Юлия Шиманчук
Рабочая программа учителя-логопеда (часть VII)
▼ Скачать + Заказать документы
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации Программы является кадровое обеспечение.
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ОНР основной образовательной программы дошкольного образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание МДОУ введены на данную группу компенсирующей направленности ставки: учителя-логопеда, ставки воспитателя; инструктора по физической культуре; музыкального руководителя, преподавателя дополнительного образования.
Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда (часть VII)» размещена в разделах
IV. Мониторинговый раздел
4. Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности в освоении программы, корректировка коррекционных мероприятий
Для успешности воспитания и обучения детей с ОНР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
•своевременно выявить детей с тяжелыми нарушениями речи;
•выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОНР;
•определить оптимальный педагогический маршрут;
•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОНР в дошкольном учреждении;
•спланировать коррекционные мероприятия;
•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
•определить условия воспитания и обучения ребенка;
•консультировать родителей ребенка.
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОНР всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус.
Принцип единства диагностики и коррекции предполагает организацию работы в двух основных направлениях: диагностическом и коррекционно-развивающем. Диагностическое направление обеспечивается обследованием познавательно-речевого развития и динамическим наблюдением за ребенком.
Для обследования используются различные дидактические материалы и пособия.
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Речевая карта» из пособия «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). М. : Издательство «Альфа», 1993. Группа компенсирующей направленности Сентябрь, май
Учитель – логопед
«Логопедическое обследование ребенка (автор- составитель С. Е. Большакова) – М. : А. П. О., 1995. Группа компенсирующей направленности Сентябрь, май Учитель – логопед
Т. Н. Волковская «Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста/ Под общ. Ред. Т. Н. Волковской. – М. : Изд-во «Коррекционная педагогика», 2004. Группа компенсирующей направленности
Сентябрь, май
Учитель – логопед
В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Экспресс- обследование звукопроизношения», Москва, «Просвещение», 2000. Средняя группа (все дети) Январь, февраль
Учитель – логопед
Т. А. Ткаченко «Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов. воспитателей и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. Средняя группа (все дети)
Январь, февраль
Учитель – логопед
Г. А. Волкова «Методика обследования нарушений речи у детей».С. - Петербург, 1993. Индивидуально по заявлениям родителей дети других групп По мере поступления заявлений Учитель – логопед,
Таким образом, результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные образовательные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, таблицах «Экран состояния звукопроизношения» (отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, «Результаты логопедического обследования» (отмечаются результаты обследования по речевой карте, ежегодном отчете.
Сроки проведения мониторинговых исследований: 1- я половина сентября, конец мая.
Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет учитель- логопед.
Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:
• динамики развития детей с ОНР;
• эффективности Плана индивидуальной логокоррекционной работы;
• перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Учитель - логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной работы и коррекционно-развивающей работы в целом с детьми с ОНР.