Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Рабочая программа тренинга родителей с детьми дошкольного возраста «Давай дружить в семье и понимать друг друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые условия ФГОС ДО требуют новых подходов и методов работы психолога с семьей, в том числе групповых методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность, и доказывают своей положительной результативностью. Можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями. Она довольно часто оказывается более эффективной, чем индивидуальное консультирование.
Публикация «Рабочая программа тренинга родителей с детьми дошкольного возраста „Давай дружить в семье и понимать друг друга“» размещена в разделах
- Дружба. Консультации для родителей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания. Но зачастую, им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои личные проблемы. Анализ семейный ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и проанализировать свое поведения, резюмируя для себя ее необходимую коррекцию.
Предлагаемая рабочая программа тренинга «Давай дружить в семье и понимать друг друга» может изменяться.
Цель тренинга – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
В программе использованы идеи Т. Гордона, К. Роджерса, А. Адлера, Н. Ю. Хрящевой, Е. В. Сидоренко, Е. И. Лебедевой, Г. Л. Шуриной.
Групповая работа тренинга строится из трех этапов:
1 этап - ориентировочный;
На этом этапе участникам предоставляется возможность спонтанной игры.
Задача : создать у участников тренинга положительный эмоциональный настрой.
2 этап – реконструктивный.
Задача психолога на данном этапе – сформировать у участников группы потребность в изменении своего поведения.
3 этап – закрепляющий.
Задача психолога – обучить новым формам эмоционального реагирования, поведения, развивать навыки общения.
В реальной работе при составлении плана тренинга следует учитывать возрастные, интеллектуальные, личностные особенности родителей и их детей. Предлагаемый вариант рабочей программы предполагает занятия с родителями и их детьми в течение 9 месяцев с периодичностью 1 раз в месяц, каждое занятие рассчитано на 1- 2 часа, всего 9 занятий. В группу может входить от 6 – 12 человек.
Перспективный план
№ Тема занятий Количество часов
1 Знакомство. Обращение к доброму волшебнику. 1-2
2 Умеете ли вы общаться со своим ребенком? 1-2
3 Идеальный родитель. Все о наших чувствах. 1-2
4 Остров счастья. Наше воображение. 1-2
5 Восприятия окружающего мира ребенком и взрослым. Погружение. 1-2
6 Межличностный конфликт. 1-2
7 Активное слушание. 1-2
8 Состояние тревоги за поступки ребенка. 1-2
9 Семейный портрет. 1-2
Итого: 9-18
Занятие 1.
Тема: Знакомство. Обращение к доброму волшебнику.
1. Участники по кругу называют свое имя, представляются, показывают какое – либо движение, все остальные повторяют и так далее по кругу.
2. Психогимнастическое упражнение. Все участники группы встают и меняются по какому – то признаку (высокие, кто в красном, тихие, звонкие и т. д.)
3. Участники тренинга высказывают свои опасения и ожидания в предстоящей работе.
4. Предложить коротко написать все то, что родители хотят изменить в своем ребенке. После этого нужно порвать листок бумаги.
5. После этого участники на чистом листе бумаги перечисляют те положительные качества своего ребенка, на которые следует опираться, чтобы его поведение изменилось к лучшему. Положить этот список на видное место и по возможности, дополнять его каждый день.
6. Беседа по кругу. Ведущий опрашивает родителей о том, какую часть им было труднее запомнить, где получилось больше записей. (Дать возможность выступить каждому в круге).
7. Работа в парах по правилам хорошего слушания:
Тема: что мне помогает (какие мои качества и свойства) и что мешает воспитывать моего ребенка. Обращение к доброму волшебнику.
8. В заключении ведущий предлагает всем участникам проговорить то, о чем попросили они (родители) доброго волшебника.
Занятие 2
Тема : Умеете ли вы общаться со своим ребенком?
1. Начало занятия. Упражнение «Поменяются местами те, кто…»
2. Игровое упражнение «Закончи предложение»
Психолог начинает предложение, а родители его продолжают. Участники передают друг другу мяч и отвечают :
- общение с ребенком – это…
- родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…
Резюме. Общение с ребенком – это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения – образ «я», взаимоотношения, самооценка.
3. Игровая ситуация «Что бы Вы сказали?»
- Вам нездоровится, к Вам обращается ребенок, Вы…
- Вы зовете ребенка есть, а он не идет, Вы…
- Если ребенок что – то разбил, то Вы…
Выслушав ответы родителей, прослушиваются ответы детей,записанные на
магнитофон. Дети говорили о том, как поступают их родители в выше перечисленных ситуациях.
4. Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ».
Работа проводится в микрогруппах. Родителям раздаются карточки с ситуацией и предлагаемыми вариантами ответа. Необходимо выбрать адекватный данной ситуации вариант.
5. Мини – сочинение для родителей «Я в детстве»
С помощью 5 – 6 прилагательных каждый участник характеризует себя таким, каким он был в период детства. Эти прилагательные пишутся на листе бумаги, который затем прикрепляется на одежду участника
6. Разрешение ситуаций.
«Как Вы разрешаете конфликт, возникший между детьми?»
Получив карточки с различными вариантами поведения (приемлемыми и неприемлемыми, участники делятся на две группы. Ведущий знакомит с правилами работы в группе.
- высказывать свое мнение, не оценивая высказывания других участников ;
- отвечать кратко;
- не перебивать говорящего;
- не выносить за пределы группы обсуждение высказываний и поведения участников.
Как участник, взяв карточку в руки, должен занять определенную позицию.
7. Игра «Связующая нить»
Участники стоят, передавая клубок ниток по кругу. Необходимо, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, какое у них впечатление от игротренинга, что могут пожелать. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой всех участников сделали данную встречу интересной и познавательной.
8. Ритуал прощания.
Занятие 3.
Тема: Идеальный родитель. Все о наших чувствах.
1. Приветствие «Здравствуйте, я …». Участники сидят в кругу. Закрывают глаза и по очереди шепотом здороваются, произнося свое имя : «Здравствуйте, я Анна!»
Ведущий следит, чтобы говорили друг за друга без остановок.
2. «Каким ты был…» Дети в течение 10 – 15 минут берут интервью у своих родителей : «Какая у тебя в детстве была любимая игрушка?» «Во что ты больше всего любил (а) играть?» «Как тебя называл (а) твой папа (мама)» и т. д. Взрослые могут вспомнить что – нибудь интересное, смешное или даже грустное.
Затем дети рассказывают, какими были их мамы (папы), когда были маленькими.
После этого родители задают вопрос : «Что вы чувствовали, когда слушали рассказ ребенка о себе маленьком (ой)».
3. «Я – скульптор». Упражнение проводится в парах. Сначала каждый родитель должен назвать три качества, которые он хочет передать в своей скульптуре (эту роль выполняет ребенок). Взрослый осуществляет свой замысел без слов, только действиями помогает ребенку принять нужное положение тела.
После завершения работы автор встает рядом с созданной скульптурой и объясняет, что он задумал. Затем ведущий спрашивает ребенка, удобно ли ему стоять в этой позе; понял ли он идею создателя; в чем испытывал дискомфорт. Следует особо подчеркнуть: детские впечатления – это обратная связь, которая дает возможность понять, что неприемлемо для ребенка в реальном семейном воспитании.
4. «Прорвемся в круг». Родители, взявшись за руки, образуют круг. Дети должны прорваться в круг, используя любые возможности.
Взрослые делают все, чтобы удерживать детей вне круга. Затем участники меняются ролями.
5. Взрослые в течение 20-25 минут выполняют рисунок на тему «Идеальный родитель». Цель : выразить свое эмоциональное состояние при помощи цвета, формы, любых знаков и символов. После окончания работы все рисунки (они анонимны, так как подписаны только с обратной стороны) раскладывают на полу, предлагают детям рассмотреть их и решить, какой больше всего им нравится. Каждый ребенок должен объяснить свой выбор. Затем там родители рассказывают о своих чувствах и ощущениях, которые у них возникли как в процессе рисования, так и в процессе выбора их ребенка.
6. «Клубок чувств». Упражнение способствует групповому сплочению. Каждый участник, по очереди передавая клубок и одновременно разматывая его, говорили о том, что ему понравилось на занятии, запомнилось, было неожиданными и т. д.
7. Ритуал прощания.
Занятие 4.
Тема: Остров счастья. Наше воображение.
1. Приветствие «Бабочки на ладонях». Участники кладут руки на стол ладонями вверх (пальцы врозь). Психолог: «На ваши ладони будут садиться бабочки и здороваться с вами. Закройте глаза. Бабочка здоровается с Машей (касается карандашом пальца ребенка). А сейчас бабочка пересела на ладонь Вани» и т. д. Участники должны молча приподнять палец, на который села бабочка.
Затем ведущий предлагает всем встать в круг и кистями рук изобразить, как бабочка летает, здоровается с другими бабочками и т. д.
