Кристина Рябова
Рабочая программа по ПДД во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Обучение детей безопасному поведению на дороге»
Пояснительная записка
Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является весьма актуальной и практически значимой. Основная причина ДТП с участием детей до 7 лет - их появление на проезжей части дороги без сопровождения взрослого. Вторая по частоте причина ДТП с участием дошкольников - игра на проезжей части. Анализ ДТП с участием дошкольников показывает, что их личный опыт при оценке дорожной ситуации недопустим.
Публикация «Рабочая программа по ПДД во второй младшей группе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.
Правовой основой проведения дидактических занятий с дошкольниками по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в котором изложено: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п. 1 ст. 29).
Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и, особенно, в отношениях с другими людьми.
Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатель одновременно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера.
Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике.
Программа строится на основе интегрированного подхода при организации образовательного процесса, педагогических принципов, закономерностей, форм и методов, отражаемых в общей программе работы с детьми. Для каждой возрастной группы определяются цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель. При этом необходимо учитывать следующую закономерность воспитания и обучения: чем больше у ребенка сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улицах и дорогах, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.
Рабочая программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 г) и на основе программы обучения дошкольников правилам дорожного движения Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» - М. : Мозаика – Синтез, 2009 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности».
Основная цель данной программы заключатся в том, чтобы сформировать первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов деятельности:
- игровой,
- коммуникативной,
- трудовой,
- познавательно- исследовательской,
- продуктивной,
- музыкально – художественной,
- чтение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
- формирование представления об окружающем пространстве;
- расширение ориентировки в окружающем пространстве;
- формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге;
- знакомство с некоторыми видами транспорта;
- знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор»;
- формирование представлений о работе водителя;
- формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить улицу, держась за руку взрослого);
- повешение компетенции родителей по вопросам касающихся ПДД.
Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия, наблюдение за движением транспорта, целевые прогулки, экскурсии, рассмотрение иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; просмотра видео, мультфильмов; игры на специально оборудованной площадке. Обыгрывание дорожных ситуаций в специально оборудованной комнате «Светофорчик» с учетом безопасности, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим оборудованием.
Содержание непосредственно – образовательной деятельности, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья воспитанников.
Для решения эффективности поставленных задач нужно использовать интегрированный подход при организации образовательного процесса. Такой подход не только стимулирует безопасность жизнедеятельности, но и способствует более успешному решению других образовательных задач.
В процессе образовательной деятельности по безопасности на дорогах следует обратить внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья на занятиях физической культурой, физкультминутках («Физическое развитие»);
- создание на занятиях по ПДД педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, выдержки, побуждать к самооценке и оценке действий и поведений сверстников («Социализация»);
- привлечение детей к участию в расстановке и уборке игрушек и игрового оборудования («Труд»);
- активация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, организация специальных игр на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем, построение гаражей из кубиков, конструктора, просмотр и обсуждения мультфильмов, познавательных книг («Познание»);
- побуждение к проговариванию действий и названию предметов, используемых во время игры, поощрение речевой активности детей («Коммуникация»);
- организация игр под тексты, стихотворений, потешек, считалок («Чтение художественной литературы»);
- привлечение внимания к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование элементарных пособий, рисование кружков (красных, зеленых) («Художественное творчество»);
- исполнение песен, ритмичных движений под музыкальное сопровождение; развитие артистичных способностей («Музыка»).
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 3-4 лет. Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой детей и индивидуально.
Срок реализации: 1 года (сентябрь 2022 – май 2023 г)
Участники: воспитатели, воспитанники, родители.
Этапы реализации:
1 год обучения – 1 раз в неделю по 15 минут (9 ч в год) (3-4 лет).
Особенности: родители являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками всех мероприятий по изучению правил дорожного движения.
Развитие личностных качеств:
- самостоятельность в принятии правильных решений;
- убежденности и активности добросовестного выполнения правил дорожного движения, как элемента сохранения своей жизни;
- внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
- здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
Нормативно – правовое обеспечение программы :
- Конституция РФ;
- Конвенция «О правах ребенка»;
- Закон «Об образовании»;
- Закон «О безопасности»;
- Правила дорожного движения;
- Перспективный план.
Материально – техническое обеспечение:
Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В каждой возрастной группе оформлены уголки безопасности, имеются в наличии выносные макеты дорожно-транспортных средств.
Также имеются методические материалы: нормативно – правовые документы; документы по работе с педагогами, родителями; частушки, рассказы, стихотворения, дидактические игры.
Информационное обеспечение:
- Оформление информационных стендов;
- Мультимедийные презентации, составленные воспитателями;
- Информация СМИ;
- родительские собрания;
Научно – методическое обеспечение:
- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. – 4-е изд., Ипр. И доп. - М. : Мозаика – Синтез, 2012 г;
- Методические рекомендации для воспитателей и родителей;
- Литературный материал для чтения и заучивания стихотворений;
- Методическая художественная литература;
- сценарии праздников и развлечений.
