обруч» №2 – 01.

6. В. Н. Волчкова «Конспекты занятий во второй младшей группе».

7. В. Л. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия».

8. С. Е. Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка». (рабочая тетрадь)

9. О. Г. Жукова «Логика. Математика. Конструирование и ИЗО».

Публикации по теме:

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Вторая часть программы в соответствии с ФГТ Имея опыт сотрудничества с другими садами района, заметила, что при разработке программы на учреждение и на группу возникает трудность в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Умка». Интеллектуальное развитие детей
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 19:53
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Умка». Интеллектуальное развитие детей» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Калениченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД