Елена Щербакова
Рабочая программа родительского клуба «Играйте вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа родительского клуба
«Играйте вместе с детьми»
Наименование разделов Стр.
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка 2-3
1.2 Цель и задачи программы 3
1.3 Возрастные особенности воспитанников 4-5
2 Содержательный раздел
2.1 Организация деятельности клуба 4-5
2.2 Общие сведения о детях и родителях 5-6
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 6-7
Публикация «Рабочая программа родительского клуба „Играйте вместе с детьми“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
2.4 Принципы взаимодействия с семьей 7-8
2.5 Перспективный план работы клуба 8
3 Организационный раздел
3.1 Организация предметно-пространственной развивающей среды 8-9
3.2 Используемая литература 9
Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
Программа по организации родительского клуба во 2 группе раннего возраста №2 МДОУ «ДС №2» разработана в соответствии с федеральной образовательной программой и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство – это период высокой чувствительности, сензитивности ребенка к воспитательным воздействиям и влиянию социальной среды. В дошкольном возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение, формируется личность человека.
В развитии личности ребенка важное место принадлежит умственному развитию, развитию познавательных, творческих, интеллектуальных способностей. Необходимость интеллектуального развития и совершенствования познавательных способностей, воспитания рационального мышления обусловлена теми огромными изменениями, которые произошли и происходят в жизни человеческого общества.
«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива».
Н. К. Крупская.
Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои
умозаключения.
Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на
развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие
на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления.
Большинство игр можно изготовить своими руками. Организуя клуб
«Играем вместе с детьми», я поставила перед собой цель: «Вовлечение
родителей в организацию развивающей среды для ребёнка в детском саду и в домашних условиях своими руками»
Работа клуба является нетрадиционной формой педагогического просвещения родителей.
1.2 Цели и задачи реализации программы.
Цель: создать в группе необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.
Задачи:
1. Распространять педагогические знания среди родителей;
2. Оказать практическую помощь в воспитании детей;
3 .Способствовать формированию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач по воспитанию ребёнка.
4. Привлечь родителей к изготовлению развивающих игр своими руками.
Формы реализации программы : игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность,
Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности
1.3 Возрастные особенности детей 2-3 лет
В раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом, имеют достижения в психическом и физическом развитии, которые сопровождаются чувством удовлетворенности собой, своими достижениями.
Раннее детство - период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает - до 200-300, а к трём - до 1500 слов.
Психология малышей 2-3 лет отличается эгоцентризмом. Они считают, что все в мире предназначено и происходит только для них. Все, что с этим понятием расходится, вызывает крики, протесты, возмущения, громкий плач, истерики. Сейчас очень важно донести до малыша социально разумные рамки проявления своего недовольства. Прекрасно поможет в этом сказкотерапия. Если на конкретный случай сказки не найдется, ее можно сочинить. Стараясь установить собственную независимость, ребенок пытается манипулировать родителями : появляются неожиданные требования помочь ему сделать то, что он вполне может выполнить сам. Здесь важно дать понять ребенку, что взрослые гордятся тем, как он хорошо это делает без них, постоянно хвалить его за самостоятельность.
В этом возрасте ребенок стремится познать суть вещей, но еще не знает разницы между живым и неживым – разбираясь в том, как что устроено, он может «разобрать» не только машинку или конструктор, но и жука или бабочку. Важно объяснять ему, что они – живые, что им больно и поступать с ними таким образом нельзя. Ребенок постигает окружающий мир через собственное восприятие, ему важно не только видеть, но и трогать, нюхать, пробовать на вкус и прочность все, что его окружает. Отвечая на многочисленные вопросы, родители побуждают кроху к активному развитию речи: учат давать развернутые ответы, расширяют словарный запас.
Развивается познавательная деятельность: ребенок может различать размеры предметов; количество (много, мало, один); названия и назначение предметов; предмет и его части (у машинки есть колеса, двери, фары, у слоника – уши, хобот); обобщения (транспорт, животные, посуда, еда, игрушки, цветы).
В этом возрасте ребенку сложно долго удерживать внимание на чем-то одном, но он должен уметь концентрироваться на заинтересовавшем предмете или явлении не менее 15 минут.
Память и логическое мышление уже достигли определенного уровня, ребенок превратился в исследователя и конструктора.
Он уже умеет:
-собирать разборные игрушки из 4 и более деталей (пирамиду, пазлы, башенку из кубиков);
-определять, какому предмету принадлежит отдельная его часть (волосы – кукле, колесо – машинке, крыло – птице);
-различать предметы по цветам, формам (круг, квадрат, треугольник, свойствам (тяжелый, мягкий, теплый);
-находить недостающие детали на картинке (у домика нет двери, у собачки – хвоста);
-определять предмет по его описанию;
-описывать сюжет картинки;
-рассказывать, что делал в течение дня.
Возраст 2-3 лет – это пора активного развития творческих способностей. Малышу крайне интересно становится самовыражаться в самых разных сферах, таких как конструирование, рисование, лепка, сочинение невероятных историй, собирание мозаик и т. д.
Содержательный раздел
2.1 Организация деятельности родительского клуба
1. Деятельность родительского клуба осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.
