Наталья Шестакова
Консультация для педагогов «Объемная аппликация»
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «бумага» произошедшее от итальянского «bambagia», либо от татарского «бамуг» — означает материал из листов различной формы, изготовленный с применением целлюлозы или растений.
«Пластика» (plastica) в переводе с итальянского означает – лепка, скульптура, ваяние.
Бумажная пластика – это искусство оживлять бумагу, создавая фигуры людей и животных, вырезая узоры, оформляя картины и открытки. В технике бумажной пластики создают маски, скульптуры, кукол.
Техника бумажной пластики позволяет работать с различными видами бумаги в разных направлениях творчества.
Публикация «Консультация для педагогов „Объемная аппликация“» размещена в разделах
- Аппликации. Консультации для родителей
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Объемная аппликация из бумаги
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Существует направление бумажной живописи, где по аналогии с аппликацией из разноцветных салфеток создаются детали, которыми оформляется картина. Заготовки прикрепляются к основе при помощи прозрачного клея.
Работа над объемной аппликацией- труд творческий : дети выбирают фон композиции, цветовые сочетания.
Работа с мягкой бумагой оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук.
Однако, прежде чем требовать от детей творческих работ, следует помнить, что прежде нужно провести ряд практических заданий, после чего дети смогут в дальнейшем опираться на полученные в результате этой работы знания, умения и навыки.
Для младших дошкольников самый доступный и легко поддающийся обработке материал- бумага., тем более, если она мягкая и воздушная. Такая как обычные столовые салфетки.
Работа с таким материалом, обладающим конструктивным и пластическим свойствами- занятное и веселое удовольствие. Учитывая универсальные свойства мягкой бумаги, ее пластичность и яркую художественную выразительность композиций, мы можем с легкостью привлекать к созданию объемных работ детей даже 2-3 лет!
Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которыми дети заполняют все пространство, очерченное контуром.
Возможность рвать, мять, комкать салфетки, прикладывать их на заранее смазанную клеем поверхность и в результате (под четким руководством педагога)получить занятную картинку, привлекает всех, без исключения детей.
В цветовых композициях, построенных на контрастах, хорошо добавить оттенки (например, к зеленому – оливковый или болотный). Это усиливает звучание других цветов и делает композицию более выразительной.
Такой вид творчества имеет большой плюс- в работе не нужно использовать ножницы!
Разноцветные бумажные салфетки, волшебная игра объема и цвета, бесконечные творческие возможности и перспективы ее использования заставляют удивляться и радоваться не только результатам работы, но и ее процессу.
На занятиях царит веселая обстановка. Дети радостно рвут и мнут салфетки, создавая единую объемную композицию.
Свобода выбора цвета и размера деталей привлекает ребят.
Создание объемной аппликации не требует скрупулезной работы, усидчивости и больших затрат времени.
Дети со смехом и радостью, с полной свободой передвижения (особенно в групповой работе) создают свои шедевры.
Можно использовать салфетки разных цветов и качества. Многообразие вариантов сочетания бумаги будет источником для творчества.
Подготовка к работе не займет много времени. Понадобятся: клей, салфетки (нужного цвета, основа для изделия- картон, и по-желанию- рамка для «шедевра».
При выборе мотива и сюжета важно учитывать сложность операции, закрепленные навыки и ожидаемое качество выполнения работы с тем, чтобы по достоинству оценить труд воспитанников.
Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, украшающую группу- нет предела детской радости, восхищения и гордости за свой труд.
Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
Аппликация (от латинского «прикладывание») — это вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков различных материалов на материал — основу (фон). Как правило, материалом — основой служат картон, плотная бумага, а материалом для изготовления аппликации – бумага, ткань (хлопок, шёлк, бархат, шерстяные нити, шнуры, кожа, мех, войлок, фетр, сафьян, бисер, цветные бусины, высушенные листья.
Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость использования аппликации в детском саду для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
В работах Запорожца А. В., Давыдова В. В., Поддъякова Н. Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:
Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги : вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.
И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился.
Можно использовать следующие нетрадиционные техники работы:
Аппликация из яичной скорлупы.
Скорлупки от отварных яиц дети разламывают на мелкие части и откладывают в ёмкость. Затем, на какой-либо участок подготовленного рисунка наносят клей и посыпают скорлупками. После того, как скорлупки приклеились их можно раскрасить.
Аппликация из крупы (рис, пшено, греча, макароны и др.) – можно использовать сразу несколько видов круп.
На участки рисунка наносится клей, затем посыпается крупой, так чтобы не оставалось пустот между крупинками. После того, как крупа приклеилась, её раскрашивают.
Аппликация из салфеток.
Из салфеток разного цвета подготовить шарики. Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Затем, на участки рисунка наносится клей и приклеиваются подготовленные шарики.
Аппликация из резанных шерстяных нитей.
Для данной работы понадобятся старые шерстяные вещи, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. Затем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть.
Основной принцип данных техник – перевести рисунок на основу (в старшем дошкольном возрасте можно использовать собственный рисунок ребёнка, определить участки одинакового цвета и заполнить каждый участок по отдельности подготовленным материалом.
Обратная аппликация
Это аппликация наоборот. Она выполняется на гладкой и прозрачной поверхности пластмассы или стекла, и ее изнанка становится лицевой стороной.
Самое главное – сделать на бумаге хороший четкий рисунок, который подкладывается под перевернутую крышку.
Чтобы он не смещался, его нужно прикрепить к крышке двумя горошинками белого пластилина.
Черным пластилином выкладывается контур будущего рисунка, а открытые участки последовательно заполняются цветным пластилином.
Перевернутое гладкой стороной к себе изделие представляет собой удивительный рисунок для картины или панно.
После окончания аппликация закрывается кружочком цветного картона.
Идея данной техники принадлежит Татьяне Просняковой, автору многочисленных книг по художественному труду и создателю интернет-сайта «Страна мастеров».
Выполнить такую аппликацию можно несколькими методами: с выкладыванием контура из жгутиков, мозаикой из пластилиновых шариков
Рекомендуется проводить такие занятия с детьми от 3 лет.
Мозаика
Еще один очень увлекательный способ создания творческих работ — это выполнение мозаики из вырезанных или рваных частей бумаги, разноцветной яичной скорлупы.
Выполняется двумя способами: из отдельно вырезанных разноцветных мелких фигур (квадраты, треугольники, трапециевидные части, полосы) и путем прорезания нескольких слоев основы в узорной форме, меняя затем детали по цвету в прорезях фона и скрепляя их клеем.
Продумайте рисунок, обозначьте его карандашным контуром и, предварительно смазав клеем поверхность, засыпьте рисунок тем цветом, который вам необходим для создания вашей задумки.
Айрис фолдинг – радужное складывание
Айрис фолдинг появился в Голландии. Эту технику называют также "радужным складыванием". Её принцип заключается в следующем:
1. Необходимый фрагмент рисунка вырезается по контуру.
2. С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответсвии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной Вами схемой.
3. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.
4. Рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.
Прежде чем приступать к работе, необходимо научиться самим строить шаблон или запастись готовыми айрис-шаблонами.
Аппликации из ваты и тополиного пуха
Пух тополя, который каждую весну покрывает «белым снегом» газоны, улицы города, залетает в открытые окна домов, вызывая неудовольствие жителей, оказывается, может и восхищать их.
Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли (декоративный вид живописи, выполняемый в разных оттенках какого-либо одного цвета – чаще серого). Нежные, воздушные, изящные.
Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие.
Животных, птиц, растения лучше выбирать с пушистой фактурой. Например: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков.
Значение совместной деятельности педагога с детьми аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, для образования дошкольников исторически и научно доказано. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт.