Наталья Савина
Рабочая программа учителя-дефектолога для работы с дошкольниками с интеллектуальными нарушениями (I год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Программа составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 - ФЗ от 29.12.2012г.
Рабочая программа базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку с ОВЗ и ориентирована на формирование социальной успешности и готовности к школьному обучению.
Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога для работы с дошкольниками с интеллектуальными нарушениями (I год обучения)» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Целью рабочей программы является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.
Задачи:
1. Осуществление комплексной диагностики, определение путей профилактики, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
3. Формирование системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности.
Основной базой рабочей программы являются :
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М. : Просвещение, 2011.
- Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Н. Е. Вераксы - М. : Мозаика-Синтез, 2011 г.
Тематический план
№ п/п Вид занятий Количество часов
неделя месяц
1. Социальное развитие 1 4
2. Познавательное развитие
Сенсорное воспитание 1 4
Формирование элементарных количественных представлений 1 4
Ознакомление с окружающим миром 1 4
3. Формирование деятельности
Обучение игре 1 4
Итого 5 20
Содержание программы
Основными задачами раздела «Социальное развитие» являются формирование у ребенка потребности эмоционально-личностного контакта со взрослым; обучение детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка и взрослого в предметно-игровой ситуации); обучение детей выполнению элементарной речевой инструкции.
Раздел «Социальное развитие» выделяет три базовых концентра: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».
Концентр «Я сам» : включает в себя знания ребенка своего имени и фамилии; узнаванию себя в зеркале; выполнению простой речевой инструкции взрослого; ребенок показывает части своего тела.
Концентр «Я и другие» : ребенок учится узнавать свою маму среди других людей; наблюдать за действиями другого ребенка; указывать пальцем или рукой на близких взрослых (мама, воспитатели, педагоги).
Концентр «Я и окружающий мир» : учит проявлять интерес к игрушкам; выполнять целенаправленные действия с предметом (специфические манипуляции); фиксировать взгляд на игрушке, прослеживать взором ее движение.
Планируемые результаты коррекционной работы :
1. Ребенок демонстрирует эмоциональную мимическую реакцию на обращение знакомого взрослого;
2. Понимает указательный жест руки взрослого, поворачивает голову в указанном направлении;
3. Откликается на свое имя, называет свое имя, узнает себя в зеркале;
4. Выполняет предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения; выполняет по речевой инструкции 3-4 элементарных действия с игрушками.
Раздел «Сенсорное воспитание» направлен на развитие у дошкольников зрительного восприятия и внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие тактильно-двигательного восприятия; на развитие вкусового восприятия.
Содержание занятий:
• Развитие зрительного восприятия и внимания (выделение предмета из общего фона; различать объемные формы (шар, куб); воспринимать величину предметов (большой-маленький); соотнесение предметов с их изображением).
• Развитие слухового восприятия и внимания (знакомство с музыкальными инструментами; знакомство со звукоподражанием животных и соотнесение их с соответствующей игрушкой).
• Развитие тактильно-двигательного восприятия (различать на ощупь величину и форму предметов).
• Развитие вкусовой чувствительности (знакомство с различными вкусовыми характеристиками продуктов питания – сладкий, горький; знакомить детей с тем, что пища бывает горячая и холодная).
Планируемые результаты коррекционной работы : ребенок воспринимает отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Дай пирамидку»; различает свойства и качества предметов: мокрый-сухой, сладкий-горький, большой-маленький; сличает два основных цвета (красный, желтый); складывает разрезную картинку из двух частей; учитывает знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится).
Основными задачами раздела «Формирование элементарных количественных представлений» являются
формировать способы усвоения общественного опыта (действия по подражанию, образцу, речевой инструкции);
формировать практические способы ориентировки (пробы, промеривание);
расширять понимание у детей речевой инструкции, связанной с математическими представлениями (один-много-мало, «сколько?», «столько же»);
развивать у детей на основе их активных действий с предметами и непрерывными множествами восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное). Учить выделять и различать множества по качественным признакам и по количеству.
учить детей выделять и группировать предметы по заданному признаку (цвет, форма).
Содержание занятий:
1. Составление групп предметов: группировка по определенному качественному признаку (цвет, форма предмета) (знакомство с признаками предметов – цвет, величина, форма; группировка предметов по заданному признаку).
2. Формирование представлений «один — много — мало», (детей учат образовывать различные по численности группы предметов, формируют основные количественные обобщения «один — много — мало», понимать и отвечать на вопрос «Сколько?»).
3. Составление упорядоченного ряда: систематизация и сериация предметов по качественному признаку. (Составление упорядоченного ряда включает в себя чередование и выделение предметов по величине (форме и цвету). Также предлагаются игры и упражнения по чередованию предметов с противоположными признаками (большой-маленький).
В конце года дети должны научиться : выделять 1,2 и много предметов из группы; различать дискретные и непрерывные множества по количеству: 1,2, много, мало, ни одного - употреблять в речи названия количеств; находить заданное количество однородных предметов – 1,2, много – в окружающей обстановке.
Основная задача «Ознакомления с окружающим миром» направлена на то, чтобы познакомить детей с предметами окружающего мира, со свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности. Учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь объекты живой и неживой природы.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром включают в себя
«Я — ребенок» - «Мое тело». «Я смеюсь, радуюсь, плачу». «Я играю, мои игрушки». «Моя кукла». Одежда. Обувь. Посуда.
«Ребенок в семье» - «Семья. Члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)». «Ребенок — член семьи». Занятия членов семьи дома. Общие праздники в семье (Новый год, дни рождения). «Семейный альбом» — фотографии членов семьи.
«Ребенок и его дом» - дом и домашний очаг. Основные предметы быта дома (посуда, мебель, самые необходимые бытовые приборы).
«Ребенок в детском саду» - Детский сад. Групповая комната. Раздевалка. Туалетная комната. Разные помещения детского сада: кабинет учителя-дефектолога, логопеда, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет врача. Узнавание друг друга по фотографиям, по голосам, в зеркале.
«Ребенок и мир животных» - Животные (строение туловища, способ передвижения, питание). Животные дома и в лесу.
«Ребенок и мир растений» - Разнообразие растений (деревья, кусты, цветы, трава).
«Ребенок и мир минералов» - Игры ребенка с песком, глиной, камнями. Знакомство с некоторыми предметами повседневного обихода из глины, камня.
«Ребенок в разнообразном мире цвета и звука» - Разные звуки (шум дождя, звучание ручья, шелест листвы, скрип снега, шум прибоя, песни ветра, голоса птиц и зверей и т. д.). Музыкальные игрушки (свистульки, барабан, дудочка, гармошка и т. п.).
«Цвета в природе» - (красный, желтый, зеленый, синий, белый). Выделение характерного цвета травы, солнца, воды, снега. Основные цвета зимы и лета.
Планируемые результаты коррекционной работы : ребенок должен называть свое имя, показывать части тела и лица, показывать на фотографии себя и маму; отвечать на вопрос «Ты мальчик или девочка?»; узнавать на картинках знакомых животных и птиц; отвечать на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, машина, дерево; показывать (называть) отдельные предметы одежды, посуды и игрушки.
Первоначальной задачей игровой деятельности является создание условий для развития игровой деятельности. А также учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям. Учить детей обыгрывать игрушки, развивать интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым.
Занятия по обучению игре включают в себя
- «Игры с куклой (мишкой, зайкой)» – учить обыгрывать кормление, купание, прогулку с куклой, учить элементам сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери», «Оденем куклу на прогулку», «Обед у Кати и Маши».
- «Строительные игры» - учить строить простые постройки (гараж, ворота, башня, домик) из строительного конструктора и обыгрывать постройки.
К концу года дошкольники должны проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними, выполнять предметно-игровые действия с игрушкой (покормить куклу, катать в коляске, перевозить кубики в машинке).
Учебно - методическое обеспечение
1. «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», 2012, №3, №4, №5.
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2003.
3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М. : Просвещение, 2011.
4. Ершова Н. В., Аскерова И. В., Чистова О. А. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
5. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога. – М. : Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
6. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Старшая группа/авт. -сост. Т. В. Бойко. - Волгоград: Учитель, 2012.