Чистякова Наталья
Рабочая программа по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составитель программы :
Воспитатель Чистякова Н. В.
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое
богатство для интеллектуального, нравственного и
речевого развития ребенка.
/В. А. Сухомлинский/
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна Родина», — так говорил русский писатель М. М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где живешь, развивает элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях.
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, которое является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и освоения различных видов деятельности.
На современном этапе экологическое образование детей является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к экологическим проблемам объясняется двумя причинами: резким ухудшением экологической обстановки в мире и осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые семь лет жизни. Компоненты, которые не были внесены в структуру личности в дошкольном возрасте, впоследствии либо не ассимилируются, либо ассимилируются с большим трудом и репродуцируются с малым коэффициентом надежности.
Рабочая программа разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, в соответствии с Основной общеобразовательной программой Организации.
Данная программа написана на основе учебно-методических пособий:
«Юный эколог» С. Н. Николаева
«Наш дом-природа» Н. А. Рыжова
Календарно-тематическое планирование представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.
Количество занятий по программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут.
Цель программы : Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.
Задачи программы :
- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Ребенок имеет представление: о признаки и свойства растений, животных, и человека, как живых организмов; о назначение основных органов и частей растений, животных, человека, хорошо знакомых ребенку; об основных потребностях знакомых детям растений и животных; о труде человека по созданию условий и уходу за живыми существами; о разнообразие явлений природы; о существование разных сред обитания – наземной, воздушной, водной. Ребенок умеет: ухаживать за растениями; ухаживать за обитателями уголка природы; устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон- растительность-труд людей) Ребенок знает: особенности сезонных явлений природы; животных и называет их детенышей; последовательность выращивания лука, крупных семян растений; особенности внешнего вида человека; одежда и деятельность людей в разные сезоны.
ОБОРУДОВАНИЕ
Природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глина, камни, почва, семена растений, шишки, желуди, мох, куски коры и древесины, чага, гербарий.
Бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы для проведения опытов: стаканчики разной степени прозрачности из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, коробки из-под тортов и т. п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые, бумага для фильтрования (салфетки). В качестве дополнительного оборудования: лупы, микроскопы, термометры, песочные часы, комплекты для игр с водой.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Согласно ФГОС ДО результативность овладения программой должна быть представлена в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования :
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
• ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;
• обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
• знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания и т. п.
Предпосылки формирования универсальных учебных действий как результат освоения программы
познавательные личностные коммуникативные регулятивные
- владеет графомоторными навыками;
- умеет устанавливать причинно-следственные связи;
- умеет обобщать и классифицировать;
- владеет элементарными навыками решения проблемных ситуаций;
- умет строить высказывания, делиться своими мыслями, предположениями;
- владеет навыками восприятия текстов (устных; небольших письменных текстов). - соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения;
- умеет управлять своим поведением;
- умеет управлять своими эмоциями, предвидеть последствия своих поступков, без обиды воспринимает неудачи;
- понимает эмоциональные состояния взрослых и сверстников;
- проявляет чувство радости при открытии новых знаний. - умеет работать в паре, группе;
- владеет элементарными навыками диалогической речи;
- умеет формулировать свои мысли (владеет навыками монологической речи);
- умеет слушать и слышать;
- участвует в обсуждениях;
- владеет элементарными навыками грамотной речи;
- владеет навыками выразительной, эмоционально окрашенной речи. - понимает цель своей деятельности, в случаях затруднения задает вопросы;
- умеет планировать и преобразовывать (корректировать) собственные действия на основе цели и способов деятельности;
- умеет предположить результат своей деятельности;
- умеет оценить результат своего труда;
- четко выполняет инструкции взрослого (произвольная регуляция в соответствии с возрастом).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Новые представители животных и растений. Их сенсорные признаки: цвет, размер, части и органы, их пространственное расположение.
Признаки и свойства растений, животных, и человека, как живых организмов. Значение основных органов и частей растений, животных, человека, хорошо знакомых ребенку.
Основные потребности знакомых детям растений и животных, и собственные потребности в свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов; способы удовлетворения этих потребностей.
Труд человека по созданию условий и уходу за живыми существами.
Разнообразие явлений природы.
Свойства и качества природных материалов.
Существование разных сред обитания – наземной, воздушной, водной. Приспособление отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания.
Особенности сезонных явлений природы, приспособление растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом.
Животные и их детеныши. Изменения во внешнем виде. Необходимость оберегать, молодое и взрослое живое существо.
