Евгения Чекрышова
Рабочая программа по кружку «Быстрая береза» по ритмике
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Не надо быть особо наблюдательным, чтобы догадаться, кто из детей занимается физкультурой и спортом, а кто нет. Известно, что снижение двигательной активности и ограничение мышечных усилий ведет ко многим серьезным нарушениям в организме ребенка. В результате этого часто возникают нарушения осанки, ожирение, плоскостопие. Как этого избежать? Одним из средств профилактики этих нарушений является ритмическая гимнастика.
Публикация «Рабочая программа по кружку „Быстрая береза“ по ритмике» размещена в разделах
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Занятия ритмической гимнастикой являются неотъемлемой частью оздоровительно-профилактической работы, способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки, содействуют профилактике плоскостопия, совершенствуются органы дыхания. Развивается чувство ритма, умение работать в коллективе, уверенность в себе.
Поэтому актуальной стала проблема разработки специальной программы по ритмической гимнастике, направленной на развитие способностей детей, которая не дублирует проведение фронтальных занятий по музыкальному и физическому развитию детей дошкольного возраста.
Рабочая программа дополнительного образования по ритмической гимнастике «Гибкая береза» направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста музыкально-пластических способностей, развитие чувство ритма, гибкости и подвижности позвоночника.
В основе ритмической гимнастики лежит обучение умению управлять своим телом через спортивные упражнения под ритмичную музыку.
В процессе занятий ритмической гимнастикой у детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус. Вырабатывается умение красиво двигаться, укрепляются различные группы мышц.
При правильной работе у детей улучшается осанка, сердечно-сосудистая и дыхательная системы, благотворно влияет на иммунную систему, укрепляет все группы мышц.
Программа дополнительного образования по ритмической гимнастике «Гибкая береза» скорректирована на основе программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной и методического пособия «Ритмика» А. Е. Чибрикова – Луговская.
Коррекция заключается в разработке программных требований к занятиям по ритмической гимнастике с детьми старшего дошкольного возраста, подборе спортивных упражнений и музыкального сопровождения, включены элементы акробатики. Упражнения на растяжку всех групп мышц.
Цели программы
• Общее оздоровление организма ребенка;
• Развитие у детей музыкально-пластических способностей, воспитывать культуру и творчество движений.
Задачи
1. Образовательные задачи:
• Дать основы выполнения спортивных упражнений под ритмическую музыку;
• Развивать чувство ритма.
2. Оздоровительные задачи:
• Способствовать росту и развитию ОДА;
• Формировать правильную осанку;
• Содействовать профилактике плоскостопия;
• Развивать сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы организма.
3. Воспитательные задачи:
• Воспитание интереса у детей к занятиям по ритмической гимнастике;
• Умение работать в коллективе.
4. Пластические задачи:
• Развивать гибкость позвоночника;
• Формировать навыки грациозности.
Методологической основой программы являются следующие положения:
Образовательный уровень программы – уровень освоения.
Ориентация содержания – практическая.
Характер освоения – обучающий.
Возраст обучающихся – 5-7 лет.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Количество обучающихся – 16 человек.
Условия вхождения в программу – желание детей, наличие разработок нетрадиционных методов оздоровления.
Срок освоения программы – 2 года.
Учебный период – 36 занятий в год, 1 занятие в неделю, продолжительность – 30 минут.
Структура занятия по ритмической гимнастике
№ п/п Содержание работы Время
1 Разминка 3 мин
2 ОРУ под музыкальное сопровождение 5 мин
3 Растяжка 5 мин
4 Работа над ритмическими движениями 10 мин
5 Игра 3 мин
6 Отдых (релаксация, медитация) 4 мин
Всего: 30 мин
Ожидаемые результаты освоения программы
Первый год обучения (5-6лет)
Дети будут знать:
• Физические возможности человеческого тела;
• Простые музыкальные понятия: быстро, медленно;
• Понимать термины: «пластика», «гибкость».
Будут уметь:
• Выразительно исполнять простые ритмические движения под музыку;
• Импровизировать под музыку;
• Выполнять простые акробатические этюды (без предметов);
• Двигаться под музыку, согласовывая движения рук и ног.
Второй год обучения (6-7 лет)
Дети будут знать:
• Физические возможности человеческого тела;
• Понимать термин «диафрагмальное дыхание»;
• Понимать термины: «акробатика», «растяжка».
Будут уметь:
• Четко, эмоционально исполнять ритмические движения под музыку;
• Выполнять акробатические этюды (с предметами);
• Согласованно работать с предметами во время выполнения ритмических движений;
• Контролировать свое дыхание и состояние.
Первый год обучения
Задачи:
• Научить импровизировать под музыку, ориентироваться в зале.
• Познакомить детей с понятием «Ритмический рисунок».
• Научить детей подчинять музыке свои движения.
Перспективный план
месяц неделя тема и содержание занятия
Сентябрь 1 «Что такое ритмическая гимнастика?»
«Веселый Петрушка»
2 Я танцую, я шагаю»
ТРД «Давайте поздороваемся
3 Веселый Петрушка»
ТРД «Качели»
4 «Хлопающие ладошки»
ТРД «Великаны»
Октябрь 1 «Топотушки»
«Великан», «Гусь»
ТРД «Поменяемся»
2 «Топотушки»
«Великан», «Гусь»
ТРД «Поменяемся»
3 Хлопающие ладошки»
«Руки, ноги, голова»
ТРД «Пружинки»
4 Хлопающие ладошки»
«Руки, ноги, голова»
ТРД «Пружинки»
Ноябрь 1 Разучивание музыкально – ритмической композиции «С обручами».