Формы подведения итогов реализации программы :
- выставки;
- праздники;
- тесты, диагностика;
- открытые мероприятия для родителей и педагогов.
Основные методы, используемые для реализации программы :
• Рассказ;
• Беседа;
• Ролевая игра;
• Дидактические игры;
• Чтение и заучивание стихов;
• Рассматривание иллюстраций;
• Наблюдение;
• Экскурсии;
• Целевая прогулка на специально оборудованную площадку;
• Рисование, лепка, конструирование, развитие речи.
В процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Рассмотрение машины наглядно: ремень безопасности, кресло для ребенка, основные части машины (салона, колес, фары, руль).
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, понаблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, обратить внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу, или спокойно идут по переходу).
Зимой обратить внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).
Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД:
• Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Шапочки или нагрудные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Перекресток с зеброй (из ткани, рули, сумка с билетами. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами города. К нему маленькие машины и люди, 3 дорожных знака и светофор.
• Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых).
• Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «Птицы и автомобиль», «Зайчики перебегают», «Светофорик», «На дорогах города», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор».
Атрибуты к играм и для инспектора ГИБДД.
• Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», лото «Транспорт», «Собери машину по частям».
Ожидаемый результат:
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в детском саду, на улице, в транспорте, дорожного движения;
- различие и название специальных видов транспорта, объяснение их назначения;
- определение и название дорожных знаков, значение сигналов светофора;
- развитие свободной ориентировки на местности около детского сада, по схеме
Диагностика знаний, умений и навыков проводится в каждой возрастной группе для определения уровня их возможностей. Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. В индивидуальные и сводные карты вносятся результаты изучения познавательной сферы по Правилам дорожного движения. На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведение индивидуальной работы.
Воспитанники должны
знать:
- различать легковые и грузовые автомобили;
- понятия «улица», «дорога», «светофор»;
- элементарные правила поведения на улице.
уметь:
- ориентироваться в пространстве;
- пользоваться детским транспортом;
- различать цвета на светофоре;
иметь навыки:
- - дисциплины, осторожности, безопасного движения для пешехода, пассажира;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- участие в конкурсах, соревнованиях;
- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Сентябрь
Тема: Знакомство с улицей. Пассажирский транспорт. Грузовой транспорт
Цель: Знакомить детей с улицей (проезжая часть, тротуар, бордюр, дома, деревья,
кусты). Учить играть в строго определенном месте. Дать первые понятия о том, где
едут машины, где ходят люди, о транспорте. Познакомить детей с основными
частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, колёса, руль)
1 неделя
Перспективный план работы по разделу «Правила дорожного движения» во 2 младшей группе.
Недели Тема
Цель
Сентябрь
1 неделя Тематическая беседа с детьми: «Зачем нужно знать и точно соблюдать правила уличного движения». Познакомить детей с понятиями «улица», «дорога», с работой водителя», со светофором.
2 неделя Рисование красных, жёлтых и зелёных кругов. Формировать представления о светофоре и значении сигналов светофора (красный, желтый, зеленый).
3неделя Чтение: «Азбука маленького пешехода» (В. Трофимов). Познакомить детей с новым произведением; объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков, учить отвечать на вопросы по содержанию и четко проговаривать слова.
4неделя Строительная игра «Улица города». Учить строить из кирпичиков широкую и узкую дороги (проезжая часть и тротуар); развивать воображение, внимание; закрепить умение плотно присоединять одну деталь к другой узкой частью.
Октябрь
1 неделя Тематическая беседа с рассматриванием иллюстраций, книг, плакатов с улицей: «Знакомство с улицей». Уточнить знания о местах, где едут машины, где ходят люди; познакомить с понятиями «проезжая часть», «тротуар».
2 неделя Подвижная игра: «Автомобили - пешеходы». Учить двигаться по словесному сигналу; развивать внимание.
3 неделя Чтение: «Котёнок и щенок» Н. Киселева. Объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков; повторить понятия «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть».
4 неделя Строительная игра: «Гаражи для больших и маленьких машин». Формировать представления о специализированных постройках; развивать у детей моторику рук, воображение, внимание.
Ноябрь
1 неделя
Рисование. Тема: «Пешеходный переход». Учить проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, изображая «зебру», перекресток.
2 неделя Тематическая беседа: «Пешеходный переход». Формировать понятия «пешеходный переход», «перекресток», представления о дорожных знаках.
3 неделя Дидактическая игра: «Собери знак «Пешеходный переход». Повторить понятия «пешеходный переход», «перекресток»; развивать у детей моторику рук, внимание.
4 неделя Чтение стихотворения: «Мяч» (С. Маршак). Познакомить детей с новым произведением, вырабатывать привычку играть в строго определенном месте, понимание того, что на дорогу выходить нельзя.
Декабрь
1 неделя Тематическая беседа с детьми: «Виды транспорта». Познакомить с основными видами транспорта – наземным, воздушным, водным; формировать умение систематизировать.
2 неделя Чтение стихотворения: «Машины» Я. Пишумов. Познакомить детей с новым произведением; развивать умение слушать стихотворные произведения.
3 неделя Коллективная аппликация: «Виды городского транспорта». Познакомить с видами городского транспорта (грузовик, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, развивать умение работать в команде.
4 неделя Просмотр мультфильма «Озорная семейка «Правила движения». Закреплять знания о правилах движения пешеходов по улице, обращать внимание детей на то, что машина не может остановиться сразу, а человек может.
Январь
2 неделя Аппликация: «Светофор». Формировать представление о работе светофора, о сигналах для машин и людей; учить различать сигналы светофора, составлять предмет из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность; развивать внимание, мелкую моторику; закреплять знания геометрических фигур.
3 неделя Чтение стихотворения С. Михалкова «Светофор». Воспитывать умение слушать стихотворения, повторить значение сигналов светофора.
4 неделя Тематическая беседа с детьми: «Наш друг светофор». Закрепить знания о сигналах светофора и действиях водителя и пешехода по этим сигналам.
Февраль
1 неделя Дидактическая игра «Сложи транспорт из частей». Закрепить знания детей о частях знакомых видов транспорта, закрепить умение соотносить части с образцом, развивать память, координацию движений.
2 неделя Тематическая беседа на тему «Остановка автобуса». Познакомить со знаком «Остановка автобуса», уточнить правило: не выходить на проезжую часть с остановочной площадки.
3 неделя Просмотр мультфильма «Лунтик «Регулировщик». На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице; воспитывать культуру поведения при массовом просмотре мультфильма.
4 неделя Строительная игра: «Широкая и узкая дорожки». Развивать моторику рук, воображение, аккуратность, терпение, внимание; закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов.
Март
1 неделя Тематическая беседа: «Как нужно переходить через улицу». Уточнить правила перехода через проезжую часть улицы по «зебре», по знаку «пешеходный переход»; учить четко проговаривать слова, правильно строить предложения
2 неделя Сюжетно-ролевая игра «Мы водители». Учить детей взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия с определенными правилами; закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов.
3 неделя Рассматривание грузовой машины и автобуса. Учить выделять основные части грузовой машины (кабину, кузов и др.); уточнить правила поведения в транспорте.
4 неделя Разучивание стихотворения А. Барто «Грузовик». Помочь запомнить стихотворение; учить выразительно рассказывать стихи наизусть; развивать память, чувство ритма.
Апрель
1 неделя Тематическая беседа на тему «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром». Учить использовать в речи слова «водитель», «пешеход», «пассажир»; расширять представления детей о правилах дорожного движения.
2 неделя Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый». Закрепить знание сигналов светофора; развивать внимание, выдержку.
3 неделя Инсценировка стихотворения И. Токмаковой «Поиграем». Повторить виды транспорта; развивать воображение и творческие способности детей; учить отвечать на вопросы по содержанию и четко проговаривать слова.
4 неделя Рассматривание знака «Пункт первой медицинской помощи». Познакомить с новым дорожным знаком; учить выделять его среди других; развивать память.
Май
1 неделя Игровая ситуация: «Мишка заболел». Развивать бережное отношение к игрушкам, воображение; повторить знак «Пункт первой медицинской помощи».
2 неделя Тематическая беседа на тему «Как транспорт людям помогает». Познакомить детей с тем, какие бывают виды специализированных машин (снегоуборочная, скорая, пожарная); формировать у детей представлении о том, как машины помогают людям; закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера; расширять кругозор.
3 неделя Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Учить отбирать необходимые атрибуты для игры, формировать замысел игры, действовать с воображаемыми объектами; развивать диалогическую речь, воображение.
4 неделя Просмотр мультфильма «Смешарики». На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице, воспитывать культуру поведения при массовом просмотре мультфильма; учить отвечать на вопросы по содержанию и четко проговаривать слова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. – 4-е изд., Ипр. И доп. - М. : Мозаика – Синтез, 2012 г;
2.
3. Сосунова, Е. М., Форштат, М. Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. – СПб : ИД «МиМ», 1998.
4. Нефедова, К. П. Транспорт. Какой он? – М. : Гном и Д, 2005.
5. Денисова, Д. М. Как перейти дорогу. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
6. Бабина, Р. П. Занимательная дорожная азбука: учебное издание. – Назрань: АСТ-ЛТД, 1997.
7. Волков, С. Ю. Про правила дорожного движения. – М. : Омега, 2006.
8. Кривич М., Ольгин О. Школа пешехода. – М. : Малыш, 1989.
9. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1989.
10. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. – М. : Просвещение, 1973.
11. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : Творческий Центр «Сфера», 2005.
12. Грёзина, О. Ю., Пятаева, С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения. – Волгоград : Перемена, 1998.
13. Степаненкова, Э. Я., Филенко, М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М. : Просвещение, 1979.
14. Я дружу со светофором : познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – М. : Ансел-М, 1995.
15. В гостях у светофора : познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – Волгоград : Перемена, 1997.
.