Ирина Шенгелия
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1-х классов
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1-х классов
I. Пояснительная записка
Обоснование – дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Публикация «Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1-х классов» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Устная речь таких детей характеризуется несформированностью всей звуковой стороны речи. Типичным для произношения являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л; твёрдых-мягких). В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого наблюдается недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова и как вторичное нарушение – появление специфических ошибок на письме (дисграфия).
Дисграфические ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма и чтения, но и других предметов. Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Цель программы : организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.
Основные задачи:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения
у младших школьников.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.
4. Формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.
5. Развитие пространственно-временных представлений.
6. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи :
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее
обогащение словарного запаса;
- уточнение используемых синтаксических конструкций;
- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического
оформления речи, путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
7. Формирование связной речи как средство и форму мыслительной деятельности:
- развитие навыков построения связного высказывания;
программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности;
- установление логики (связности, последовательности, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины).
8. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к
обучению:
• устойчивости внимания;
• наблюдательности к языковым явлениям;
• способности к запоминанию;
• способности к переключению;
• навыков и приемов самоконтроля;
• познавательной активности;
• произвольности общения и поведения.
9. Формирование полноценных общеучебных умений и навыков.
10. Формирование коммуникативных умений и навыков.
11. Совершенствование мелкой моторики.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
II.Основное содержание коррекционно-логопедической работы.
Содержание коррекционно-логопедической работы проводится в 4 этапа:
1 этап: диагностический (2 часа).
2 этап: подготовительный (развитие ручной моторики, артикуляционного аппарата, пространственно-временных представлений) (4 часа).
3 этап: коррекционный этап (постановка, автоматизация и дифференциация звуков) (53-73 часа).
4 этап: оценочный (1 ч.).
Перспективный план работы с группой учащихся 1 класса,
имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
№ Тема и содержание коррекционной работы Грамматические и лексические темы, используемые на занятии Количество часов
I этап (диагностический)
1. Сбор анамнеза, раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи. Исследование процесса чтения, письма. Логопедическое заключение. 2
II этап (подготовительный)
2. Развитие ручной моторики. Семья. Дом. 1
3. Развитие артикуляционного аппарата. Ранняя осень. Цветы. 1
4. Дыхательные упражнения. Ранняя осень. Деревья. Кустарники. 1
5. Уточнение пространственно-временных представлений. Животные домашние и дикие. 1
III этап (коррекционный)
6. Постановка и автоматизация свистящих звуков в слогах. Звук [c]. Звук и буква «С». Игрушки. 1
7. Автоматизация звука[c] в словах. Звук и буква «С». Признаки осени. 1-2
8. Автоматизация звука [c] в словах и предложениях. Звук и буква «С». Осень. Перелетные птицы. 1-2
9. Постановка и автоматизация звука [cь] в слогах и словах. Звук [cь]. Буква «С». Поздняя осень. 1
10. Автоматизация звука [cь] в словах и предложениях. Звук [cь]. Буква «С». Одежда. 1
11. Постановка и автоматизация звука [з] в слогах и словах. Звук и буква «З». Обувь. 1-2
12. Автоматизация звука [з] в словах и предложениях. Звук и буква «З». Головные уборы. 1-2
13. Постановка и автоматизация звука [зь] в слогах и словах. Звук [зь]. Буква «З». Овощи. 1
14. Автоматизация звука [зь] в словах и предложениях. Звук [зь]. Буква «З». Фрукты. 1
15. Постановка и автоматизация звука [ц] в слогах, словах. Звук и буква «Ц». Времена года. Зима. 1
16. Автоматизация звука [ц] в словах, предложениях. Звук и буква «Ц». Зимующие птицы. 1-2
17. Постановка и автоматизация шипящих звуков в слогах, словах. Звук [ш]. Звук и буква «Ш». Посуда: виды, материал. 1-2
18. Автоматизация звука [ш] в словах. Звук и буква «Ш». Зима, зимние забавы и развлечения. 1-2
19. Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях. Звук и буква «Ш». Дикие животные и птицы. 1-2
20. Автоматизация звука [ш] в предложениях. Звук и буква «Ш». Домашние животные и птицы. 2-3
21. Автоматизация звука [ш] в предложениях и тексте. Звук и буква «Ш». Комнатные растения. 1-2
22. Постановка и автоматизация звука [ж] в слогах, словах. Звук и буква «Ж». Животные наших лесов. 1-2
23. Автоматизация звука [ж] в предложениях и тексте. Звук и буква «Ж». Хищные и травоядные животные. 2-3
24. Постановка и автоматизация звука [щ] в слогах, словах. Звук и буква «Щ». Гости на пороге. Этикет. 1-2
25. Автоматизация звука [щ] в предложениях и тексте. Звук и буква «Щ».Столовая посуда. 1-2
26. Постановка и автоматизация звука [ч] в слогах, словах. Звук и буква «Ч». Чайная посуда. 1-2
27. Автоматизация звука [ч] в предложениях и тексте. Звук и буква «Ч». Почта. 1-2
28. Дифференциация звуков [с-ш]. Ранняя весна. 2-3
29. Дифференциация звуков [з-ж]. Первоцветы. 2-3
30. Постановка и автоматизация звука [р] в слогах, словах. Звук и буква «Р». Профессии. 2-3
31. Автоматизация звука [р] в словосочетаниях. Звук и буква «Р». Строительство. 1-2
32. Автоматизация звука [р] в предложениях. Звук и буква «Р». Транспорт. 3-4
33. Автоматизация звука [р] в скороговорках, чистоговорках. Звук и буква «Р». Физкультура, спорт. 2-3
34. Автоматизация звука [р] в тексте. Звук и буква «Р». Рыбы. 1-2
35. Постановка и автоматизация звука [рь] в слогах, словах. Звук [рь]. Буква «Р». 2-3
36. Автоматизация звука [рь] в предложениях и тексте. Звук [рь]. Буква «Р». 2-3
37. Постановка и автоматизация звука [л] в слогах, словах. Звук и буква «Л». Лес, сад, парк. 2-3
38. Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте. Звук и буква «Л». Книги. Беседа о книгах. 2-3
39. Постановка и автоматизация звука [ль] в слогах, словах. Звук [ль]. Буква «Л». Цветы. 1-2
40. Автоматизация звука [ль] в предложениях и тексте. Звук [ль]. Буква «Л». Кустарники. 1-2
41. Дифференциация звуков [л-р] в слогах, словах. Времена года. 1-2
42. Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. Праздники. 1-2
IV этап (оценочный)
43. Обобщающий урок. 1