Бабанова Наталия
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 20162017 год (5–6 лет) Ч.2
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение,придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Публикация «Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 20162017 год (5–6 лет) Ч,2» размещена в разделах
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Организация режима дня детей 5-6 лет
Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
- время приёма пищи;
- укладывание на дневной сон;
- общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей 5-6 лет и способствует их гармоничному развитию.
Содержание деятельности Время
-Прием детей в группе, осмотр
- «Минутки движений» :игры малой подвижности, индивидуальная работа с детьми по развитию движений, утренняя гимнастика
-Дежурство 7.30-8.25
-Подготовка к завтраку, завтрак 8.25-8.50
-Игры, самостоятельная деятельность детей 8.50-9.00
-Организованная образовательная деятельность (включая перерывы) 9.00-10.50
-2-ой завтрак 10.00-10.10
-Подготовка к прогулке.
-Прогулка : наблюдения, игры, труд
-Самостоятельная деятельность детей на прогулке 10.50-12.20
-Возвращение с прогулки
-Пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения
-Минутки музыки 12.20-12.40
-Подготовка к обеду, обед 12.40-13.00
-Дневной сон 13.00-15.00
-Постепенный подъём, гимнастика пробуждения, водные процедуры, туалет
-Самостоятельная деятельность 15.00-15.25
-Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.40
-Самостоятельная деятельность, игры, художественное творчество, музыкально-ритмическая деятельность,физкультминутки 15.40-16.15
-Чтение художественной литературы 16.15-16.30
-Подготовка к прогулке, оздоровительная прогулка.
-Возвращение с прогулки, игры.
-Уход детей домой 16.30-18.00
Планируемые результаты освоения детьми программы
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики- карты педагогических наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- познавательного развития;
- речевого развития;
-социально- коммуникативного развития;
-художественно- эстетического развития;
- физического развития.
Анализ детского развития проводится два раза в год (в сентябре, мае). Основная задача педагогической диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Данные о результатах заносятся карту педагогического наблюдения в рамках образовательной программы.
Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования;
- оптимизации работы с группой детей.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.
Ведущая цель: создание необходимых условийдля формирования ответственных взаимоотношенийс семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности решать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Для достижения цели составлен план работы с родителями на учебный год (Приложение).
Материально- техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект к Программе «От рождения до школы», игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Литература и средства обучения
1. «Книга для чтения» Сост. В. В. Гербова и др.
2. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», М. : Мозаика – Синтез, 2008.-64 с.
3. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений», М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 48 с.
4. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», М. : Мозаика – Синтез.
5. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011.- 48 с.
6. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М. : Мозаика – Синтез, 2008.-96 с.
7. Т. Г. Казакова «Изобразительная деятельность дошкольников»
8. Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
9. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности.», М. : Мозаика – Синтез.
10. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы». Старшая группа. Волгоград : Учитель, 2012.-114 с.
11. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.-304 с.
12. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет». М. : Вентана - Граф, 2007.- 224 с.
13. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старший возраст». М. :Ц ГЛ, 2005. -112 С
18. Ладушки: Хрестоматия для детей старшего возраста. – М. :ОЛМА-ПРЕСС
Экслибрис, 2004. -239 с. : ил. – (Ступеньки. Вып. 1)
19. Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам :
Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М. : Гуманит. Изд. центр
20. Е. Н. Вавилова «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость» :
Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1981.- 96 с., ил.
21. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет.
сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. - М. : Просвещение.
22. Правила дорожного движения. /Сост. Л. Б. Поддубная. – Волгоград:ИТД «Корифей».- 96с.
23. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2009. – 80 с.
24. Н. В. Лободина. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». (старшая группа). Волгоград: Учитель, 2012.-399с.
25. Э. М. Курицына, Л. А. Тараева «Большая книга занятий по развитию речи»-М. ;ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.-135с. - (Говорим правильно).
26. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Грамматика в играх и картинках» от 5 до 7 лет. –СПБ. :Паритет, 2005.-32с.
27. А. Н. Давидчук «Развитие у дошкольников конструктивного творчества». –М., «Просвещение», 1976,-79с.