вишнева оксана
Рабочая программа подготовительной группы (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание 1. Целевой раздел Рабочей программы :
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты программы
1.3. Характеристика особенности развития детей дошкольного возраста
1.4. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (планируемые результаты освоения Рабочей программы)
2. Содержательный раздел Рабочей программы :
2.1. Содержание образовательной деятельности
2.1.1. Физическое развитие
2.1.2. Социально-коммуникативное развитие
2.1.3. Познавательное развитие
2.1.4. Речевое развитие
Публикация «Рабочая программа подготовительной группы (6–7 лет)» размещена в разделах
2.1.5. Художественно-эстетическое развитие
2.2. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями)
3. Организационный раздел Рабочей программы :
3.1. Режим пребывания детей в группе
3.1.1. Режим дня в холодное время года
3.1.2 Режим дня в теплое время года
3.1.3. Распорядок дня при карантине
3.1.4 Условия реализации Рабочей программы
3.1.5. Особенности организации РППС
3.1.6. Максимально допустимая образовательная нагрузка
3.1.7 Планирование ОД при пятидневной неделе
3.1.8. Методическое обеспечение рабочей программы
3.1.9. Методические пособия
Приложения
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Рабочей программы
Настоящая рабочая программа разработана для подготовительной к школе группы детского сада на основе ОП ДОО в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Целью Рабочей программы является :
• создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства
• создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств каждого ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
• подготовка дошкольников к жизни в современном обществе
• обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
Цели Рабочей программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:
• Образовательная деятельность, которая осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности - игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы.
• Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация процесса воспитания и обучения;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Исходя из поставленных целей Рабочей программы, формируются следующие задачи:
• Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
• Укреплять здоровье воспитанников, приобщать их к здоровому образу жизни, развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.
• Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
• Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями.
• Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать у детей культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.
• Развивать у детей познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности, самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности и творчеству.
• Развивать эстетические чувства детей, творческие способности, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе.
Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
Рабочая программа базируется на основных принципах дошкольного образования (см. п. 1.4. ФГОС ДО) :
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
В рабочей программе используются основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС ДО:
1. Культурно-исторический подход.
2. Личностный подход.
3. Деятельностный подход.
Основания разработки рабочей программы
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ.
• «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "0б утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
• 1.2. Планируемые результаты освоения детьми подготовительной группы Программы на конец 2017-2018уч. года
Оценка результатов освоения Рабочей программы
При реализации Рабочей программы может производиться оценка индивидуального развития детей. Формы и методы педагогической диагностики – наблюдение и анализ продуктов детской деятельности. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
• Индивидуализации образования
•Оптимизации работы с группой детей
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Развитие игровой деятельности:
• самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр, придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации;
• находит новую трактовку роли и исполняет ее;
• может моделировать предметно-игровую среду;
• участвует в творческих группах по созданию спектаклей «режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители».
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
• в дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем;
• проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
• понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:
• соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения;
• различает и называет специальные виды транспорта «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», объясняет их назначение.
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
• знает назначение светофора, узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
• различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения:знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
Развитие трудовой деятельности:
• самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;
• умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
• ответственно выполняет обязанности дежурного;
-умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
• старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
• оценивает результат своей работы;
• испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;
• радуется результатам коллективного труда.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:
• владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;
• имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села);
• имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;
• бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Сенсорное развитие:
• различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т. п.);
• обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
• классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
• способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;
• самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;
• способен создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы.
Формирование элементарных математических представлений:
• владеет (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит цифру и количество предметов;
• решает простые арифметические задачи на числах первого десятка;
• использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объёму, массе;
• ориентируется в пространстве и на плоскости;
• определяет временные отношения.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
• имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
• выбирает и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;
• устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями;
• использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира;
• знает правила поведения в природе и соблюдает их.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми:
• способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
• свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
• использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
• использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
• правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания, проводит звуковой анализ слов;
• самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
• называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
• дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками;
• пользуется естественной интонацией разговорной речи;
• соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения.
Развитие литературной речи:
• способен прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности;
• самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:
• называет любимые сказки и рассказы;
• называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4);
• эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
• может импровизировать на основе литературных произведений.
• способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст;
• способен воспринимать текст в единстве содержания и формы;
• способен различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности;
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
• воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;
• способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);
• способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;
• способен проводить звуковой анализ слов;
• понимает смыслоразличительную роль фонемы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Приобщение к изобразительному искусству:
• различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
• понимает выбор средств выразительности в произведении в соответствии с замыслом художника;
• выражает собственное мнение по поводу произведения искусства, формулирует эстетические суждения.
Приобщение к музыкальному искусству:
• определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец);
• называет инструмент, на котором исполняется музыкальное произведение.
Приобщение к словесному искусству:
• называет любимые сказки и рассказы;
• называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4);
• эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
• может импровизировать на основе литературных произведений.
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:
– использует разнообразные способы создания изображения в рисовании, лепке, аппликации
– применяет традиционные техники изображения.
Развитие конструктивной деятельности:
• способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;
• самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;
• способен создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы.
Развитие музыкально-художественной деятельности:
• узнаёт мелодию Государственного гимна РФ, определяет характер музыкального произведения;
• различает части музыкального произведения, (вступление, заключение, запев, припев);
• выделяет отдельные средства выразительности музыкального произведения (темп, динамику);
• может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него, в пределах от «до»первой октавы до «ре» второй октавы, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание, свободно артикулируя и распределяя дыхание;
• умеет правильно передавать мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание, свободно артикулируя и распределяя дыхание;
• самостоятельно придумывает мелодии, импровизирует мелодии на заданную тему, по образцу и без него;
• умеет выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, переменный шаг, боковой галоп;
• способен выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой, передавать несложный ритмический рисунок;
• импровизирует под музыку соответствующего характера;
• инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах;
• исполняет сольно или в оркестре на ударных, звуковысотных и на русских народных инструментах несложные песни и мелодии.
Развитие детского творчества:
• принимает участие в создании коллективных композиций пейзажного и сказочного содержания;
• создает коллажи, сочетает различные техники изобразительной деятельности;
• создает индивидуальные декоративные, предметные и сюжетные композиции в рисовании, лепке и аппликации на темы окружающей жизни, литературных произведений;
• варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе средств выразительности для передачи образа.
Образовательная область «Физическое развитие»
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
• легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
• редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1раз в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
• усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды, моет ноги перед сном;
• правильно пользуется носовым платком и расческой;
• следит за своим внешним видом;
• быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) :
– может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см);
– мягко приземляться;
– прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см);
– с разбега (180 см);
– в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
– может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг);
– бросать предметы в цель из разных исходных положений;
– попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м;
– метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м;
– метать предметы в движущуюся цель;
– проявляет статическое и динамическое равновесие, координацию движений при выполнении сложных упражнений.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями) :
• выполняет правильно технику всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;
• умеет перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу,
шеренги после расчета на первый-второй;
• соблюдать интервалы во время передвижения;
• выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
• следит за правильной осанкой.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
• участвует в играх с элементами спорта;
• умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры;
• проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта;
• проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям.