Головачева Елена
Рабочая программа «Радуга» (нетрадиционные техники рисования)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 259 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Рабочая программа «Радуга» дополнительной платной образовательной услуги
для детей логопедической группы
с использованием нетрадиционных изобразительных техник
(для детей 5–7лет)
Составитель: Головачева Е. Е.
Воспитатель
высшей квалифицированной категории
2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Публикация «Рабочая программа „Радуга“ (нетрадиционные техники рисования)» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
1.1. Пояснительная записка…. 3
1.1.1. Направленность и отличительная особенность Программы…. 6
1.1.2. Цели и задачи Программы …. 6
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы ….7
1.2. Реализация Программы….8
1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики…11
2 .СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общая информация о детях с нарушением речи…12
2.2. Особенности изобразительной деятельности детей с нарушением речи. 12
2.2.1. Значение изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушением речи…. 13
2.2.2. Виды занятий по изобразительной деятельности и их влияние на интеллектуальное развитие детей с нарушением речи …14
2.3. Условия, обеспечивающие эффективность усвоения Программы…. 15
2.4. Планируемые результаты освоения программы…. 16
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…17
3.2. Организация работы…18
3.2.1. Календарное планирование…. 18
3.3. Педагогическая диагностика ….19
3.4. Взаимодействие с семьями воспитанников…. 21
3.5. Документация…. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 23
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Занятия по программе «Радуга» направлены на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей. Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Программа обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 года № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Рабочая программа основана на программах и методических разработках : Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М. : Скрипторий, 2010. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М. : Скрипторий, 2010. Казакова Р. Г «Рисование с детьми дошкольного возраста: «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» – М. : Синтез, 2004.
Лыкова И. А. «Цветные ладошки»– М. : Издательский дом «Цветной мир»2014.
Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в д/саду» – М. : Владос, 2003.
А также собственные методические разработки и пособия авторов программы. Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции изобразительной деятельности у детей.
1.1.1. Направленность и отличительная особенность Программы
Направленность. Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально – педагогической; по функциональному предназначению – художественно – продуктивной (изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник, по форме организации – индивидуальной.
Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем:
1. Имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования.
2. Работа с воспитанниками строится как игра мини – исследование.
3. Все занятия проводятся в подгрупповой игровой форме.
1.1.2. Цели и задачи Программы
Развитие творческих способностей у детей 5-7 лет через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Формировать творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
- Формировать навыки и умения использовать в рисовании различные способы и приемы нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, мышление и любознательность, внимание, аккуратность и целеустремлённость.
- Развивать мелкую моторику рук.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
-Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать индивидуально.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
При планировании коррекционной работы учитывались особенности детей.
Общепедагогические принципы:
-Принцип сезонности: учёт природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
-Принцип систематичности и последовательности: «от простого к сложному», от «близкого к далекому», от «неизвестного к известному» -Принцип постановки задач художественно - творческого развития: учёт возрастных особенностей и индивидуальных способностей. -Принцип интереса: опора на интересы детей.
-Принцип личностно-ориентированного: индивидуальный подход к каждому ребёнку.
1.2. Реализация Программы
Программа рассчитана на 2 года обучения и реализуется на базе МАДОУ Детский сад № 259 городского округа г. Уфа РБ
Периодичность занятий: 1 раз в неделю (с сентября по май включительно).
Продолжительность занятия: 20-25 минут
Форма проведения занятия: подгрупповая
Методы, используемые в работе :информационно – рецептивный, словесный, репродуктивный, эвристический, исследовательский.
Все методы направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Структура занятий программы :
- Мотивация детей С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала.
- Пальчиковая гимнастика Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. - Художественно-изобразительная деятельность Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения.
- Презентация работ. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.
В ходе реализации программы «Радуга» используются следующие техники рисования : - батик; - восковые мелки + акварель, печать по трафарету; -граттаж; - монотипия; - рисование по мокрому фону; - рисование свечей; - оттиск мятой бумагой; - рисование пластилином; - отпечатки листьев; - оттиск печатками (из картофеля или других материалов); - рисование пальчиками; - техника рисования штрихом; - техника – кляксография; - техника рисование тампоном, ватной палочкой; - техника рисования гуашевыми красками; - рисование ладошкой; - печатание поролоновым тампоном; - печатание через трафарет; -пластинография; - рисование восковыми мелками + акварель;
1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей с нарушением речи, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении. Программа ориентирована на детей в возрасте от пяти до семи лет и реализуется на государственном языке Российской Федерации. Срок освоения программы 2 года.
