Литвинова Олеся Эдуардовна
Рабочая программа «Симбирский Венец» для детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
«Симбирский Венец»
возраст детей : 3-7 лет
2024
Содержание:
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы.
1.1.2. Принципы и подходы формированию программы.
1.2. Планируемые результаты освоения программы.
2. Содержательный раздел.
2.1. Особенности образовательной деятельности.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Публикация «Рабочая программа „Симбирский Венец“ для детей 3–7 лет» размещена в разделах
2.3. Перспективное планирование.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение программы.
3.2. Методическое обеспечение.
1. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
Программа «Симбирский Венец» направлена на знакомство детей дошкольного возраста с культурой и историей нашего региона.
Рабочая программа разработана на основе парциальной программы М. А. Ковардаковой и Н. Ю. Майданкиной «Симбирский Венец» с учетом требований
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года);
- Комментариев к ФГОС ДО Министерства образования и науки РФ, Департамента общего образования 28 февраля 2014 год №08 – 249;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2.
- Программа разработана с учетом федеральной образовательной программы дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028)
1.1.1. Цели и задачи реализации программы.
Цель работы с детьми по программе «Симбирский Венец» : сформировать у дошкольников систему элементарных представлений о культуре и истории региона, положительное отношение и интерес к культурно-историческим ценностям края, его жителям.
Программа «Симбирский Венец» включает содержание, относящееся к культурно-историческим ценностям нашего региона, и рекомендованный педагогический инструментарий работы с детьми.
Работа по программе «Симбирский Венец» имеет ряд задач:
- формировать представление дошкольников об образе жизни человека с древнейших времен и до современности; интерес к событиям общественной жизни, уважение к культурно-историческим ценностям региона и элементарные навыки взаимодействия с окружающими людьми.
- формировать умение общаться со сверстниками и взрослыми, умение адекватно оценивать свои поступки и поступки других людей.
1.1.2. Принципы и подходы формированию программы.
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение к личности ребенка;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.2. Планируемые результаты освоения программы.
Первый раздел «Город на Волжских берегах» :
- знает, что Ульяновск один из городов России, расположенный на берегах Волги;
- знает прежнее название города, некоторые сведения об основании (цель, выбор места, основатель города, символы, система общественного устройства);
- умеет ориентироваться на схеме-карте, понимает, что обозначает цвет карты;
- знает стихи о городе и крае, легенды, сказания, рассказы;
- понимает связь между прошлым, настоящим и будущим крае, принимает происходящие в нем позитивные перемены.
Второй раздел «Меж крутых бережков Волга-речка течет» :
- знает, что Волга одна из основных рек России, виды речного транспорта, связь Ульяновска с другими Поволжскими городами и краями;
- умеет конструировать мини-макеты речного транспорта из модулей и конструкторов, проводит элементарные эксперименты, связанные с развитием технического прогресса;
- рассказывает легенды, сказки, стихи о Волге;
- устанавливает связи между деятельностью человека и изменениями в волжском окружении.
Третий раздел «Ажурных улиц величественный ряд» :
- знает, что окружающие предметы созданы трудом человека;
- понимает смысл и значение профессии архитектора;
- ориентируется в достопримечательностях края, города;
- устанавливает связи между деятельностью по благоустройству города и улучшением условий жизни людей.
Четвертый раздел «Губернские фотографии» :
- знает знаменитых земляков, их фамилии, имена, сферу деятельности, вклад в историю города;
- умеет узнавать их по фотографиям и репродукциям картин, рассказывать об их семье и образе жизни;
- устанавливает связи между стремлениями человека и результатами его деятельности.
2. Содержательный раздел.
2.1. Особенности образовательной деятельности.
Реализация парциальной программы «Симбирский Венец» организована таким образом, что педагогический процесс позволяет педагогам выполнить основную образовательную программу ДОО и восполнить нишу регионального содержания образования.
В младшей и средней группе целесообразно проводить НОД один раз в месяц (общее количество за год - 9). В старшей и подготовительной группе планируется – 2 раза в месяц (общее количество - 18).
Длительность НОД определяется в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и составляет:
-младшая группа 10-15 мин;
-средняя группа 15-20 мин;
- старшая группа 20-25 мин;
-подготовительная группа 25-30 мин
Программа состоит из четырех разделов:
«Город на волжских берегах»,
«Меж крутых бережков Волга речка течет»,
«Ажурных улиц величественный ряд»,
«Губернские фотографии».
Каждый раздел программы решает помимо общей и свой комплекс задач:
1. «Город на волжских берегах»
Младший дошкольный возраст:
- учить детей называть собственное имя, домашний адрес; узнавать и называть близких родственников; знать название своей страны, родного города, улицы, узнавать знакомые городские места;
- вызывать интерес детей к окружающему; необычным по форму, цвету, размерам сооружениям и зданиям; обращать внимание на окружающих людей – жителей города, их речь, манеру поведения, поступки;
- воспитывать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, близкими людьми, жителями нашего города;
- побуждать желания детей совершать добрые, полезные поступки для близких людей, радовать их.
Старший дошкольный возраст:
- расширять представления детей о городе и крае; знакомить с местоположением города Ульяновска и Ульяновской области на географической карте России, сообщать элементарные сведения об истории края, его природных особенностях, народностях, проживающих на территории области;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к малой Родине, чувства сопричастности с происходящими в ней событиями.
2. «Меж крутых бережков Волга речка течет»
Младший дошкольный возраст:
- формировать общее представление о реке Волге, ее ярких отличительных особенностях и свойствах;
- воспитывать эстетические переживания, связанные с созерцанием величия и красоты Волги, волжских берегов;
- поддерживать любознательность детей, стремление узнавать новое о природных явлениях;
- включать детей в доступную их возрасту деятельность, связанную с охраной Волги.
Старший дошкольный возраст:
- расширять представления о природной достопримечательности края- реке Волге, ее роли и влиянии на образ жизни жителей города и края;
- формировать элементарные представления о техническом прогрессе;
- воспитывать понимание необходимости перемен в жизни, готовности к деятельности в изменяющихся условиях, стремление к преобразованиям;
- воспитывать желание беречь и сохранять достопримечательности края.
3. «Ажурных улиц величественный ряд»
Младший дошкольный возраст:
- формировать отчетливые представления детей об окружающих предметах, их назначении; размере, цвете, форме, материале, из которого они выполнены;
- воспитывать ценностное отношение детей как к ярким уникальным предметам искусства, так и предметам повседневного окружения;
- развивать умение переходить от простого узнавания предметов к элементарному анализу;
Старший дошкольный возраст:
- формировать элементарные представления об архитектурных достопримечательностях и парковых ансамблях города;
- воспитывать уважение к людям, создавшим эту красоту;
-вызывать желание следовать их примеру, стремление к позитивной, общественно-полезной деятельности.
4. «Губернские фотографии»
Младший дошкольный возраст:
- знакомить детей с произведением устного народного творчества о родном крае;
- воспитывать интерес окружающим людям-горожанам, их внешнему облику и внутреннему миру, занятиям, результатам труда; желание и умение вступать в беседу с окружающими людьми и поддерживать ее;
- способствовать развитию стремление подражать элементарным художественно-творческим, трудовым действиям знакомого человека, испытывать чувство уважения к человеку-труженику.
Старший дошкольный возраст:
- знакомить детей со знаменитыми историческими личностями нашего региона (писателями, художниками, историками, политиками, их семьей, укладом жизни, обычаями, традициями, местами, связанными с их именами, деятельностью;
- воспитывать уважение к ним, желание в чем-то быть похожим на них, беречь, сохранять память и места, связанные с ними;
- воспитывать стремление узнавать новое о знаменитых земляках.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Работа по программе предусматривает следующие формы организации педагогического процесса:
- циклы интегрированных образовательных мероприятий по истории региона;
- включение материала программы в содержание других образовательных мероприятий;
- совместная деятельность педагога с детьми в утренние и вечерние отрезки времени (беседы, игры);
- свободная деятельность детей (изобразительная, игровая, трудовая);
-совместные проекты педагогов ДОУ и родителей.
Содержание программы реализуется и в досугах, развлечениях, играх, праздниках. Праздничные мероприятия планируются в каждом разделе программы и являются своеобразным итогом работы по той или иной теме.
Педагогические методы и приемы реализации задач программы :
- чтение и рассказывание детям литературных произведений;
- использование картин и репродукций местных художников А. Пластова, Н. Пластова, В. Архангельского и др. ;
- организация наблюдений и прогулок экскурсий;
- предложение детям элементов экспериментирования, проведение элементарных исследований и опытов;
-беседы и размышления по поводу события или поступка, способность оценить его;
- фантазирование на темы, связанные с нашим городом, его жителями в прошлом, настоящем и будущем времени;
- организация выставок, мини-музеев в групповых пространствах ДОО.
2.3. Перспективное планирование.
Перспективное планирование
младшая группа
№ Месяц Название разделов Содержание разделов, краткая аннотация
1. Сентябрь
Октябрь
Ноябрь «Город на Волжских берегах» 1.«Дай мне руку, друг!»
Знакомство с детьми группы; их имена, характер, особенности, любимые занятия, игрушки.
2. Семья, состав семьи, имена родственников.
3. «Дружат все на свете: взрослые и дети»
Воспитание доброжелательных и дружеских взаимоотношений со сверстниками, близкими людьми,
жителями нашего города.
2. Декабрь
Январь «Меж крутых бережков Волга-речка течёт» 4. Река Волга. (презентация)
Сведения о названии реки, ее характерных особенностях.
5. Речные обитатели, их признаки, свойства, потребности.
3. Февраль
Март
Апрель
«Ажурных улиц величественный ряд» 6. Улица, на которой я живу.
Название улицы, здания и достопримечательности, находящиеся на этой улице.
7. Рассматривание картин ульяновского художника А. А. Пластова.
8. Парки нашего города.
Название парка, в котором ты был, что тебе в нем понравилось и запомнилось.
4. Май Губернские фотографии 9. Встреча со знакомыми детям жителями города (членами семей детей группы).
Методическое обеспечение (младшая группа)
Занятие 2. Семейные фотографии детей группы.
Занятие 3. Стихотворение В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?», иллюстрации на тему: «Хорошие и плохие поступки».
Занятие 4. Иллюстрации или презентация с изображением Волги, волжских берегов и их растительности.
Занятие 5. Иллюстрации или презентация с изображением обитателей реки.
Занятие 6. Иллюстрации с изображением различных типов зданий (школа, детский сад, поликлиника, магазин, многоэтажный дом, одноэтажный дом).
Занятие 7. Репродукции картин А. А. Пластова.
Средняя группа
№ Месяц Название разделов Содержание разделов, краткая аннотация
1. Сентябрь
Октябрь «Город на Волжских берегах» 1. «Городок наш не большой».
Современное и старинное название города, элементарная структура города: улицы, площади, здания (одноэтажные, многоэтажные, основные детали, назначение).
2. Наша страна. Название страны ее столица.
2. Ноябрь
Декабрь
Январь «Меж крутых бережков Волга-речка течёт» 3. Река Волга- самая большая и красивая река нашего края, ее характерные особенности.
4. Волжские мосты.
Название мостов (Императорский, Президентский, их значение в жизни города.
5. «Животный мир родного края».
Животные, обитающие в лесах, раскинувшихся на берегах реки Волга.
3. Февраль
Март
Апрель «Ажурных улиц величественный ряд» 6. Знакомство с необычными яркими старинными и современными предметами, имеющими отношение к нашему региону (одежда, обувь, игрушки, посуда, мебель, предметы быта, письменные принадлежности).
7. Картины ульяновских художников.
8. Здания старинной застройки. Театр кукол.
4. Май Губернские фотографии 9. Произведения устного народного творчества о нашем крае, его природе и достопримечательностях.
Методическое обеспечение (средняя группа)
Занятие 1. Иллюстрации с изображением различных типов зданий (школа, детский сад, поликлиника, магазин, многоэтажный дом, одноэтажный дом, площадей, театров, парков.