Человек. Дети, взрослые. Особенности внешнего вида, различия и сходство во внешности со сверстниками и родителями. Органы чувств, их назначение. Люди живые - они питаются, передвигаются, дышат воздухом, чувствуют, необходима пища, чистая вода, свежий воздух, тепло, свет. Особенности-люди общаются, думают, разговаривают, видят красоту природы, трудятся, заботятся о других, проявляют доброту. Одежда и деятельность людей в разные сезоны.
Календарно-тематическое планирование
Средний дошкольный возраст
Месяц Тема Задачи Содержание
Сентябрь «Наш дом – природа» Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа».
Взаимосвязь живой и неживой природы и участие в ней человека как природосберегающего и природоохранного фактора.
"Природа живая и
неживая"
Дать представления об основных признаках живой и неживой природы (живые существа двигаются, растут, питаются, дышат, размножаются). Воспитывать интерес и любовь, как к живой, так и неживой природе. Выявляем объекты живой и неживой природы, предметы, созданные руками человека (не природа). Рассматривание моделей живой природы. Экспериментируем.
«Путешествие по лесному царству» Дать представление о том, что в лесу растёт, и кто живёт. Развивать умение распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений.
Воспитывать у детей любовь к природе.
Изготовление 2D макета «Лес – многоэтажный дом».
«Экологический светофор» Воспитание экологической культуры. Закрепить знания о правилах поведения в природе, способов бережного отношения к ней. Формировать навыки элементарной исследовательской деятельности Экологические игры «правила поведения в лесу».
Октябрь «Почва - живая природа» Дать представление о значении почвы для жизни животных, растений, человека. Показать детям, что в почве есть воздух, которым дышат её обитатели, и что может произойти, если вытаптывать и загрязнять почву. «Живая земля». Загрязнения почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы.
Опытным путём определяем свойства почвы, как происходит загрязнения почвы.
«Из чего вырастает дуб» Дать детям представление о семенах разных деревьев и их значении. Рассматривание, изучение, сравнение семян разных деревьев, шишек сосны и ели.
«У кого какие детки?» Дать представление о семенах фруктов, овощей, их значении. Выделяем общее в строении семян фруктов и овощей.
«Хлеб всему голова» Расширение представлений о культурных растениях поля (злаках). Воспитывать уважение к труду хлеборобов, хлебу. Влияние света, тепла, влаги на рост растений. Беседа, просмотр слайдов. Рассматривание разных колосьев, их строение. Замешивание теста для пирожков.
Ноябрь «Через добрые дела можно стать юным экологом»
Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе. Показать, что энный эколог – это ребёнок, который любит природу, заботится о живых существах, создаёт для них хорошие условия жизни. Обсуждаем с детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Стенд «панорама добрых дел».
«Кто улетит, кто останется?»
Помочь понять детям зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Рассматриваем изображения птиц. Пробуем «добыть корм»(сложенными пальчиками в виде птичьего клюва) из почвы, воды, коры дерева, шишки и решаем, останется птичка или ей надо улететь.
«Как зимуют дикие звери» Познакомить с образом жизни диких животных зимой (белка, ёж, заяц, лиса, медведь). Формировать представление о характере пищи животных, способах ее добывания зимой; об условиях жизни зверей в зимнем лесу (холод, глубокий снег, недостаток пищи). Рассматривание альбома. Беседа. Просмотр презентации. Отгадывание загадок. Лепим из пластилина медведя и строим ему берлогу из ваты.
«Растения зимой» • Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям, представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растения. Развивать умения детей устанавливать связи : зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей. Развивать речь, познавательный интерес. Воспитывать умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки, бережное отношение к растениям.
Путешествие в «зимний сад». Беседа. Рассматривание почки на ветке. Обсуждение изменений в природе в разное время года, просматривая изображения на картинках.
Декабрь «Дерево» Дать детям представление о дереве, как о материале, его качестве и свойствах. Показать, как можно определить примерный возраст дерева. Выявление свойств дерева: тонет или нет в воде, твёрдость и др, рассматривая образцы стволов разных видов деревьев.
«Кора» Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву;
- уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев;
- узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева);
- закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными.
-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
-вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Рассматривание образцов коры разных деревьев. Экспериментируем, наблюдаем, обсуждаем, делаем выводы.
Что делают из дерева? Познакомить детей с изделиями из дерева, их назначением. Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним. Поделки из дерева.
Находим деревянные предметы вокруг. Рассуждаем.