2 Разучивание музыкально – ритмической композиции «С обручами».
3 Разучивание музыкально – ритмической композиции «С обручами».
4 «Зоопарк», «Жираф»
«Дерево», «Лягушка»
ТРД «Моряки смотрят в бинокли»
Декабрь 1 «Зоопарк», «Жираф»
«Дерево», «Лягушка»
ТРД «Моряки смотрят в бинокли»
2 «Мостик» (из и. п. лежа на спине)
ТРД «Моряки чистят ботинки»
3 «Чьи ноги длиннее?»
«Мячи рассыпались»
ТРД «Моряки ползут по канату»
4 «Чьи ноги длиннее?»
«Мячи рассыпались»
ТРД «Моряки ползут по канату»
Январь 1 «Гибкая береза», «Плуг»
Акробатический этюд «Звезда»
ТРД «Качка»
2 «Гибкая береза», «Плуг»
Акробатический этюд «Звезда»
ТРД «Качка»
3 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Яблочко»
4 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Яблочко»
Февраль 1 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Яблочко»
2 «Лягушка», «Мостик» (из и. п. лежа на спине)
ТРД «Бегущие лошадки»
3 «Ходьба, поскоки, остановка»
«Полушпагат»
ТРД «Прятки»
4 «Ходьба, поскоки, остановка»
«Полушпагат»
ТРД «Прятки»
Март 1 «Великан»
Акробатический этюд «На арене цирка»
ТРД «Облака»
2 «Великан»
Акробатический этюд «На арене цирка»
ТРД «Облака»
3 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Облака»
4 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Облака»
Апрель 1 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Облака»
2 Катание на морском коньке»
«Мячи рассыпались»
Акробатический этюд «Циркачи»
3 Катание на морском коньке»
«Мячи рассыпались»
Акробатический этюд «Циркачи»
4 «Ловкий чертенок»
«Петух», «Индюк»
ТРД «Лебеди»
Май 1 «Ловкий чертенок»
«Петух», «Индюк»
ТРД «Лебеди»
2 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Цветы»
3 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Цветы»
4 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Цветы»
Второй год обучения
Задачи:
• Учить согласованным движениям рук и ног при ходьбе и беге.
• Самостоятельно выполнять упражнения на растяжку.
• Пользоваться предметами при исполнении спортивных упражнений и акробатических этюдов.
Перспективный план по ритмической гимнастике
месяц неделя тема и содержание занятия
Сентябрь 1 «Веселые мячи»
2 «Оловянный солдатик»
«Мостик», «Полушпагат»
ТРД «Ходьба на месте»
3 «Оловянный солдатик»
«Мостик», «Полушпагат»
ТРД «Ходьба на месте»
4 «Громко, тихо»
«Оловянный солдатик»
ТРД «Веселые шаги»
Октябрь 1 «Полушпагат»
«Мостик»
ТРД «Туда – сюда»
2 «Стоп носочек»
«Мостик»
Акробатический этюд «Все вместе»
ТРД «Скрестные движения»
3 «Стоп носочек»
«Мостик»
Акробатический этюд «Все вместе»
ТРД «Скрестные движения»
4 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Вместе весело шагать»
Ноябрь 1 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Вместе весело шагать»
2 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Вместе весело шагать»
3 «Веселые мячи»
«Тряпичная кукла»
ТРД «Хлопки»
4 «Вниз головой»
«Мостик»
ТРД «Мы шагаем»
Декабрь 1 «Гимнасты»
«Музыкальные кубики»
ТРД «Выпады»
2 «Гимнасты»
«Музыкальные кубики»
ТРД «Выпады»
3 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Марш»
4 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Марш»
Январь 1 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Марш»
2 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Марш»
3 «1, 2, 3 – хлопок»
«Мельница»
ТРД «Прощание»
4 «1, 2, 3 – хлопок»
«Мельница»
ТРД «Прощание»
Февраль 1 «Галоп»
«Вниз головой»
ТРД «Ветер»
2 «Ветреная мельница»,
«Нарисуем круг рукой»
ТРД «Плавание»
3 «Пружинка»
Акробатический этюд «Светит солнце»
ТРД «Плавание брассом»
4 «Пружинка»
Акробатический этюд «Светит солнце»
ТРД «Плавание брассом»
Март 1 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Песенка Мамонтенка»
2 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Песенка Мамонтенка»
3 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Песенка Мамонтенка»
4 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Песенка Мамонтенка»
Апрель 1 «Смотри не зевай»
Акробатический этюд «Дружные ребята»
ТРД «Рассвет»
2 «Смотри не зевай»
Акробатический этюд «Дружные ребята»
ТРД «Рассвет»
3 «Пружинка с притопом»
«Кувырок»
ТРД «Лошадки»
4 «Полушпагат», «Мостик»
ТРД «Шашка и поводья»
Май 1 «Полушпагат», «Мостик»
ТРД «Шашка и поводья»
2 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Эскадрон»
3 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Эскадрон»
4 Разучивание музыкально – ритмической композиции «Эскадрон»
Критерии отслеживания результатов
• Выступления на спортивных праздниках, развлечениях
Список литературы
• Буренина А. И. Ритмическая мозаика//Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 220с.
• Буренина А. И. Ритмическая пластика для дошкольников. – М: Музыкальная палитра, 2000. – 192с
• Ефименко Н. Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Линка-пресс, 1999. – 134с.
• Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет. – М. : Сфера, 2004. – 128с.
• От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 – 336с.
• Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб. : Речь, 1981. – 120с.
• Чибрикова – Луговская А. Е. Ритмика – М. : Дрофа, 1998. – 102с.