Занятие 2. Иллюстрации или презентация с изображением карты нашей страны и ее столицы, главных достопримечательностей Москвы (Красная площадь, Кремль, Кремлевские куранты).
Занятие 3. Иллюстрации или презентация с изображением Волги, волжских берегов, их растительности и лесов, а также водного транспорта, проходящего по реке Волга.
Занятие 4. Иллюстрации или презентация с изображением Императорского и Президентского моста.
Занятие 5. Иллюстрации с изображением животных, обитающих в лесах, раскинувшихся на берегах реки Волга.
Задание 6. Иллюстрации или презентация с изображением старинных и современных предметов, имеющими отношение к нашему региону (одежда, обувь, игрушки, посуда, мебель, предметы быта, письменные принадлежности).
Задание 7. Репродукции картин (или презентация с картинами) ульяновских художников. (на усмотрение педагога)
Задание 8. Иллюстрации или презентация о театре кукол.
Задание 9. Произведения устного народного творчества о нашем крае, и иллюстрации или презентация достопримечательностей.
Старшая группа
№ Месяц Название разделов Содержание разделов, краткая аннотация
1. Сентябрь
Октябрь «Город на Волжских берегах» 1. «И встал град светлый и молодой» (стр. 18 «Симбирский Венец»).
Основание нашего города (цель, выбор места, его основатель Богдан Хитрово, строительство Симбирской крепости).
2. «Стоит над Волгой, на горе высокой…» (стр. 5 «Край родной навек любимый»).
Экскурсия к памятнику Богдана Хитрово (презентация).
3. «Предания земли Симбирской» (стр. 21 «Симбирский Венец»).
Произведения устного народного творчества о Симбирском крае о Волге.
4. «Яблоневый сад» (стр. 31 «Симбирский Венец»).
Природные особенности родного края.
2. Ноябрь
Декабрь
«Меж крутых бережков Волга-речка течёт» 5. «Издалека долго течет река Волга» (стр. 26 «Край родной навек любимый»).
6. «Волжские легенды» (стр. 33 «Симбирский Венец»).
Произведения устного народного творчества о Волге, о людях, проживающих на ее берегах.
7. «Выплывают расписные Стеньки Разина челны» (стр. 34 «Симбирский Венец»).
8. «…И остров, камень изумрудный, в лазури быстротечных вод» (стр. 32 «Край родной на век любимый»).
3. Январь
Февраль
Март
«Ажурных улиц величественный ряд» 9. «Симбирские храмы»
Общее понимание устройства храма, его архитектура.
10. «Экскурсия в храм».
Знакомство с внутренним и внешним видом храма, его служителями.
11. «Улицы моего города» (стр. 7 «Край родной навек любимый»).
12. «Парки нашего города». (Винновская роща, парк Семья)
История возникновения и название парка, его природные особенности.
13. «Парки нашего города». (парк Победы)
История возникновения и название парка, его природные особенности.
4. Март
Апрель
Май Губернские фотографии 14. «Честные мысли, добрые намерения» (стр. 46 «Симбирский Венец»).
Знакомство с И. А. Гончарова, его семьей, местами в городе, связанные с его именем.
15. «Гончаровская беседка» (стр. 47 «Симбирский Венец»).
16. «Волшебник Прислонихи»(стр. 53 «Симбирский Венец»)
Знакомства с эпизодами жизни А. А. Пластова, с профессией художника, значением его труда.
17. Экскурсия к памятнику А. А. Пластову (видео-презентация) (стр. 101 «Есть такие места заповедные…»)
Знакомство с памятником А. А. Пластову, сквером, названным в его честь.
18. «Какого цвета лето?» Рассматривание картины А. А. Пластова «Летом» (стр. 15 «Край родной навек любимый»).
Знакомство с творчеством нашего земляка А. А. Пластова.
Методическое обеспечение (старшая группа)
Задание 1. Иллюстрации или презентация с изображением памятника основателя нашего города Богдана Хитрово и Симбирской крепости, с которой начиналось строительство нашего города.
Задание 2. Презентация с изображениями: памятник основателя города Богдана Хитрово, фото из Краеведческого музея «Основание Симбирска», фото набережной Волги, фото современного города.
Задание 4. Презентация с изображениями: Венец, волжский косогор, Карамзинский сквер, Винновская роща, Винновский родник.
Задание 5. Иллюстрации или презентация с видом Волги, фото «Так начинается Волга» (ее исток, репродукции пейзажных произведений на тему «Волга».
Задание 6, 7. Презентация с изображениями: фото Стеньки Разина, фото изготовления челна.
Задание 8. Презентация с изображением Пальцинского острова.
Задание 9. Презентация с изображением храмов Ульяновска.
Задание 11. Презентация с изображениями: достопримечательности Ульяновска; портреты: И. А. Гончаров, В. И. Ленин, А. М. Аблуков, К. И. Пушкарев, Артём Ф. А. Сергеев; изображение гостиницы «Венец»; видеозапись с видами современного г. Ульяновска.
Задание 12. Презентация с изображением парков: Винновская роща, Семья.
Задание 13. Презентация с изображением парка Победы.
Задание 14. Презентация с изображением И. А. Гончарова, его семьи, местами в городе, связанные с его именем, Краеведческого музея.
Задание 15. Изображение Гончаровской беседки.
Задание 16. Презентация с изображением А. А. Пластова и его картин.
Задание 17. Видео-презентация с изображением памятника А. А. Пластова, сквера, названным в его честь.
Задание 18. Картина А. А. Пластова «Летом».
Подготовительная группа
№ Месяц Название разделов Содержание разделов, краткая аннотация
1. Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
«Город на Волжских берегах» 1. «Симбирские холмы – Российские владения». (с. 15, «Симбирский венец»).
Сведения об истории края, природных особенностях, местоположение на географической карте).
2. Знакомство с символикой родного города (с. 17, «Симбирский Венец»).
3. Знакомство с народностями, проживающими на территории края. Татары.
Традиции, обычаи, народные игры, костюмы, национальные блюда.
4. Знакомство с народностями, проживающими на территории края. Чуваши, мордва.
Традиции, обычаи, народные игры, костюмы, национальные блюда.
5. Предания земли Симбирской. Сказание о славном и похвальном граде Симбирске. (с. 23, «Симбирский Венец»)
6. «Симбирский церемониал» (с. 29, «Симбирский Венец»).
Элементарная система управления в городе и области.
2. Декабрь
Январь «Меж крутых бережков Волга-речка течёт» 7. «Волжский торговый путь». (с. 35, «Симбирский Венец»)
Волга как средство связи людей, установление торговых отношений.
8. «Сидел рыбак весёлый».
Флора и фауна Волжского бассейна, их влияние на образ жизни жителей края.
9. «Волжские железные кружева». (с. 37, «Симбирский Венец»).
Развитие технического прогресса, история строительства Волжского моста, его функции.
10. «Есть на Волге остров…» (с. 35, «Край родной, навек любимый»)
Интерактивная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
3. Февраль
Март
Апрель «Ажурных улиц величественный ряд» 11. «Симбирские храмы»
Знакомство с храмами Ульяновска, их архитектурой и особенностями устройства и внешнего вида.
12. «Архитектурные достопримечательности» (с. 39, «Симбирский Венец».
Знакомство с архитектурой города, профессией архитектора.
13. «Добра прекрасные творенья» (с. 42, «Симбирский Венец»).
Знакомство с основными архитектурными символами города (дом Н. А. Шатрова, дом Языковых, дом-памятник И. А. Гончарову).
14. «Следы древности на земле Симбирской». (с. 19, «Край родной, навек любимый…»)
Возникновение жизни на Земле, древние животные родного края.
15. «Архитектуры нежное очарованье».
Парковые ансамбли города: Владимирский сад, Александровский сад.
4. Май Губернские фотографии 16. «Печальные следы истории». (с. 44, «Симбирский Венец»).
Памятники героям войны.
