Ирина Веригина
Рабочая программа по модулю «Объемная аппликация»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой для программы являются взгляды В. А. Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
Публикация «Рабочая программа по модулю „Объемная аппликация“» размещена в разделах
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Объемная аппликация из бумаги
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ребнок узнат мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.
Изображения выполняются в полуобъемном варианте, детали полностью или частично наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой дат возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.
Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Календарно-тематическое планирование модуль
"Объёмная аппликация!"
№
п/п Тема занятия Дата проведения
по плану Дата проведения фактически
1 "Осенняя ветка" 05.10.2018
2 "Зонтик" 12.10.2018
3 "Осенний лес" 19.10.2018
4 "Георгины" 26.10.2018
5 "Снегирь" 23.11.2018
6 "Ёлка" 21.12.2018
7 "Ёлочные игрушки из гармошки" 28.12.2018
8 "Веточка ели" 14.12.2018
9 "Снегурочка" 11.01.2019
10 "Зимняя сказка" 25.01.2019
11 "Ажурные снежинки" 01.02.2019
12 "Мимоза" 01.03.2019
13 "Букет сирени" 22.03.2019
14 "Веточка яблони" 29.03.2019
15 "Матрёшка" 05.04.2019
16 "Глубокое синее море" 19.04.2019
17 "Царство диких зверей" 26.04.2019
18 "Первые листочки на деревьях" 16.05.2019
19 "Павлин" 23.05.2019
20 "Наш аквариум" 30.05.2019
Содержание изучаемого курса
№ Тема Программное содержание Методические приёмы Оборудование
1 "Осенняя ветка Познакомить детей с новым видом объемной аппликации,
объединяющим два способа складывания бумаги: «книжкой» и
«гармошкой».
Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным. Чтение стихотворений об осени.
Рассматривание альбома "Ранняя осень". Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
2 "Зонтик" Изготовление зонтика способом объемной аппликации.
Наблюдение за погодой, соотношение ее с временем года.
Загадки. Беседа: "Осенние приметы".
Рассматривание фотографий "Зонтик" Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
3 "Осенний лес" Познакомить детей с понятием объемной аппликации. Изготовить
коллективную объемную аппликацию на листе бумаги.
Воспитание любви к природе, развитие умения видеть красоту
окружающего мира
Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
4 "Георгины" Изготовление осеннего цветка- георгина. Показать новый способ создания объемной аппликации путем многослойности.
Способствовать развитию воображения, эмоциональной
отзывчивости.
Формирование знаний у детей об осеннем цветке георгине.
Развитие чувства цвета, художественного вкуса Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
5 "Снегирь" Познакомить детей с новым для них видом ручного труда:
комбинирование цветной бумаги и ниток.
Тренировать в вырезании из бумаги различных фигур, склеивании
их в единое целое.
Учить использовать в работе мелко нарезанные
нитки,
формировать из них шарики путем катания круговыми
движениями и приклеивать нитки и помощью клея к аппликации. Рассматривание картинок "Зимующие птицы".
Беседа: "Покормите птиц зимой". Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
6 "Ёлка" Научить детей склеивать из цветной бумаги объемную елку.
Развивать пространственное восприятие, поддерживать
интерес к
бумажной пластике.
Рассматривание изображений елей, разучивание песни о елочке, чтение стихотворений.
Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
7 "Ёлочные игрушки из гармошки" Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать
необычные игрушки на елку.
Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества.
Развивать мелкую мускулатуру рук.
Развитие
навыков декоративного конструирования.
Беседа о предстоящем празднике, рассматривание изображений нарядной елки, чтение стихотворения
К. Чуковского
«Про ёлочку». Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
8 "Веточка ели" Создание праздничного настроения и украшение группы к празднику. Наблюдение за елкой, за ее внешними особенностями, строением во время прогулок;
- обследование елки;
- рассматривание иллюстраций с изображением елки, ветки ели;
- рассматривание сюжетной картинки «Новогодний праздник». Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
9 "Снегурочка" Создать объемную аппликацию «Снегурочка» используя бумагу и
вату. Показать детям новый способ аппликации.
Способствовать развитию у детей
воображения, умения
использовать в аппликации дополнительный материал.
Чтение сказки "Снегурочка".