2. «Придумаем сказку». Психолог держит в руках коробку и обращается к детям и родителям : «В этой коробке живет очень интересная сказка». Только каждое слово написано на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать слова и вместе с мамой (папой) сочинять сказку». Например, первое слово «волк». Начинаем сказку: «Жил – был волк».
Следующее слово «лес». Продолжаем сочинять: «Волк жил в лесу» и т. д.
Каждая пара родитель – ребенок сочиняет свою сказку, затем с помощью жестов рассказывает ее всем участникам.
3. «Проективный рисунок». Взрослый и ребенок рисуют (каждый на отдельном листе бумаги) свою семью как они ее видят. Затем одновременно показывают рисунки участникам тренинга, которые высказывают предположения о том, что авторы хотели в них выразить. После этого о своем замысле рассказывают сами авторы.
4. «Остров счастья» Ребенок и взрослый садятся за один стол. Перед каждым лежат лист бумаги и цветные карандаши. По сигналу ведущего они начинают рисовать
«Остров счастья», на котором живут самые счастливые люди, у которых все желания сбываются. По следующему сигналу (через 2 – 3 минуты) дети и родители обмениваются рисунками и продолжают рисовать, как бы продолжая свой замысел. Такой обмен происходит четыре - шесть раз. При обсуждении рисунков важно обратить внимание на нереализованные желания как ребенка, так и родителя, и их совместное проживание на «Острове счастья».
5. Подвижная игра «Собери семицветик».
Участники делятся на команды (по 2-3 человека в каждой). Ведущий говорит: «На поляне росли цветы с семью лепестками разного цвета (количество цветов соответствует количеству команд). Подул сильный ветер, лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать каждый семицветик».
Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями и т. д. Побеждает та команда, которая быстрее соберет цветок.
6. Упражнение «Рукопожатие». Участники тренинга берутся за руки и передают
рукопожатие как эстафету, говоря при этом : «Я передаю свою дружбу (называет
имя)». и т. д.
7. Ритуал прощания.
Занятие 5.
Восприятия окружающего мира ребенком и взрослым. Погружение.
1. Занятие можно начинать с упражнения с мячом: бросить мяч и сказать пожелание
другому.
2. Информационная часть. Психолог объясняет причины разной организации
восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на
импульсивность, кажущуюся алогичность детских поступков и т. п.
Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир
понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои
выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорили, но и то, что мы при
этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является
подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.
4. «Погружение». Участникам предлагается одна или несколько ситуаций
Взаимодействия между родителями и детьми, дается задание представить себя
на месте ребенка. Если для «погружения» используется принцип визуализации,которая обычно проводится с закрытыми глазами, но тогда должна быть только одна ситуация. Далее участники делятся эмоциональным опытом проживания
ситуации. Ситуации могут быть подобраны с учетом возраста детей данных
родителей характерных проблемных ситуаций.
5. «Билль о правах» (Упражнение разработано Е. И. Лебедевой и Д. И. Ежовым)
Психолог делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая – родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течение 15 – 20 минут, «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое – то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.
6. Психогимнастическое упражнение. Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза (или используется повязка). Остальные подходят к нему и кладут свои руки на его ладони. Задача участника – угадать, чьи это руки. Другой вариант этого упражнения предполагает не угадывание, а определение по рукам, какой мамой (или каким папой) может быть этот человек: более мягким или более жестким. Таким
образом, формируются две группы: мягкие и строгие родители. После снятия повязки основной участник объясняет, на какие признаки он ориентируется и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что он потом увидел. Упражнение дает прекрасный повод для обратной связи участникам группы: как они воспринимаются по первому впечатлению как родители.
7.«Клубок чувств». Упражнение способствует групповому сплочению. Каждый участник, по очереди передавая клубок и одновременно разматывая его, говорит о том, что ему понравилось на занятии, запомнилось, было неожиданным.
8. Ритуал прощания.
Занятие 6
Межличностный конфликт.
1. Обозначив тему занятия, можно начать с того, что спросить у частников: «Какие ассоциации возникают у вас при слове «конфликт», С каким животным, погодой или цветом ассоциируется конфликт?»
Далее психолог просит членов группы встать и с закрытыми глазами подержать перед собой то, что в их представлении является «конфликтом», (образом конфликта, прислушаться к своим чувствам и сделать с этим образом то, что хочется. Затем необходимо обсудить те чувства, которые испытывали люди с этим образом.