2 .СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общая информация о детях с нарушением речи
Для детей с нарушениями речи организуют логопедические группы в дошкольном образовательном учреждении. Цель– создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
Логопедическая коррекционная группа — это отдельная группа детского сада, в которую принимаются дети 5-6 лет, имеющие нарушения речи.
2.2. Особенности изобразительной деятельности детей с нарушением речи
При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР наряду с тем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения. Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость.
2.2.1. Значение изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушением речи Коррекционная работа посредством изобразительной деятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с нарушением речи – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что: - у детей формируются навыки наблюдения; - совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта; - дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
- формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;
- дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения;
- развиваются зрительная и двигательная память;
- учатся изображать предметы, т. е. запечатлевать представления о нем и способы его изображения;
- на занятиях по изобразительной деятельности в наглядно – практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.
2.2.2. Виды занятий по изобразительной деятельности и их влияние на интеллектуальное развитие детей с нарушением речи
Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Эстетическое воспитание на занятиях по рисованию осуществляется по нескольким направлениям и предполагает формирование и развитие у детей целенаправленной изобразительной деятельности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненным рисункам.
Предметное рисование – изображение предмета, передача своих впечатлений о нем путем применения различных средств изобразительности.
Сюжетное рисование – содержанием такого рисунка является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях.
Декоративное рисование – имеет огромное значение в развитии основ личности ребенка – присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства родины, осознание себя как частицы своего народа.
2.3. Условия, обеспечивающие эффективность усвоения Программы
1. создание физического и психического пространства для свободного проявления инициативы;
2. создание положительно – эмоционального состояния при соприкосновении с изобразительным искусством; развитие интереса к изобразительному искусству;
3. введение игровых элементов и творческих задач;
4. развитие наблюдательности; использование наглядности;
5. обучение овладению необходимыми навыками и умениями;
6. последовательное усложнение изобразительной деятельности;
7. применение разнообразных материалов и техник работы с ними; смена видов деятельности;
8. учет индивидуальных особенностей воспитанников.
2.4. Планируемые результаты освоения программы
- формирование умения использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применение их;
- формирование умения передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- формирование умения выражать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру через рисунок;
- формирование умения положительно относится к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
- формирование умения давать мотивированную оценку результатам своей деятельности и деятельности товарищей;
- развитие детского творчества в изобразительной деятельности;
- развитие мелкой моторики;
- развитие навыков коммуникативного общения.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Преодоление нарушения речи возможно только при условии наполнения педагогического процесса современными коррекционно - развивающими и здоровье - сберегающими технологиями, а также создания адекватной особенностям развития детей с нарушением речи предметно-развивающей среды.
Развивающая предметно - пространственная среда для детей с нарушением речи соответствует как общим нормативным актам проектирования условий воспитания, обучения в дошкольном учреждении, так и отвечает на задачи коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с проблемами развития.
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования: • подставки под кисти; кисти. •стаканы для воды; • матерчатые салфетки; • палочки или старые стержни для процарапывания; •коктельные трубочки; • поролоновые печатки, губки; • ватные палочки; • восковые и масляные мелки, свеча; • наборы разнофактурной бумаги; • печатки из различных материалов; • простые карандаши, ластик; • акварельные краски, гуашь; • место для выставки детских работ • демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий
• различные игрушки • наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.
3.2. Организация работы по оказанию дополнительных платных образовательных услуг по направлению художественное развитие (рисование с использованием нетрадиционных техник).
3.2.1. Календарное планирование для детей 5-7 лет.
При проведении платных занятий по изобразительной деятельности (рисование) учитывается тематический план.
План утвержден на педагогическом совете МАДОУ Детский сад № 259 и представляет собой таблицу, в которой даны темы занятий на учебный год в соответствии с возрастом и диагнозом детей.
3.3. Педагогическая диагностика
Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в изобразительной деятельности является способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных нетрадиционных техник рисования.