Рассматривание картинок и иллюстраций. Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
10 "Зимняя сказка" Помочь детям, используя приобретенные навыки работы с
бумагой, создать то, что они задумали.
Развивать у детей самостоятельность, активность в поисках
способов изображения
сказочного образа
Чтение произведений о зимних забавах, дидактические игры, лепка снеговика из снега, рисование карандашами, наблюдения детей на прогулке, беседы. Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
11 "Ажурные снежинки" Развивать глазомер; ориентир на плоскости; умение работать с
изобразительным материалом.
Рассматривание
Плаката
«Снежинки»,
«Морозные узоры»,
«Времена года».
Наблюдение на прогулке за снегопадом, чтение стихотворений. Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
12 "Мимоза" Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.
Развивать умение любоваться природными. формами и преобразовывать их в декоративные.
Создать открытку с весенним цветком –
мимозой. Напомнить
детям способ скатывания бумаги.
Сформировать навыки
детей из кусочков бумаги скатывать
шарики, составлять композицию. Вызвать желание сделать
красивый подарок для мамы. Чтение стихов о маме, рассматривания альбома мамы и дети, беседа с детьми как зовут твою маму, чем она занимается, что любит мама. Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
13 "Букет сирени" Научить детей из бумаги делать объемную аппликацию сирени.
Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать
эстетический вкус фантазию.
Рассматривание фотографий, картинок "Сирень". Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
14 "Веточка яблони" Научить детей делать аппликацию веточки яблони, закрепить
навыки складывания из бумаги листочка, вырезания цветов.
Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе,
желание передавать
ее красоту в аппликации
Беседа о фруктах, деревьях.
Разучивание стихотворений, чтение рассказов, отгадывание загадок о фруктах. Рассматривание фотографий, открыток, репродукций картин, календарей с изображением фруктов, плодовых деревьев.
Дидактические игры: «Садовник» «Что где растет?» Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
15 "Матрёшка" Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки».
Научить делать матрешку.
Воспитывать интерес к бумажной пластике.
Знакомить с традициями
русского народа.
Познакомить с историей создания русской
Матрешки.
Рассматривание альбома "Русские народные игрушки" Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
16 "Глубокое синее море" Продолжать создавать сложные сюжетные композиции.
Вырезать сложные формы из простых геометрических фигур, а также одинаковые формы из бумаги, сложенной гармошкой.
Развивать мелкую
моторику, творческое мышление, воображение;
воспитывать интерес к морской фауне.
Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Рассматривание иллюстраций с изображением моря. Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
17 "Царство диких зверей" Вырезать фигурки животных с помощью трафарета.
Развивать зрительную память, наблюдательность, глазомер, мелкую моторику кисти рук;
воспитывать интерес к диким животным.
Рассматривание картинок "Дикие животные".
Игра "Кто, где живёт?" Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
18 "Первые листочки на деревьях"
Учить передавать форму, цвет, движение.
Продолжать знакомить детей со способом обрывочной
аппликации.
Развивать чувство
цвета.
Рассматривание картинок "Весна".
Чтение стихотворения "Весна" Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
19 "Павлин" Использовать нетрадиционные материалы.
Закреплять навыки симметричного вырезания.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать усидчивость, доброе отношение к природе
Рассматривание альбома "Необычные птицы" Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
20 "Наш аквариум" Составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов
(кругов, овалов, треугольников).
Активизировать способы вырезания кругов и овалов – из квадратов или прямоугольников путм закругления углов.
Развивать комбинаторные и композиционные способности.
Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании коллективной композиции; воспитывать интерес к аппликации. Рассматривание альбома "Аквариум".
Наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
клей ПВА, кисти и клеящий
карандаш,
ножницы, клеенка,
салфетки,
трафареты, шаблоны.
Планируемые результаты освоения программы по модулю "Объёмная аппликация"
К концу года ребё нок должен уметь:
-знание свойств различных видов бумаги;
-знание материалов, инструментов и приспособлений для работы с бумагой;
-знание технологии изготовления изделий;
-согласование своих усилий и действий;
-умение передавать образ предмета, явления окружающего мира;
-научатся различным приемам работы с бумагой;
-будут знать основные геометрические понятия;
-научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия из бумаги;
-будут создавать композиции в технике «объмная аппликация»;
-разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
-овладеют навыками культуры труда;
-улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.