2. Информационная часть этого занятия перекликается с обсуждением тех конфликтов, с которыми обычно приходится сталкиваться родителям, общаясь с ребенком. Ведущий может подвести итоги и ввести три категории поведения в конфликте:
- «выиграть-выиграть»
- «выиграть-проиграть»
- «проиграть-выиграть»
Задача участников группы – найти примеры своих конфликтов на каждую категорию. Как правило, труднее всего удается найти примеры для категории «выиграть-выиграть»
3. Конкретный конфликт, предъявленный кем-то из родителей, может быть представлен в виде ролевой игры.
4. Психолог знакомит группу с шестью шагами беспроигрышного метода решения конфликтов по Томасу Гордону. Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых родители должны знать и применять, чтобы избежать излишних трудностей, хотя некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения всех шести шагов. Существуют конфликты, которые исчерпываются при первом же предложенном решении
5. Обсуждение в группе вариантов переработки конфликтов. Ведущий задает участникам вопросы:
- что происходит, когда вы попадаете в конфликтную ситуацию?
- как вы пытаетесь облегчить свои переживания?
- какие привычные способы используют они и их близкие?
Совместно с группой ведущий выходит на тему о четырех основных сферах переработки конфликтов : тело, воображение, деятельность и контакты. Участники группы часто приходят к выводу о том, что привычные способы переработки конфликтов далеко не всегда являются лучшими.
6. Все участники тренинга по кругу высказываются о том, какое у них впечатление от игротренинга, что могут пожелать.
7. Ритуал прощания.
Занятие 7.
Активное слушание.
1. Психологическое упражнение: каждый по очереди высказывает пожелание группе на сегодняшний день. Упражнение можно выполнить с мячом или замещающим его предметом. Вариант: дать индивидуальное пожелание (пожелать что – то на год или на месяц кому – то в группе). Не забыть, чтобы каждый получил мяч.
2. Информационная часть. Ведущий перечисляет не проблемы, которые поднимались родителями в ходе прошедших занятий. Он обсуждает вопрос с группой - какого рода это были проблемы – детей или родителей. Отмечается центрированность родителей на своих проблемах, а не на проблемах ребенка. Опыт показывает, что при составлении списка детских проблем родители испытывают значительные затруднения, например: мама говорит, что ребенок плохо занимается в детском саду, а сама тут же сомневается, действительно ли это является проблемой для ребенка (скорее, его волнует то, что родители высказывают недовольство по этому поводу, а не собственная успеваемость). Родители склонны приписывать свои собственные проблемы детям. Чем еще объяснить высказывание папы: «У него есть проблема, он поздно ложится спать?»
Научиться отличать свои проблемы от проблем ребенка – очень важный элемент тренинга. От этого зависит успешность применения тех навыков, о которых пойдет речь на занятии.
Называя тему занятия «Активное слушание», тренер предлагает сформулировать ответы на вопрос: «Что для меня значит хорошо слушать?»
3. Работа в парах для тренировки приема проговаривания (полного и краткого пересказа) : на первом этапе один партнер все время только слушает и пересказывает, возвращая мысли собеседнику, затем они меняются ролями; на втором этапе надо пересказывать высказывания партнера и продолжать разговор, то же делает второй партнер. Тема, обсуждаемая собеседниками, касается какой – то проблемы, которая, по мнению родителя, тревожит ребенка.
4. Словарь чувств. Это упражнение можно выполнять с помощью мяча или мягкой игрушки: каждый называет какое – то чувство и отдает мяч (игрушку) другому.
5. Информационная часть. Рассказ о целях активного слушания и его последствиях. Отработка навыков «уточнения», «проговаривания подтекста» в «сухих» упражнениях – ведущий зачитывает группе высказывания от лица детей, затем участники должны написать ответы с использованием уточнений и проговаривания подтекста.
Рассказ о правилах хорошего слушания и их обсуждение.
6. Психогимнастическое упражнение: бросить мяч и «погрузить на баржу» предметы на какую – то букву. В такую игру родители могут играть с детьми,
расширяя запас слов и развития коммуникации в семье.
7. Все участники тренинга по кругу высказываются о том, какое у них впечатление от игротренинга, что могут пожелать.
8. Ритуал прощания.
Занятие 8.
Состояние тревоги за поступки ребенка.