«Ёлочка –
красавица»
Расширять представление детей о хвойных, её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. Сравниваем веточки сосны и ели, находим отличие от лиственных деревьев. Украшаем к празднику.
Январь «Песочная страна» Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей. Опытным путё м определяем свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить. Рассматриваем песчинки с помощью лупы.
«Цветной песок» Познакомить детей со способом изготовления цветного песка. Научить пользоваться тёркой. Эксперименты с песком; поделки из цветного песка.
«Волшебный материал» Формировать представления о свойствах глины (моется, бьётся, размокает, пластична) Опытным путём определяем свойства глины. Рассматриваем с помощью лупы.
«Кладовая природы» Дать представление о внутреннем содержании Земли.
Воспитывать бережное отношение к Земле и её богатствам. Лепим из глины кирпичи и строим дом. Просмотр видеофильма о работе стеклодува. Беседа «Кому нужен песок для жизни?»
Февраль «Каждому камешку свой домик» Формировать представление о том, что камни могут быть не только на земле, но и в реках, и в морях. Развивать у детей познавательный интерес к коллекционированию и экспериментированию. Развивать сенсорные ощущения.
Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности; использование камней в игровых целях.
"Вода- основа жизни"
Обратить внимание на то, что привычный объект таит в себе много интересного. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Опыты с водой : «снег и лёд – вода»; «путешествие капельки».
«Волшебница вода»
Уточнить представления детей о свойствах воды. Экспериментальная деятельность с водой (льется, принимает форму сосудов, растворяет сахар, соль, принимает их вкус).
«Очистим воду» Познакомить детей со способом очистки воды - фильтрацией. Что растворяется в воде? Опытная деятельность.
Март
«Воздух повсюду» Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Экспериментируя, находим воздух в окружающем пространстве.
«Как рождается
ветер»
Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность. Наблюдение за ветром
(использование вертушек, парусные суда, воздушные шары). Изготовление веера.
«Воздух-невидимка» Расширить представления о свойствах воздуха (невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется). Исследовательская деятельность.
«Значение воздуха для жизни человека» Дать детям представление о том, что без чистого свежего воздуха нет жизни. Делаем дыхательную гимнастику. Рассматриваем картинки на экологическую тему о жизнедеятельности человека. Играем. Знакомимся с волшебным шариком.
Апрель "Освобожде- ние из плена" Закрепить представления детей о пробуждении природы весной. Проследить взаимосвязь в природе (увеличилась продолжительность дня, тает снег, пробуждается трава, первые цветы, появляются насекомые, прилетели птицы).
Индивидуальные беседы о весне и воде. Поисковые беседы: почему зимой снег, а весной текут ручьи. Опытным путём размораживаем маленькие игрушки, замороженные внутри льда «злой колдуньей».
«Светит, сияет, теплом согревает» Познакомить детей со значением света, с источниками света. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру. Играем с «солнечными зайчиками»; создаём тень; определяем, где теплее, в тени или на солнечной стороне; определяем рост растений в тёмной и в светлой комнате (опыт отсрочен во времени) и делаем вывод на следующем занятии.
«Зелё ная служба Айболита: весенний уход за комнатными растениями» Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Зависимость роста растений от условий окружающей среды. Определение хорошего или болезненного состояния растений по внешним признакам. Уход за растениями уголка природы. Пересадка комнатных растений.
"Первоцветы" Познакомить детей с первыми весенними цветами: мать- и-мачехой, ветреница дубравная (сходства и различия). Формировать у детей представление о связи между живой и неживой природой. Рассматривание первоцветов.
Знакомимся со строением цветка.
Игра «покорми пчёлку».
Май «Красящие вещества ягод» Дать представление детям о ягодах, их происхождении, строении, разнообразии.
Познакомить детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет.
Опытным путём узнаём, как получают сок, окрашиваем им бумагу, ткань. Делаем вывод.
"Планета на
которой я живу" Дать элементарные знания о планете - Земля. Сформировать у детей представления, что Земля имеет форму шара, на ней живут растения, животные и человек. Просмотр видеофильмов.
Рассматривание глобуса.
Литература:
1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»
2. П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой».
3. «Наш дом-природа» Н. А. Рыжова
4. А. Д. Каменева «Мир природы и ребенок».
5. М. В. Лукич «Детям о природе».
6. Е. И. Зотова «Знакомим дошкольников с миром животных».
7. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»
8. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
9. Ознакомление дошкольников с окружающим миром : экспериментирование. Е. В. Марудова – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
10. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. / сост. Н. В. Нищева
Информационные Интернет-ресурсы.