2. В состав родительского клуба входят родители со своими детьми, воспитатель,
3. Руководит работой клуба воспитатель группы.
4. Заседания проходят 1 раз в месяц, во второй половине дня, в пятницу, с 16.20-16.50.
Сущность родительского клуба основывается :
1. На тесном сотрудничестве и партнерстве с семьями дошкольников;
2. На совместном детско– родительском взаимодействии под руководством педагога;
3. На возможности дифференцированного подхода к семье;
4. На добровольном участии родителей;
5. На активной позиции родителей;
6. На планомерности и последовательности проведения мероприятий.
2.2 Общие сведения о детях и родителях, посещающих клуб.
№ п/п Ф. И. О. ребенка Дата рождения ребенка Ф. И. О. мамы Домашний адрес и телефон
2.3 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ педагогическим коллективом были созданы следующие условия:
• Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
• Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;
• Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
• Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.
Задачи:
1. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об-разовательного учреждения и семьи.
2. Создание в семье и ДОУ условий для самостоятельного и адекватного решения ребенком индивидуальных жизненных задач на основе представления о своих способностях, знаниях и умениях, а также для коллективного поиска средств и способов решения проблем; условий для развития творческого воображения и мышления.
3. Развитие взаимно терпимых и ответственных детско-взрослых отношений с использованием традиционных и новых личностно-развивающих технологий; поддержание взаимного интереса друг к другу.
4. Поддержание семьи в решении современных социокультурных проблем, сохранении и развитии семейной культуры, активно-деятельностного досуга и совместного труда в естественно-природных условиях города, региона и др.
2.4 Принципы взаимодействия с семьей.
Считать семью основным получателем услуг.
Учитывая, что семья является константой в жизни ребенка, признавая ее важную роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье, как центральному элементу в образовании ребенка и уходе за ним.
Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей.
Рассматривать членов семьи, как важнейших участников образовательной команды и главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребенка.
Принцип личной ориентации.
Взаимодействия с семьей на основе принятия и уважения ее индивидуальной семейной истории, традиции, образа жизни. Ориентации на удовлетворение образовательного запроса конкретной семьи.
Принцип социального партнерства.
Взаимодействие детского сада и семьи строится через открытость в решении общих задач воспитания, создание реальных возможностей участия родителей в управлении группы, на основе позиции воспитатель - профессиональный помощник семьи в воспитании детей. Формируется позиция диалога и неформального взаимодействия на основе взаимного уважения и доверия.
Принцип социального творчества.
Наша группа - это место, где интересно и комфортно не только ребенку, но и родителю, для которого созданы все условия, помогающие раскрывать собственный родительский потенциал. Наша группа - это территория совместного семейного творчества, помогающего и ребенку и родителю в построении партнерских отношений.
Проявление гибкость и чуткость, представлять всеобъемлющие услуги, признанные улучшить жизнь ребенка и семьи. Новаторские, гибкие и чутко реагирующие на различные нужды семей формы работы с дошкольниками.
Взаимодействие детского сада и семьи строится через открытость в решении общих задач воспитания, создание реальных возможностей участия родителей в управлении группы, на основе позиции воспитатель -профессиональный помощник семьи в воспитании детей. Формируется позиция диалога и неформального взаимодействия на основе взаимного уважения и доверия.
2.5 Перспективный план работы родительского клуба
№ п/п Сроки проведения Тема занятий
1. Сентябрь Анкетирование на тему: «Игра в жизни вашего ребенка»
2. Октябрь Мини-лекция: «Играйте вместе с детьми», «Вопрос-ответ»
3. Ноябрь Играя, обучаем вместе» (игры, задания для детей и родителей)
4. Декабрь Игры на развитие тактильных ощущений
5. Январь Игры и упражнения на закрепления понятия величины
6. Февраль Игры и упражнения на закрепление цвета
7. Март Игры и упражнения для закрепления понятия формы
8. Апрель Игры для развития мелкой моторики рук
9. Май Тема: «Поделимся опытом» (фото, рассказы родителей, о том, в какие игры играют дома)
2. Организационный раздел
3.1 Организация предметно-пространственной развивающей среды.
Требования к предметно-пространственной развивающей среде.
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
3.2 Используемая литература.
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования и ФГОС ДО.
2. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Издательство: ИП Лакоценин С. С., 2010 год. Мягкая обложка, 208 стр.
3. Е. В Зворыгина, С. Л Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1985. -144 с., 4 л. ил.
4. Г. М Лямина Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М: Просвещение 220 с.
5. Л. Н Павлова Знакомим малыша с окружающим миром. –М. : Просвещение, 1987.224 с. ; ил.
6. Ермакова С. О. «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет», М., РИПОЛ классик, 2009г.
7. Павлова Л. Н. «Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей» -М. : Мозаика – Синтез, 2003г.
8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. – М., 2012г.
9. Афанасова Маленькими шагами в большой мир знаний. М. : МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2006г.
10. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет».- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003г.
11. Воронина Т. П. «Потешки, прибаутки, заклички: играем и развиваемся» - Ростов н/ Дону: Феникс, 2014г.