1. Это занятие в группе строится по специально разработанной схеме и требует от психолога определенных навыков ведения такой групповой работы. Предметом анализа в группе являются «трудные» ситуации общения с ребенком, которые были в прошлом, или те, которые оставили чувство дискомфорта и до сих пор беспокоят родителя. Это не могут быть какие – то качества или свойства ребенка, взятые в отдельности, но должна быть конкретная ситуация, где эти качества проявились бы. Например, мать беспокоит вранье ребенка, воровство, но для рассмотрения этой проблемы необходимо описание какой – то совершенно конкретной ситуации.
Занятие начинается с вопроса ведущего: «Кто хотел бы представить на рассмотрение свой случай?», «Кто хотел бы рассказать о каком – то случае своего общения с ребенком, который тревожит его?» Рассказ строится в абсолютно свободной форме, рассказчика не ограничивают во времени, а ведущий следит за тем, чтобы его не перебивали. На этом этапе ведущий и члены группы внимательно наблюдает за поведением и эмоциональными реакциями участника, делают записи для дальнейшего обсуждения. В заключении рассказа ведущий помогает рассказчику сформулировать вопросы по предлагаемому случаю таким образом,чтобы они были центрированы на взаимоотношениях родителя и ребенка.
2. На следующем этапе все участники по кругу задают уточняющие вопросы рассказчику, ни в коем случае не заменяя их советами и групповой дискуссией. На этом этапе самое главное узнать как можно больше о ситуации и прояснить ее. В это время и для самого рассказчика проявляются такие нюансы и новые стороны взаимоотношений, на которые он раньше не обращал внимания или вообще не осознавал их. В процессе анализа тренер может использовать психодраматические методы (если он владеет соответствующими знаниями и методами). После того как все участники получили возможность задать вопросы, ведущий уточняет вопросы, которые были поставлены рассказчиком, при этом в результате «расспрашивания» вопросы могут быть изменены самим участником.
3. Теперь всем участникам обсуждения по кругу предлагается дать свои ответы на все поставленные вопросы. В отличие от «права» задавать вопросы рассказчику на предыдущем этапе, ответы на его вопросы являются «обязанностью» всех членов группы.
В заключение занятия участники по кругу делятся своими впечатлениями.
4. Ритуал прощания.
Занятие 9.
Семейный портрет.
1. Психогимнастическое упражнение. Посмотреть на соседа и сказать, с каким месяцем ассоциируется этот человек. Затем все рассаживаются по порядку месяцев в году и вновь, глядя на соседа справа (но это уже другой человек, объясняют, почему у этого человека именно такой месяц.
2. Семейные заповеди. Участникам группы предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которые придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанным в кругу. Как показывает опыт, родителям интересно знать, знать какова семейная жизнь других людей. Это позволяет сравнивать свои представления о ней с представлениями других. Ведущий может спросить: «Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие – нет»
3. Семейный портрет. Каждый участник на отдельном листе рисует свой семейный автопортрет: себя и свою семью – в любой художественной манере (реалистической, символической, абстракционистской и т. д.). Листы не подписываются и не показываются другим участникам. После того как все нарисовали и сдали свои рисунки ведущему, он организовывает из всех участников «экспертную комиссию», которая определяет авторов рисунка. Каждый «эксперт» получает рисунок неизвестного художника, и его задача состоит в том, чтобы догадаться, чьему перу принадлежит «полотно», и обосновать свои предположения. Оказывается, что рисование семьи для взрослых людей столь же увлекательно, как и для многих детей.
4. Далее ведущий просит участников ответить на вопросы в письменном виде.
- Какая тема показалась вам наиболее интересной?
- Какое открытие для себя вы сделали в ходе занятий в группе?
- Какие изменения, которые произошли в семье, вы отметили бы?
- Что вы хотели бы добавить в программу, какую тему углубить?
Занятие заканчивается обменом впечатлениями и мнениями, возникшими в ходе проведения всего тренинга.
В заключении: По свидетельству тех, кто уже успел побывать в роли ведущего родительской группы, групповая работа с родителями приносит большой эффект, чем индивидуальное консультирование и, что тоже немаловажно, способствует значительно большей удовлетворенности психолога результатами своего труда.
5. Ритуал прощания.
Список используемой литературы
3. Вагин И. Стратегия проведения психологических тренингов. – М. : АСТ: Астрель: Люкс, 2015. – 256. : ил.
4. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. – СПб. : Речь, 2016. – 144с.
5. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде: Программно-методический комплекс. Бордовская Е. В. Вечканова И. Г. Генералова Р. Н. - СПб. : Каро, 2016. - 324с.
8. Торн Кей, Маккей Д. Тренинг настольная книга тренера. – СПб. : 2015. – 208с.