Наталья Короткова
Программа по валеологии «Я — человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Порой бывает трудно убедить ребенка не есть снег, мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пищу, а не заглатывать ее целиком, чистить зубы, не смотреть долго телевизор и т. д. Ребенку еще очень сложно установить взаимосвязь между болезнью и ее причинами. Медленность и долгая неочевидность обратных связей – одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения здоровым образом жизни. Человек не ощущает своего здоровья, не знает предела его резервов, уровня качества и заботу о нем откладывает на потом.
Публикация «Программа по валеологии „Я — человек“» размещена в разделах
Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью – важная проблема. Для ее решения необходима работа со стороны взрослых по ознакомлению детей со своим телом, организмом, его возможностями функционирования. При этом не предполагается подробное изучение с детьми курса анатомии и физиологии человека. Главная задача – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, бережно относиться к своему организму и здоровью. Важно учить ребенка любить себя, свое тело, воспитывать в нем само- и мироощущение, что обеспечит более легкое, безболезненное вхождение малыша в социум и, как следствие, высокую жизненную активность. В современной ситуации ребенка следует ставить в позицию субъекта, творца собственной жизни, хранителя своего здоровья.
Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают комплекс валеологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме.
Известно, что игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий. Т. е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.
Умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса. Кроме того, элементарные знания по гигиене, анатомии, режиму дня, закаливанию организма можно непосредственно передавать ребенку в ходе физкультурных занятий, утренней гимнастики, на прогулке, и т. д.
В программе «Я – Человек» представлены следующие темы занятий для детей от 5 до 8 лет:
•«Развитие культурно-гигиенических навыков»;
•«Развитие двигательной активности»;
•«Развитие представлений о своем теле»;
1.«Развитие культурно-гигиенических навыков».
Задачи: вызвать у детей желание следить за собой, за чистотой своего тела, воспитывать у них положительное отношение к чистоте; показать на примере литературных героев, что быть «чумазым» - плохо и стыдно. Познакомить детей с лечебными растениями, основными правилами точечного массажа. Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья.
2.«Развитие у детей двигательной активности».
Задачи: вызвать желание детей совершенствовать свое физическое развитие, поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями, спортом; подводить детей к пониманию того, что занятия спортом защищают от многих болезней; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
3.«Развитие представлений о своем теле».
Задачи: сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела);
создать у ребенка целостное представление о своем теле;
развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро- и самоощущение; воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
Так же ведется просветительская работа в группе для родителей: «Школа Айболита», «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей» и др.
Программа реализуется с 2007 года по настоящее время.
Дети овладели различными видами гимнастик:
1. Корригирующая гимнастика;
2. Гимнастика по профилактике плоскостопия, сколиоза;
3. Гимнастика по профилактике близорукости и дальнозоркости;
4. Точечный массаж.
Психолого-педагогический результат:
Четкое выполнение режима дня, улучшение самочувствия способствовало, что дошкольники стали спокойнее, аккуратнее. Сон стал здоровый, крепкий. Физиологическое состояние воспитанников положительно отражается на их эмоциональном состоянии. По окончанию программы «Я – Человек» у 95% детей отмечается снижение уровня тревожности, вспышек агрессии, повышение способности управлять собой.