Диагностические критерии:
умение делать оттиск печатками из картофеля, дополнять сюжет рисунка деталями,умение рисовать в технике «Тычок жесткой полусухой кистью», умение рисовать в технике «Печатание ладошкой», умение рисовать в технике «Симметричные предметы». Аккуратно складывать лист бумаги для получения симметричного изображения. Умение печатать пуговицами. Умение рисовать в технике «Оттиск скомканной бумагой».Умение рисовать по представлению предметы, закрашивать восковыми мелками, свечой, тонировать альбомный лист красками. Умение рисовать с помощью поролона. Умение рисовать на сыром листе бумаги.
Критерии Методика
Умение делать оттиск печатками из картофеля, дополнять сюжет рисунка деталями Ребенку предлагается сделать несколько оттисков печатками из картофеля, дополнить сюжет рисунка деталями
Умение рисовать в технике «Тычок жесткой полусухой кистью». Ребенку предлагается закрасить картинку в технике «Тычок жесткой полусухой кистью»
Умение рисовать в технике «Печатание ладошкой». Ребенку предлагается нарисовать рыбку в технике «Печатание ладошкой»
Умение рисовать в технике «Симметричные предметы». Аккуратно складывать лист бумаги для получения симметричного изображения. Ребенку предлагается нарисовать бабочку в технике «Симметричные предметы»
Умение печатать пуговицами. Получать четкий отпечаток. Ребенку предлагается сделать оттиск печатью из пуговицы
Умение рисовать в технике «Оттиск скомканной бумагой». Ребенку предлагается нарисовать мяч в технике «Оттиск скомканной бумагой»
Умение рисовать на сыром листе бумаги. Ребенку предлагается нарисовать рисунок на сыром листе бумаги.
Интерпретирование результатов:
Высокий уровень освоения программы : 21 – 27 баллов Средний уровень освоения программы : 10 – 20 баллов Низкий уровень освоения программы : 0 – 9 баллов
3 балла -ребенок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки;
-быстро усваивает приемы работы в новых нетрадиционных техниках; -владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования;
-передает в рисунках некоторое сходство с реальным объектом; -обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках;
-умеет создать яркий нарядный узор; -может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками; -может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста);
2 балла -у ребенка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем; -он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний; -знает способы изображения некоторых предметов и явлений; -правильно пользуется материалами и инструментами; -владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого;
-проявляет интерес к освоению новых техник; -проявляет самостоятельность;
1 балл - интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен; - эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого;
-ребенок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности;
-узнает и радуется знакомым образам в рисунке; -основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет; -ребенок рисует только при активной помощи взрослого; -знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими;
-не достаточно освоены технические навыки и умения.
3.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
Дополнительные платные образовательные услуги по художественно – эстетическому развитию детей с нарушением речи проводятся строго по желанию родителей или законных представителей (опекунов, приемных родителей). С ними заключается договор на предоставление платных занятий по изобразительной деятельности, в котором обязательно указывается количество занятий в неделю, их продолжительность, стоимость одного занятия, а также паспортные данные.
Основная задача в работе с родителями – заинтересовать, принимать активное участие в образовательном и коррекционно – развивающем процессе.
3.5. Документация
Для успешной реализации программы разработано методическое обеспечение:
1. Договор с родителями или законными представителями детей.
2. Эффективный контракт педагога по изобразительной деятельности с администрацией МАДОУ Детский сад № 259. 3. Список детей на дополнительные платные занятия по изобразительной деятельности, заверенный заведующим МАДОУ Детский сад № 259
4. Расписание занятий, заверенный МАДОУ Детский сад № 259
5. Табель посещаемости занятий
6. Лист регистрации проведенной оплаты
7. Карты сопровождения «Платные индивидуальные занятия по изобразительной деятельности»
8. Календарный рабочий план занятий по художественной деятельности
9. Картотека нетрадиционных способов рисования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М. : Скрипторий, 2010. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М. : Скрипторий, 2010. Королева Н. В. «Занятия по рисованию» – М. : Сфера, 2010г. Казакова Р. Г «Рисование с детьми дошкольного возраста: «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» – М. : Синтез, 2004. Лыкова И. А. «Цветные ладошки»– М. : Издательский дом «Цветной мир»2014. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в д/саду» – М. : Владос, 2003. СмоляковаМ. Г. «Разноцветный мир», СПб, 1999 СкоролуповаО. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», М. 2003 г. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации», М, 2007 Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации», М. 2007 Дубровская Н. В. «Рисунки из ладошки. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет», 2004