Елена Цветкова
Рабочая программа по пластилинографии в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
кружка художественной направленности
«Пластилиновая фантазия»
Рабочая программа по художественному развитию для детей логопедической группы компенсирующей направленности 6-7 лет разработана на основе адаптированной дополнительной общеобразовательной программы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениям речи (далее АДОП ОВЗ с ТНР). Вся работа строится с учетом возрастных особенностей воспитанников, по принципу «от простого к сложному».
Художественно-эстетическое развитие играет важную роль в процессе формирования личности дошкольника. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности.
Художественное творчество-это деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребёнка, происходит развитие эмоционально-чувственных качеств, способности самостоятельно сделать выбор. Художественно-эстетическое развитие оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Желание творить - внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Занятие художественным творчеством невозможно без участия мелкой моторики рук. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. В исследовании Л. В. Фоминой было выявлено, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. При тренировке тонких движений пальцев рук речь развивается более интенсивно и оказывается более совершенной (М. М. Кольцова).
Поэтому, занятия пластилинографией будут способствовать не только формированию творческих и интеллектуальных способностей у старших дошкольников, но и развитию мелкой моторики рук, а значит, способствовать речевому развитию воспитанников.
В логопедической группе уделяется много внимания развитию мелкой моторики воспитанников. Развитие мелкой моторики - одна из основных задач данной программы.
Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует от него использование точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы для письма, рисования, выполнения множества разнообразных действий. Добиться всего этого возможно только благодаря развитию навыков мелкой моторики рук.
Занятия пластилинографией направлены на обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Программы дополнительного образования, реализуемые в ДОУ
№ Наименование программы
1 Воспитание ребенка- дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого: В мире прекрасного: программ. – метод. Пособие. - М. : изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368.: ил. – («Росинка»). Л. В. Куцакова С. И. Мерзлякова
Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании дошкольников. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей не только мелкой моторики, но и художественного вкуса, творческих способностей.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в ДОУ организуется образовательный процесс по дополнительным образовательным программам с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Сроки обучения по дополнительным образовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть увеличены с учетом особенностей их психо-физического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии воспитанников.
1. Цель и задачи реализации Программы.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки в технике пластилинографии.
Задачи:
-Продолжать знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами пластилинографии. Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание, надавливание, вдавливание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.
-Продолжать учить создавать композиции выполненные в технике пластилинографии. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов.
-Продолжать учить различению разных оттенков цветов по степени яркости (ярко-оранжевый,темно-коричневый, светло-желтый и др.).
-Продолжать формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
-Развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление, воображение и фантазию.
-Развивать художественный вкус, творческие способности детей.
-Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
-Способствовать обогащению словарного запаса и развитию связной речи дошкольников.
-Воспитывать интерес к процессу создания пластилиновых картин и результатам работы.
-Воспитывать коммуникативные навыки, усидчивость, отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
-Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
2. Требования к содержанию рабочей программы (учебный план)
Кружок проводится 1 раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 30 минут, общее количество занятий: 28
Содержание учебной дисциплины
Тема Задачи Количество
занятий
Животный мир
Продолжать учить изображать животных, птиц, насекомых, рыб, используя пластилинографию. Развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к занятиям пластилинографией. 9
Растительный мир, включая пейзаж Учить осваивать способы выполнения пластилиновых картин с изображение растительного мира. Развивать наблюдательность; воспитывать интерес к растительному миру. 9
Поздравительные открытки Воспитывать желание сделать приятное близким людям, изготовив для них подарок своими руками. Развивать воображение; творчество. 5
Разное 5
Всего занятий: 28
Программа составлена с учётом интеграции областей по разделам:
«Познавательное развитие» При лепке того или иного предмета или явления дети первоначально его познают, изучают, рассматривают, что характерно для данной области, с другой стороны, формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме отвечает задачам экологического воспитания.
«Речевое развитие». В большинстве случаев материал для детского творчества черпает основу в художественных произведениях: сказках, стихотворениях, рассказах.
«Художественно-эстетическое развитие». В комплексе с музыкой возможна полная реализация задач художественно – эстетического воспитания, для развития целостности восприятия картины окружающего мира.
Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии. В программе представлена методика создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Планируемые результаты.
В результате обучения по данной программе дети:
– познакомятся с основными понятиями и базовыми формами пластилинографии; усвоят теоретические знания и практические приемы, навыки работы с пластилином;
– научатся создавать композиции, выполненные в технике пластилинографии, следуя устным и схематическим инструкциям;
– занятия пластилинографией будут способствовать развитию глазомера, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
– кружок будет способствовать развитию мелкой моторики рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, этому будет способствовать хорошая мышечная нагрузка на пальцы во время занятий. У детей развивается пинцетное хватание (захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью).
