Ирина Шарикова
Рабочая программа по обучению дошкольников синхронному плаванию
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Шарикова И. Н. – инструктор по ФК
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель программы – преемственное продолжение обучения навыкам плавания, развитие творчества и фантазии дошкольников.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :
• укрепление здоровья и гармоническое физическое развитие воспитанников;
• развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты,
выносливости и ловкости;
• расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма;
• развитие творчества и фантазии воспитанников.
Публикация «Рабочая программа по обучению дошкольников синхронному плаванию» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ :
Первый этап – совершенствование умений и навыков, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно, закрепление навыков правильного дыхания.
Второй этап – приобретение навыков проплывать несколько метров на мелкой воде (глубина воды по грудь ребенка, сохраняя согласованность движений рук, ног и дыхания.
Третий этап — синхронное выполнение движений совместно со сверстниками под музыкальное сопровождение.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Задачи:
Продолжать формировать гигиенические навыки.
Развитие двигательных умений и навыков:
• Формировать четкие представления о своей роли при выполнении синхронного упражнения, умелое и четкое реагирование на звуковой сигнал, музыку;
• Обучать плавному перестроению их одного положения синхронного плавания в другое кратчайшим путем;
• Учить свободно ориентироваться в чаше бассейна, распределяя «рисунок» по всей поверхности;
• Учить плавному слиянию движений под музыкальное сопровождение;
• Учить элементам синхронного плавания с одним общим снарядом;
• Учить самостоятельному составлению «рисунка на воде» с использованием разных пособий и под музыкальное сопровождение.
Продолжать развивать положительные качества личности:
• Формировать ответственное отношение к выполнению движений;
• Обучать взаимозаменяемости, оказанию посильной помощи товарищу;
• Формирование понятия о коллективной работе (синхронное плавание).
Развитие физических качеств: выносливость, силу, ловкость.
№
п. /п. Темы непосредственно образовательной деятельности
Количество часов
1. Правила поведения в процессе организации плавания.
Значение синхронного плавания для здоровья 1
2. Проверка навыков воспитанников. Задержка дыхания. 1
3. Знакомство с терминологией, сигналами, схемами 1
4. Формирование представлений о конкретном «рисунке». 1
5. Закрепление навыков всплывания и лежания на воде, выдоха в воду сериями. 1
6. Знакомство воспитанников с определениями «хват», «закрепка», упражнения в «хвате», «закрепке». 2
7. Обучение самостоятельному составлению «рисунков на воде» с использованием разных пособий. 2
8. Обучение плавному выполнению перестроения из одного рисунка в другой кратчайшим путем. 2
9. Формирование четких представлений о своей роли в каждом рисунке, умелому и быстрому реагированию на звуковой сигнал, музыку. 2
10. Обучение взаимозаменяемости, роли ведущего в синхронном плавании. Занятие в физкультурном зале. 1
11. Обучение свободному ориентированию в чаше бассейна, умелому распределению по всей его
поверхности. 1
12. Составление «рисунков на воде» в парах с обручами под музыку.
2
13. Разучивание новых движений, используя при этом элементы «медузы», «цепочки», «пирамиды», «поплавок» с единым шнуром. 2
14. Обучение плавному слиянию движения под музыкальное сопровождение. 3
15. Формирование знаний о значении синхронного плавания для здоровья, «рисунков на воде» как частицы большого спорта. Занятие в физкультурном зале. 1
16. Игры и развлечение в воде на время 2
17. Обучение синхронному плаванию с одним общим снарядом 3
18. Закрепление плавных переходов от одного синхронного движения к другому, не мешая товарищу. 1
19. Совершенствование длительной задержки дыхания. 1
20. Совершенствование навыков «хорошо слышать, видеть и быстро ориентироваться под водой». 1
21. Знакомство со спортивными играми на воде. Формирование дружеских отношений в команде. 2
22. Совершенствование синхронных движений, их отработка и длительное пребывание на поверхности воды. 2
23. Срезы нормативов по задержке дыхания, навыков в выполнении различных движений на воде. 1
Общее количество часов в году 36
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание материала сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
№ занятия 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
Знакомство с правилами поведения на занятиях. +
Выявление навыков и умений в сухом бассейне. + + + +
Знакомство с терминологией, сигналами, схемами. + + + +
Упражнения на задержку дыхания. Выдох порциями. + +
Составление рисунков с обручами, в парах, мячами. + + +
«Медуза на груди» : с обручем, другими атрибутами, у бортика. + + + + +
«Медуза спине «с дополнительными атрибутами. + + + + + +
Умение брать на себя роль ведущего в синхронном плавании. +
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Знакомство с разнообразными цепочками на воде.
