Надежда Конюхова
Рабочая программа подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ОДА
▼ Скачать +Заказ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель воспитательной работы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
Публикация «Рабочая программа подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ОДА» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1. способствовать процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
2. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
3. реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД, самостоятельной деятельности (СД, режимных моментах, работе с родителями.
4. создать эмоционально – комфортную образовательную среду (предметная среда, среда взаимоотношений, природная среда) как средство обогащения жизненного опыта ребёнка.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы :
Основными принципами организации образовательного процесса являются:
•комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Разработано комплексно-тематическое планирование на весь учебный год.
•принцип природосообразности в обучении и воспитании - организация воспитательного процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами, без надрыва - «вовремя» и «по силам; обучение должно проводиться в «зоне ближайшего развития» ребенка, опережая развитие, но не выходя за пределы возрастных «сензитивных» периодов (Л. С. Выготский); возвышая потребности человека, педагог выводит воспитанника за пределы его «растительной» и «животной» жизни, за пределы «термитника» в жизнь духа: познания, творчества и самоотдачи как источника саморазвития (В. Д. Семенов).
•принцип культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
•решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
•принцип детоцентризма, утверждающий самоценность и уникальность каждого конкретного ребенка, признание его особой миссии на Земле – быть человеком, иметь право на собственный выбор.
Особенности контингента детей
Подготовительную группу посещают дети, имеющие тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата. Прогноз развития ребенка зависит от объема и характера поражения ЦНС, а также от объема и характера медика – психологической помощи. Когда двигательные нарушения выражены значительно, требуется стратегия компенсации, чтобы обеспечить максимальное развитие сохранных и доступных для коррекции звеньев психики ребенка. Особенности познавательного развития детей данной группы : психофизические особенности детей с ОВЗ приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности - вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности.
Учитывая указанные выше особенности развития детей, основной целью коррекционной работы является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение полной и социальной адаптации.
При организации и проведении педагогической работы необходимо учитывать, что большинство детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют сопутствующие заболевания - нарушение зрения.
Особенности организации образовательного процесса в условиях группы
Рабочая программа базируется на тематическом планировании. Образовательная деятельность проводится индивидуально и в подгруппах детей. В течение учебного года планируется взаимодействие со следующими участниками образовательного процесса:
Психолог
Логопед
Дефектолог
Социальный педагог
Музыкальный руководитель
Инструктор по ФИЗО
Родители
Образовательная среда
Компонентами образовательной среды в дошкольном учреждении являются:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия со взрослыми;
характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.
Образовательная среда для развития детей с особенностями в развитии включает в себя три взаимообуславливающих слоя: сенсомоторный, природно-экологический, социокультурный. Пересекаясь, накладываясь и взаимопроникая, они создают стереоскопическую модель мира.
Наибольшие проблемы у ребенка с особенностями развития возникают при его социальной адаптации. Поэтому, серьезное внимание уделяется структурированию содержания и оборудования третьего, социокультурного слоя. Его задача - способствовать идентификации и персонализации ребенка, т. е. формированию у него активной жизненной позиции, чувства ответственности за свои действия и поступки, иначе говоря, вычленения себя в мире «Я среди других».
Группа оснащена специальным оборудованием: кресла с подлокотниками, перила, вертикализаторы, ходунки.
Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности.
Создание для детей благоприятных микроусловий, в которых педагог занимает по отношению к контактам детей двуединую позицию : взаимодействуя в качестве субъекта с каждым ребенком в отдельности или с группой детей, он непосредственно или опосредованно влияет одновременно и на процесс их общения. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.
Методические особенности
Учитывая направленность группы и индивидуальные особенности детей реализация рабочей программы предполагает разработку индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ. При проектировании индивидуальной программы следует опираться на ряд принципов:
принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;
принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы и более рациональному использованию времени для изучения определенных тем;
принцип линейности и концентричности. При линейном построении программы темы следует располагать систематически, последовательно по степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построении программы материал повторяется путем возвращения к пройденной теме. Это дает возможность более прочного усвоения материала.
принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержание программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.
Индивидуальные программы, направленны на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.
Планируемые результаты
Социально-коммуникативное развитие
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям самому себе, обладает чувством собственного достоинства; адекватно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет по мере возможности подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Познавательное развитие
Сформированность правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, по мере возможности развитие мелкой и тонкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. Умение детей сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между множествами.
Речевое развитие
Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация).
Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Физическое развитие
Сформированность у ребенка с ОВЗ осознанного отношения к своим силам. Способность преодолевать не только психические, но и психологические барьеры, а так же сформированность компенсаторных навыков, умения использовать функции разных систем и органов, вместо нарушенных. Способность преодолевать физические нагрузки, необходимые для полноценного функционирования в обществе.
Художественно-эстетическое развитие
Сформированность представлений о форме, цвете и композиции. Сформированность манипулятивной деятельности мелкой моторики рук в зависимости от индивидуальных способностей детей.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание рабочей программы включает пять комплексных тем, реализация которых предполагает интеграцию образовательных областей и видов детской деятельности.