Надежда Казакова
Рабочая программа в старшей группе (3 ч)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа в старшей группе (3 ч)
2.3. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5- до 6 лет с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
* социально-коммуникативное развитие
* познавательное развитие
* речевое развитие
* художественно – эстетическое развитие
* физическое развитие.
Публикация «Рабочая программа в старшей группе (3 ч)» размещена в разделах
Приоритетное направление деятельности: Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность и т. д.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
2.3.1. Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
«Здоровье»; «Физическая культура»
Пояснительная записка
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Воспитание культурно – гигиенических навыков.
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирование у детей интереса к занятиям физической культуры, гармоничное физическое развитие через решение задач:
1. Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации).
2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными движениями).
3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Во всех формах организации двигательной деятельности необходимо не только формировать у детей двигательные умения и навыки, но воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, развивать умение поддерживать дружеские отношения со сверстниками.
Основной формой системного обучения детей физическим упражнениям является физкультурные занятия, которые состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. В средней группе проводятся три физкультурных занятия в неделю одно из них на прогулке.
Физическая культура. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).
• Ребенок имеет достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам.
• Проявляет положительные эмоции при физической активности, в
самостоятельной двигательной деятельности.
• Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление
движения по желанию или по команде.
• Умеет прыгать в длину с места, энергично отталкиваясь на двух ногах в прыжках.
• Умеет катать мяч с расстояния по заданному направлению, бросать мяч двумя руками от груди, ударять мяч об пол, подбрасывает
мяч вверх 2-3 раза подряд и ловит его.
• Правильно пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок)
умывается и моет руки при незначительной помощи взрослого.
• Имеет элементарные представления о ценности здоровья,
необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни и
старается следовать им в своей деятельности.
К концу года дети могут:
• ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений;
• лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой;
• ползать разными способами;
• принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться;
• ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;
• строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
• кататься на двухколесном велосипеде;
• ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону;
• придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения;
• выполнять имитационные движения, демонстрируя красоту, выразительность, пластичность движений.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ И ФИЗКУЛЬТУРЕ НА ВОЗДУХЕ. Приложение №1
Система физкультурно-оздоровительной работы
Двигательный режим в течение дня
• Прием детей, самостоятельная двигательная деятельность детей
• Утренняя гимнастика
• Физкультурные занятия в зале
• Физкультурное занятие на прогулке
• Физкультминутки во время занятий
• Музыкальные занятия
• Прогулка
• Прогулка за пределы участка
• Корригирующая гимнастика после сна
• Физкультурный досуг
• Спортивные упражнения, игры
• Спортивный праздник
Оздоровительные и профилактические мероприятия:
• Закаливание (солнце, воздух, вода)
• Лечебные мероприятия (Витаминотерапия, употребление лука и чеснока; игры, которые лечат; Профилактика нарушения осанки и плоскостопия; восточная гимнастика
• Нетрадиционные методы (музыкотерапия, выращивание и употребление зеленого лука)
• Психогимнастика:
- Игры- тренинги на подавление отрицательных эмоций
- Коррекция поведения
• Пропаганда ЗОЖ:
- наглядно-печатная информация;
- Курс лекций и бесед для родителей.
Организация рационального питания:
• Выполнение режима питания;
• Калорийность питания;
• Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов;
• Гигиена приема пищи;
• Правильность расстановки мебели;
• Соблюдение питьевого режима;
• Индивидуальный подход к детям во время приема пищи. Создание условий для двигательной деятельности:
Виды Необходимые условия
Движения во время бодрствования - оборудование зала (спортинвентарь)
- спортивные уголки в группах
- наличие прогулочных площадок
- игрушки и пособия, побуждающие ребенка к движению;
Под. игры - знание правил игры;
- картотека игр;
- атрибуты;
Утренняя гимнастика - знание воспитателями комплексов гимнастики;
- наличие места для гимнастики после сна;
- наличие массажных дорожек
2.3.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
«Формирование элементарных математических представлений»
Пояснительная записка
Раздел Формирование элементарных математических представлений» является одной из составляющих содержания образовательной области «Познание». Развитие элементарных математических представлений имеет большое значение в умственном воспитании детей.
Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
1. Реализация цели происходит через решение следующих задач:
2. Формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы.
3. Развитие умения определять равенство или неравенство частей множества.
4. Развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности).
5. Совершенствование умения сравнивать предметы по величине.
6. Расширение представлений о геометрических фигурах.
7. Развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно развивающей среды в группе на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
К концу года дети пяти- шести лет могут:
• различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);
• считать до 5 (количественный счет, отвечать на вопрос " Сколько всего?";
• сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар);
• раскладывать 3-5предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в
• возрастающем (убывающем) порядке;
• рассказывать о величине каждого предмета в ряду;
• различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр;
• знать их характерные отличия;
• находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;
• определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад,вверх, вниз);
• различать левую и правую руки;
• определять части суток.
«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
Пояснительная записка
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора является одной из составляющих содержание образовательной области «Познание» и включает в себя следующие части: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.
Каждая составляющая часть раздела имеет свою базовую основу. Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя как активного субъекта природы.
Цель раздела: расширять представления детей об окружающем мире.
Реализация цели происходит через реализацию следующих задач:
1. Формирование умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по их признакам (цвет, форма, величина, вес).
2. Уточнение, систематизация и углубление знаний о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
3. Формирование представлений о видах человеческого труда и профессиях.
4. Развитие интереса к миру природы.
5. Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
6. Формирование представлений о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.
7. Развитие эмоционально – доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
8. Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира.
9. Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях.
К концу года дети могут:
• называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице;
• знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования;
• проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они имели возможность видеть;
• с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе;
• составить рассказ о своем родном поселке;
• рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать врачом, пожарным, военным и т. п.);
• знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных купюр;
• участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними;
• делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;
• рассказывать о сезонных изменениях природы.
Конструктивно-модельная деятельность
Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание, использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.
Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота).
Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами-кубиками и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).
Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
Продолжать учить детей строить дорожки и дома –улица, микрорайон, стол, стул, диван-мебель для кукол, мосты, суда, строить по чертежам, выкладывать рисунок керамической плитки. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Формы работы с детьми образовательная область «Познавательное развитие»
Содержание Совместная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность
1. Формирование элементарных математических представлений
* количество и счет
* величина
* форма
* ориентировка в пространстве
* ориентировка во времени
Интегрированные деятельность Упражнения Игры (дидактические, подвижные) Рассматривание Наблюдение
Игровые упражнения Напоминание Объяснение Рассматривание
Наблюдение
Игры (дидактические, развивающие, подвижные)
2. Детское экспериментирование Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среде
Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования
Игровые упражнения
Игры (дидактические, подвижные)
Показ
Игры экспериментирования Простейшие опыты Игровые упражнения
Напоминание
Объяснение
Обследование
Наблюдение
Наблюдение на прогулке
Развивающие игры
Игры (дидактические, развивающие, подвижные)
Игры-экспериментирования Игры с использованием дидактических материалов
Наблюдение
Интегрированная детская деятельность
( включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)
3. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
* предметное и социальное окружение
* ознакомление с природой Сюжетно-ролевая игра
Игровые обучающие ситуации
Наблюдение
Целевые прогулки
Игра-экспериментирование
Исследовательская деятельность
Конструирование
Развивающие игры
Экскурсии
Ситуативный разговор
Рассказ
Беседы
Экологические, досуги, праздники, развлечения Сюжетно-ролевая игра
Игровые обучающие ситуации
Рассматривание
Наблюдение
Труд в уголке природе
Экспериментирование
Исследовательская деятельность
Конструирование
Развивающие игры
Экскурсии
Рассказ
Беседа Сюжетно-ролевая игра
Игровые обучающие ситуации
Игры с правилами
Рассматривание
Наблюдение
Игра-экспериментирование
Исследовательская деятельность
Конструирование
Развивающие игры
Перспективное планирование по ФЭМП. Приложение № 2.
Перспективное планирование по конструированию. Приложение № 3
Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром и прогулка. Приложение № 4