17. «Под сенью языковских муз». (с. 49, «Симбирский Венец».
Н. М. Языков, годы детства, симбирский дом, занятия и увлечения, дружба с А. С. Пушкиным.
18. «Историк государства Российского». (с. 51, «Симбирский Венец»).
Н. М. Карамзин, детские годы, писательский труд, благотворительные дела в Симбирской губернии, карамзинские места в нашем городе.
Методическое обеспечение (подготовительная группа)
Задание 1. Презентация с изображением карты России, Ульяновской области.
Задание 2. Изображения с символикой родного города.
Задание 3. Презентация на тему: «Народы Поволжья. Татары» (традиции, обычаи, народные игры, костюмы, национальные блюда).
Задание 4. Презентация на тему: «Народы Поволжья. Чуваши, мордва» (традиции, обычаи, народные игры, костюмы, национальные блюда).
Задание 7. Презентация «Виды речного транспорта», фото речного порта на Волге, материалы для проведения эксперимента.
Задание 8. Презентация «Флора и фауна Волжского бассейна».
Задание 9. Фото мостов города Ульяновска.
Задание 11. Презентация с изображением храмов Ульяновска.
Задание 12. Презентация на тему: «Архитектурные достопримечательности г. Ульяновск».
Задание 13. Презентация с изображениями основных архитектурных символов города (дом Н. А. Шатрова, дом Языковых, дом-памятник И. А. Гончарову).
Задание 15. Презентация с изображением парков города: Владимирский сад, Александровский сад.
Задание 16. Презентация с изображениями: вечного огня на площади 30-летия Победы, памятников героям войны.
Задание 17. Портрет Н. М. Языкова и А. С. Пушкина.
Задание 18. Презентация с изображением Н. М. Кармзина, местами в городе, связанные с его именем.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Главной задачей дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное решение этой работы невозможно в отрыве от семьи воспитанников, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента его появления на свет и на всю жизнь.
Привлечению родителей воспитанников к совместному взаимодействию способствуют следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:
•изучение запросов и возможностей родителей воспитанников (анкетирование, опросы, беседы, обобщение и анализ полученной информации;
•презентация родителям достижений воспитанников ДОО;
•размещение на информационных стендах пригласительных для родителей воспитанников на различные мероприятия ДОО; вручение индивидуальных пригласительных родителям воспитанников на праздники;
•проведение родительских собраний с включением открытых просмотров;
•информирование родителей воспитанников о ходе образовательного процесса и привлечение их к совместному участию в конкурсах; проектной деятельности; к участию в подготовке праздников;
•проведение педагогами групповых и индивидуальных консультаций для родителей воспитанников в ходе совместной деятельности;
•размещение печатных консультаций для родителей воспитанников на информационных стендах;
•оформление фотоматериалов по проведенным мероприятиям и размещение их на стендах в холле ДОО;
•награждение участников совместных мероприятий грамотами, дипломами, благодарственными письмами, призами;
•создание педагогами и родителями воспитанников медиатеки в ДОО.
3. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение программы.
Программа реализуется в МБОУ «Губернаторский лицей № 101 им. Ю. И. Латышева» - детском саду «Уникум». Для реализации программы "Симбирский Венец" в детском саду созданы все условия.
3.2. Методическое обеспечение.
1. М. А. Ковардакова, Н. Ю. Майданкина «Симбирский Венец» Методическое пособие для воспитателей ДОО по приобщению детей к культурно-историческим ценностям региона.
2. А. Ю. Тихонова «Секреты симбирских мастеров» Приобщение дошкольников к региональным художественным ремеслам (Часть1, часть 2).
3. «Край родной навек любимый….» Сборник избранных методических материалов по ознакомлению старших дошкольником с родным краем.
4. А. Ш. Кержнер, В. А. Архипова «Культура народов Поволжья» программа и методические рекомендации.
5. Э. Э. Баранникова, О. В. Каспарова, И. Л. Румянцева «Есть такие места заповедные…» методическое пособие детям старшего дошкольного возраста об особо охраняемых природных территориях родного края.