Котёлкина Екатерина Андреевна
Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста (4–5 лет). Содержательный раздел
▼ Скачать + Заказать документы
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Коммуникативная деятельность
4-5
Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих.
Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и растениям.
Публикация «Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста (4–5 лет), Содержательный раздел» размещена в разделах
Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.
Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.
Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье, к воспитателю.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
4-5
Формировать представление об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей.
Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;
Вовлекать детей (в объеме возрастных возможностей) в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда – от постановки цели до получения результата труда; при поддержке взрослого развивать умение контролировать качество результатов своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто, убраны ли на место инструменты и материалы).
Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье.
Формирование основ безопасного поведения
4-5
Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
Продолжать знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях.
Формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
2. Содержание образовательной области «Познавательное развитие»
Познавательно-исследовательская деятельность
4-5
Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств.
Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.
Обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира.
Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении результата.
Обогащать социальные представления о людях – взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.
Продолжать расширять представления детей о себе, детском саде и его ближайшем окружении.
Развивать элементарные представления о родном городе и стране.
Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране.
3. Содержание образовательной области «Речевое развитие»
4-5
Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.
Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного слово произношения.
Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.
Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.
4. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительная деятельность
Виды деятельности Содержание образовательной области
4-5
Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы.
Активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров, способствовать освоению некоторых средств выразительности изобразительного искусства.
Развивать художественное восприятие, умения последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом.
Формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности.
Активизировать интерес к разнообразной изобразительной деятельности;
Формировать умения и навыки изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности: развитие изобразительно-выразительных и технических умений, освоение изобразительных техник.
Поощрять желание и развивать умения воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в процессе восприятия прекрасного и собственной изобразительной деятельности.
Развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности.
Рисование Развитие умений правильно располагать изображение на листе бумаги, выделять главное; создавать отчетливо основные формы, составлять изображение из нескольких частей, передать в работах позы, движение.
Развитие умения подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету; составлять новый цветовой тон на палитре.
Развитие
умения отбирать при напоминании педагога изобразительные материалы и инструменты.
Умения уверенно проводить линии, полосы, кольца, дуги; правильно удерживать инструменты; сохранение правильной позы при рисовании.
Штриховать, работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы.
Аппликация Освоение доступных способов и приемов вырезания и обрывной аппликации.
Развитие умения правильно использовать ножницы, аккуратно вырезать и наклеивать детали.
Развитие умения использовать неизобразительные материалы для создания выразительного образа.
Лепка Развитие умения лепить из различных материалов: глины, пластилина, снега, песка.
Знакомство с конструктивным и комбинированным способом создания изображения.
Освоение некоторых приемов лепки: оттягивание из целого куска, прощипывание и т. п.
Конструирование Развитие умения анализировать объект, выделять основные части и детали, создание вариантов знакомых сооружений из готовых геометрических форм и тематического конструктора, деталей разного размера.
Освоение обобщенных способов складывания различных поделок.
Развитие умения составлять образ из природного материала.
Составление простых коллажей.
Восприятие художественной литературы и фольклора
Содержание образовательной области
4-5
Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные, литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах).
Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, не сложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента.
Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям, выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты, придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации.
Музыкальная деятельность
Содержание образовательной области
4-5
Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
Развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
Развивать музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте.
Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки.
Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах.
Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
5. Содержание образовательной области «Физическое развитие»
Двигательная деятельность
4-5
Развивать умения уверенно и активно выполнять основные элементы техники общеразвивающих упражнений, основных движений. спортивных упражнений, соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение, самостоятельно проводить подвижные игры и упражнения, ориентироваться в пространстве, воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.
Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества, координацию, общую выносливость, силу, гибкость.
Формировать у детей потребность в двигательной активности, интерес к выполнению элементарных правил здорового образа жизни.
Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).
6. Игровая деятельность
Виды игровой деятельности 4-5
Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты, умения устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях).
Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.
Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.
Сюжетно-ролевые Проявление интереса к отображению семейных и несложных профессиональных отношений взрослых, к объединению в одном сюжете разнообразных по тематике событий.