+ + + + +
+
Смешанная цепь: у бортика, в центре, по диагонали.
+ + + +
Цепь с закрепкой и хвостом: у бортика, друг с другом. + + + +
Отработка движений танца под музыку. + + + +
Игры и развлечения на воде.
+ + + + + + + + + + + +
Обучение плавному переходу от одного рисунка к другому.
+ + + + + + + +
Взаимозаменяемость и посильная помощь товарищу
(в сухом бассейне и на воде). + + + +
Синхронное плавание для здоровья, синхронное плавание в спорте. + + + + + +
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Составление «рисунков на воде» с атрибутами (в сухом бассейне и на воде). + + + + + + +
Индивидуальное составление «рисунков на воде».
+ + + + +
Знакомство со схемами синхронного плавания.
+ +
Игры и развлечения на воде.
+ + + +
Разучивание синхронных движений с общим пособием: обруч, шнур.
+ + + + + + + +
Закрепление и отработка сложных элементов
+ + +
Упражнение на дыхание, погружение и длительный выдох + +
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Спортивные игры: гандбол, волейбол + + +
Синхронное плавание под музыкальное сопровождение +
Рассматривание схем, рисунков, альбомов. + + + + +
Открытые просмотры +
Контрольные нормативы: дыхание, «поплавки», «медузы». +
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Два раза в год (октябрь, май) проводится диагностирование детей по всем разделам рабочей программы по обучению плаванию детей в детском саду, с целью определения ЗУН воспитанников.
К концу года дети могут:
• четко реагировать на звуковой сигнал, музыку;
• плавно перестраиваться их одного положения синхронного плавания в другое кратчайшим путем;
• свободно ориентироваться в чаше бассейна, распределяя «рисунок» по всей поверхности;
• выполнять элементы синхронного плавания с одним общим снарядом;
• самостоятельно составлять «рисунок на воде» с использованием разных пособий, под музыкальное сопровождение.
МОНИТОРИНГ
Система мониторинга и диагностики обеспечивают комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения рабочей программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.
В процессе мониторинга исследуется физические и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, заданий на выполнение движений.
Периодичность мониторинга (2 раза в год – в начале (октябрь) и конце (май) учебного года) обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированности методов. Периодичность позволяет не переутомлять воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга тесно связано с рабочей программой МДОУ № 67 «Дельфиненок» по обучению детей дошкольного возраста синхронному плаванию в условиях детского сада.
По результатам мониторинга заполняются карты (см. таблицу № 1).
Таблица № 1
Карта мониторинга
воспитанников МДОУ № 67 по освоению программного материала
рабочей программы по дополнительной образовательной услуге
«Дельфиненок»
группы №___
за 20--- 20___ учебный год
Дата обследования: начало года: «___»___20___г. конец года: «___»___20___г.
Исполнитель: инструктор по физической культуре Шарикова И. Н.
№ п/п Фамилия имя воспитанника Умение реагировать на звуковой сигнал, музыку. Плавное перестроение из одного положения в другое. Умение ориентироваться в чаше бассейна Умение плавно соединять движения под музыкальное сопровождение Выполнение синхронного плавания с общим снарядом Самостоятельное выполнение «рисунка на воде»
Периоды мониторинга о м о м о м о м о м о м
1
2
3
4
5
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Помещение бассейна должно быть оборудовано необходимыми приборами, позволяющими контролировать и поддерживать температуру воды, воздуха, влажность в соответствии с гигиеническими требованиями.
Чтобы занятия были безопасными для здоровья и жизни детей, необходимо иметь соответствующий инвентарь и оборудование: длинный шест (2 – 2,5 м, для поддержки и страховки обучающихся плаванию; спасательные круги и т. д.
Основные принципы при обучении детей плаванию
Систематичность.
Занятия должны проводиться в определенной системе. Следует помнить: регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.
Доступность.
Объяснение инструктора, показ упражнений, их выполнение, физическая нагрузка должны быть доступны детям. При проведении занятий следует руководствоваться принципом «от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от главного к второстепенному».
Активность.
Основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, на каждом занятии необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения плаванию.
Наглядность.
Чтобы обучение проходило успешно, объяснение следует сопровождать показом: дети лучше воспринимают наглядное изображение действия, движения или упражнения, нежели их словесное описание.
Последовательность и постепенность.
При обучении детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным. Не следует форсировать освоение большого количества движений. К разучиванию новых движений целесообразно приступать только после того, как дети правильно и уверенно будут выполнять предыдущие. На каждом занятии надо разучивать небольшое количество упражнений и начинать с повторения движений предшествующего занятия.