Екатерина Корабельщикова
Рабочая программа по математическому развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования г. Москвы
Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы «Школа № 1130» структурное подразделение № 1
Программа по математическому и сенсорному
Программа составлена на основе
Примерной образовательной программы
Публикация «Рабочая программа по математическому развитию в средней группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольного образования «Детство»
Составитель программы :воспитатель средней группы № 7
Корабельщикова Е. В.
Москва 2014
Содержание:
1. Пояснительная записка…
2. Задачи программы
3. Принципы программы
4. Особенности познавательного развития детей среднего дошкольного возраста
5. Задачи воспитания и развития детей среднего возраста
6. Календарно-тематическое планирование по программе
7. Список литературы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Развитие детей дошкольного возраста осуществляется через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Чтобы ребенок в начальных классах чувствовал себя уверенно, необходимо еще до школы позаботиться о развитии его мыслительных способностей. Основные из них обеспечивают точный анализ условий задач, четкое планирование этапов решения, верное обоснование его способа и разнообразное комбинирование поисковых действий.
Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности.
При реализации программы взрослые должны быть нацелены на:
-развитие личности детей, в зависимости от от возраста, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
- создание условий для всестороннего развития ребенка
- создание развивающей образовательной среды
Успешность обучения ребенка в начальной школе прямо зависит от того, насколько развиты его познавательные способности. Недостаточное развитие познавательных умений тормозит освоение всех учебных дисциплин начальной школы, но, в первую очередь, мешает достижению хорошей успеваемости по математике и грамматике.
Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для
развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного участия в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Главная цель
Развить познавательные способности у детей среднего дошкольного возраста и совершенствовать зрительное восприятие и произвольное внимание; Развивать способности к комбинированным поисковым действиям и совершенствование наглядно-образного мышления; Формировать навыки рассуждать и совершенствование логического В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в игровой деятельности (интеллектуальные игры) и охватывает направления развития и образования детей :
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие.
Познавательное развитие
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Речевое развитие
- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, понимание на слух текстов игровых заданий.
Социально-коммуникативное развитие - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстник.
Задачи программы :
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования; реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм ДО;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных) представителей в вопросах развития и образования;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка.
Принципы программы :
1 Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов жизни ребенка;
2 Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
3 Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательного процесса;
4 Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
5 Принцип сотрудничества с семьей;
6 Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
7 Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Особенности развития детей среднего возраста
На пятом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии ребенка. Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети понимают свои роли. Сверстники становятся для ребенка более привлекательными партнерами по игре, чем взрослый. В этом возрасте продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов. Овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В среднем возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Внимание становится более устойчивым. Важным показателем развития внимания является действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают играть в игры с правилами. Настольные: детское лото, домино и подвижные: салочки, прятки. В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить 5-6 предметов (из 10-15, изображенных на картинках. Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной.
В ходе реализации программы воспитатель придерживается следующих правил: Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, высказывает догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение и их проверку.
Задачи воспитания и развития детей
1. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами.
2. Развивать инициативу и самостоятельность детей в деятельности, общении и познании, неуклонно расширять область самостоятельных действий, обогащать личный субъектный опыт каждого ребенка, возможность для творческого самовыражения в разных видах детской деятельности (в играх, речевой, коммуникативной деятельности) в соответствии с интересами и склонностями ребенка.
4. Развивать самосознание детей, воспитывать в детях уверенность, чувство собственного достоинства, стремление к социально одобряемым действиям и поступкам, понимания росзможностей и достижений