Освоение новых способов ролевого поведения: способности строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу развития сюжета несколько ролей.
Развитие умений до начала игры определять тему, одно-два игровых события, распределять роли до начала игры.
Освоение способа развития игрового замысла через проблемную ситуацию.
Развитие умения вести разные ролевые диалоги – в начале года в совместной игре с воспитателем, а во втором полугодии – в совместной игре со сверстниками.
К концу года самостоятельное придумывание реплик игровых персонажей, использование разных интонаций в ролевых диалогах, комбинирование в сюжете 3-4 эпизодов, разнообразного содержания.
Режиссерские игры Освоение умения представить готовую сюжетную ситуацию и показать ее зрителю (взрослому).
Проявление самостоятельности в осуществлении режиссерской игры.
По побуждению воспитателя, а впоследствии самостоятельно озвучивание диалога между персонажами, выражение оценки персонажей, их действий.
Проявление инициативы в выборе необходимых материалов и игрушек для создания обстановки режиссерской игры, использовании предметов-заместителей.
Проявление интереса к режиссерской игре на основе ситуации, служащей завязкой сюжета.
К концу года самостоятельное придумывание и создание ситуаций-завязок сюжета режиссерской игры при помощи игрушек и предметов, их показывают воспитателю, сверстникам.
Игровые импровизации Развитие умения мимикой, жестами, движениями передавать разное эмоциональное состояние персонажей.
Использование жестов и движений для передачи физических особенностей, размеров игрового образа.
В играх на темы литературных произведений освоение умений выразительно передавать особенности движений, голоса, эмоциональные состояния. Участие в театрализациях на темы любимых сказок.
Самостоятельное использование предметов для ряженья.
Игры-экспериментирование с различными предметами и материалами Игры с водой, снегом, льдом - смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных цветов и оттенков, замораживание окрашенной воды в разных формочках и украшение льдинками построек из снега, испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала, лепка из снега.
Игры с мыльной водой и пеной - пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов, испытание: какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены.
Игры с зеркалом - воспитатель и дети пускают веселые солнечные зайчики, пытаться увидеть, что находится за спиной, справа, слева, на потолке, только с помощью зеркала.
Игры со светом -экспериментирование с тенью, поиск спрятанного предмета с помощью фонарика в темноте.
Игры со стеклами - рассматривание цветных картинок через стекла разного цвета, через увеличительное стекло.
Игры со звуками - испытание: какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов, узнать с закрытыми глазами разные звуки: разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка, переливания воды и пр.
Дидактические игры Совместное с воспитателем участие в играх на сравнение предметов по различным признакам, группировку предметов на основе общих признаков; составление целого изображение из 6—8 частей; выстраивание «ряда» из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака; составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов.
Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя действовать по правилам, стремиться к результату, контролировать его в соответствии с игровой задачей.
7. Социальное партнерство с родителями детей
Наше взаимодействие с родителями детей пятого года жизни имеет свои особенности.
Мы воспитатели обращаем внимание родителей на то, что ребенок переходит
на новую ступень личностного развития
-у него возникает потребность в познавательном общении со взрослыми;
- он начинает проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни («когда я был маленьким.») и настоящего. Основные «источники информации» о своем прошлом для ребенка -его родители, близкие.
В своем общении с родителями мы воспитатели укрепляем доверительные
отношения, которые сложились у него с большинством семей в предыдущий
год и обращаем внимание на изменения в развитии дошкольников, как
их учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком.
Основные приоритеты совместного с родителями развития ребенка:
-Развитие детской любознательности.
-Развитие связной речи.
-Развитие самостоятельной игровой деятельности детей
-Установление устойчивых контактов ребенка со сверстниками и развитие
дружеских взаимоотношений
-Воспитание уверенности, инициативности дошкольников в детской
деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Задачи социального партнерства с семьями дошкольников :
•Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.
•Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.
•Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.
• Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.
•Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов, развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.
•Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности.
•Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.