– воспитанники овладеют навыками культуры труда и улучшат свои коммуникативные способности;
– использование художественного слова, игровых методов и приемов позволит достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их художественно-творческих способностей, эстетических чувств, художественного восприятия, образных представлений, воображения.
Но одно из главных назначений занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения – у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными. А движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы. У детей развивается пинцетное хватание (захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью). Дети умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, направленности, длительности и др.
4. Описание образовательной деятельности.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Формы работы:
-индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
-групповая (при выполнении коллективных работ каждая подгруппа выполняет определенное задание);
-коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
- наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
-активизация и индивидуализация обучения;
-игры и игровые ситуации;
-творческие работы и т. д.
Направления работы:
-Изготовление цветов в технике пластилинографии.
-Изготовление животных в технике пластилинографии.
-Изготовление сувениров и открыток к праздникам.
5. Описание методического обеспечения.
1. ТСО (магнитофон, презентации, ноутбук).
2. Учебно-наглядные пособия (муляжи, образцы, предметы народного декоративно-прикладного искусства)
3. Оборудование (клеенки, плотный картон белый и цветной, цветной пластилин, зубочистки, салфетки для рук, доски для лепки)
4. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
6. Содержание коррекционной работы.
Основой программы является создание оптимальных условий для коррекционно – развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. Это достигается за счёт организации комплекса коррекционно-развивающих мероприятий в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленых программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
- Развитие словаря.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование
фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
- Развитие связной речи.
- Формирование коммуникативных навыков.
7. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Культурно-досуговая деятельность охватывает организацию отдыха, развлечений, праздников, самостоятельной познавательной и художественно-творческой деятельности детей. Следует способствовать участию детей в работе кружков по интересам. Предшкольников необходимо приучать осмысливать полученные знания и использовать их в самостоятельной творческой деятельности.
Следует расширять знания детей об искусстве, расширять представления о государственных праздниках и привлекать детей к подготовке и участию в праздниках.
Примерный перечень развлечений и праздников
Праздники: Осенний карнавал, Новогодний карнавал, День защитника Отечества, «8 марта», «День Победы», Летний карнавал, дни рождения детей.
Развлечения: День знаний, фольклорные праздники («Прощание с зимой», «Встреча весны», День защиты детей, День семьи. Театрализованные представления по сюжетам русских народных сказок «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок».
Концерты: «Наши таланты», «Спорт и музыка».
8. Организация предметно - развивающей среды.
Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной логопедической группы «Б» обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, способствует развитию детей в соответствии с особенностями психического и физического развития, гарантирует охрану и укрепление их здоровья. В группе регулярно происходит сменяемость игрового материала, а также обеспечено появление новых предметов, стимулирующих игровую, исследовательскую, познавательную активность детей.
10. Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе «Б»
№ занятия Тема занятия Программные задачи
Материал Литература
Октябрь
1 неделя Воспоминания о лете. «Улитка»
Расширять представления детей о многообразии мира насекомых, населяющих нашу планету, места обитания. Закреплять умение собирать поделку из маленьких шариков одинакового размера приёмом лепки тонкого жгутика и деление его на части. Развивать у детей эстетический вкус, цветовосприятие. Воспитание осторожного и бережного отношения к насекомым. Иллюстрации улиток. Пластилин, доска для лепки, салфетки, салфетки, картон зеленого цвета. О. Ю. Тихомирова
Стр. 9
2,3 неделя
«Стоит Антошка на одной ножке»-на диске
Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Продолжать учить детей приемам работы в технике «пластилинография»: придавливание, примазывание, разглаживание. Воспитывать аккуратность использования пластилина в своей работе. Иллюстрации по теме. Пластилин, доска для лепки, салфетки, диски комп., салфетки, картон зеленого цвета. Конспект
4 неделя «Осеннее дерево» Учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии. Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями и при помощи стеки делить её на мелкие равные части. Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, прямыми движениями пальцев рук – в овальную форму и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев рук. Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятие. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, дружеские взаимоотношения между сверстниками. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Изображения осенних деревьев. Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон разного цвета. Конспект
5 неделя Домашние питомцы. «Дружок»
Прививать любовь, бережное отношение к своим домашним питомцам. Учить передавать строение фигуры собаки в разном положении (сидит, стоит, лежит, Учить изображения животное из отдельных частей. Закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приёмы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Иллюстрации «Домашние животные». Пластилин, доска для лепки, салфетки, салфетки, комп. диски. О. Ю. Тихомирова
Стр. 29
Ноябрь
1 неделя Домашние питомцы. «Дружок»
Продолжение
О. Ю. Тихомирова
Стр. 29
2,3 неделя «Павлин»
Расширять представления детей об экзотических птицах тёплых стран, умение любоваться красотой строения и оперения. Закреплять использование в творческой деятельности детей технического приёма – пластинографии, комбинированных способов работы с пластилином. Развивать чувство цвета, композиционные навыки. Вызвать желание доставить хорошее настроение окружающим. Иллюстрации по теме. Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон голубого цвета.
О. Ю. Тихомирова
Стр. 26
4 неделя «На лесной опушке собрались зверушки»
Познакомить с нетрадиционной техникой «рисования» жгутиками,
научить выполнять работы в данной технике, применять данную технику в своей работе с детьми для разнообразия изделий;
развивать воображение, творческие способности, эстетический вкус. Познакомить с новым способом Учить изображения животное из пластилиновых жгутиков. Закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приёмы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
Ноутбук, презентация, раздаточный материал (набор пластилина, картон, большой одноразовый шприц, емкость с горячей водой, дощечка для работы с пластилином и стека, салфетки для рук, образцы О. Ю. Тихомирова
Стр. 29
Декабрь
1 неделя «На лесной опушке собрались зверушки» Продолжение. О. Ю. Тихомирова
Стр. 29
2, 3 неделя «Зимний пейзаж» Расширять знания детей о зиме, о зимних явлениях в природе. Познакомить с новым видом пластилиновой картины - пейзажем. Учить рисовать зимний пейзаж в технике пластилинография. Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.
Развивать мелкую моторику, конструктивные способности. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Зимние пейзажи, пластилин, доска для лепки, салфетки, салфетки, картон зеленого цвета. Давыдова Г. Н.
Стр. 9
4 неделя «Новогодняя открытка»
Создать предпраздничное настроение, вызвать желание сделать новогоднюю открытку. Напомнить о свойствах пластилина; развивать мелкую моторику. Воспитывать желание сделать приятное близким. Открытки новогодние. Пластилин, доска для лепки, салфетки, салфетки, картон голубого цвета. Конспект
Январь
2,3 неделя «Герои любимых мультфильмов»
Дать детям представление об образе жизни бурых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в природных условиях. Помочь детям изобразить фигуру медведя способом пластилинографии, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали. Показать способ использования стеки для придания шерсти необходимой структуры (мохнатости).Закрепить умение аккуратного соединения частей в единое целое путем примазывания, сглаживания. Готовое изображение Машеньки с Медведем. Яркий восковой пластилин.
Стека, доска для лепки, салфетки, картон голубого цвета. О. Ю. Тихомирова
Стр. 31
4 неделя «Морские обитатели» Дать детям представление о разнообразии животного мира водоёмов, познакомить с подводным обитателем - дельфином. Учить передавать форму, характерные особенности внешнего вида животного способом пластинографии. Продолжать развивать воображение, композиционные навыки. Презентация «Морские обитатели». Пластилин, доска для лепки, салфетки, салфетки, картон синего цвета. О. Ю. Тихомирова
Стр. 38
Февраль
1 неделя «Подарок для папы»
Расширять знания детей о видах транспорта (названиях, характерных признаках, назначении).Научить детей лепить плоскостное изображение на горизонтальной поверхности. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида транспорта способом пластинографии. Закреплять умение сплющивать, сглаживать контуры соединений. Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. - Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника. Изображения транспорта. Пластилин, доска для лепки, салфетки, салфетки, картон разного цвета.
2,3 неделя «Подарок для мамы»
Вызвать желание сделать подарок маме. Закреплять умение лепить одинаковой толщины «колбаски». Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, глазомер. Развивать аккуратность, желание выполнять работу до конца. Продолжать знакомство с миром природы, обратить внимание на разнообразный мир цветов, позн-ть с техникой выполнения цветов. Стимулировать активную работу пальцев, закрепляя умение скатывать короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Иллюстрации цветов. Пластилин, доска для лепки, салфетки, салфетки, картон голубого цвета. О. Ю. Тихомирова
Стр. 30
4 неделя «Закат» Продолжать знакомить с пейзажем. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.
Учить самостоятельно создавать выразительный и интересный пейзаж в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Иллюстрации с пейзажем. Пластилин, доска для лепки, салфетки, салфетки, картон разного цвета. О. Ю. Тихомирова
Стр. 38
Март
1 неделя «Закат» продолжение
2,3 неделя «Весна идёт, весне дорогу!» Продолжать знакомить с пейзажем. Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах;Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином – пластилинографии;Продолжать развивать мелкую моторику рук;Воспитывать любовь к природе. Муз. презентация «Весна». Пластилин, доска для лепки, салфетки, салфетки, картон зеленого цвета. О. Ю. Тихомирова
Стр. 38
4 неделя «Загадочный космос»
Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей;Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей;
Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей;Воспитывать у детей проявление индивидуальности, оригинальности, фантазии. Иллюстрации по пластилинографии. Пластилин, доска для лепки, салфетки, салфетки, картон голубого цвета. О. Ю. Тихомирова
Стр. 30