МААМ-картинки

Рабочая программа педагога-психолога

Храмцова Ирина
Рабочая программа педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа педагога-психолога

Содержание

1. Целевой раздел

Пояснительная записка….3

Нормативно – правовое основание Рабочей Программы….

Цели и задачи деятельности….

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

2. Содержательный раздел

Направления деятельности педагога-психолога….

Психологическая диагностика….

Психологическая профилактика….

Консультационная работа….….

Коррекционно-развивающая работа….

Психологическое просвещение…

Экспертная деятельность ….

Публикация «Рабочая программа педагога-психолога» размещена в разделах

Организационно-методическая работа….

3. Организационный раздел

Материально-техническая обеспеченность….….

Список диагностических комплексов….…

Список коррекционно-развивающих / профилактических программ…

Приложения

Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства….

Ориентировочное распределение нормативов времени деятельности педагога - психолога с различными категориями детей (в минутах….…

Рабочая документация педагога-психолога…

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Воронцовский детский сад (далее ДОУ) разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", вступившего в силу с 1 января 2014 года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения. Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Ижморский детский сад №3 (далее ДОУ, разработанной в соответствии с ФГОС, Уставом ДОУ локальными актами учреждения.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям : психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.

Нормативно – правовое основание

Рабочая программа педагога-психолога МКДОУ Ижморский детский сад №3 разработана в соответствии с современными нормативно-правовыми документами:

• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

• Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 г. N 636 "Об утверждении положения «О службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"

• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015г № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

• Письмо Министерства образования РФ от 22.01.1998г. № 20-58-07ИН/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образовательного учреждения»

• Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»

• Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 г. № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста

• Письмо Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. N 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» (методическое письмо Института возрастной физиологии РАО)

• Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях"

Цели и задачи деятельности

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

Цель программы : психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО, способствующего психологическому комфорту и развитию детей, сохранению их психологического здоровья. Оказание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации.

Задачи Программы :

- создание в ДОУ благоприятного психологического климата для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей и других сотрудников учреждения)

охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

- обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Психологическое сопровождение рассматривается как работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы :

Концептуальная основа программы.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и опорой на зону ближайшего развития.

При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

- Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия)

- Деятельностный подход (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др.)

- Личностный подход (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.)

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

• сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

• формирования у детей адекватной уровню образовательной программы, целостной картины мира;

• интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

• формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

• развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

• развития потребности в реализации собственных творческих способностей.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа опирается на научные принципы ее построения:

• принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т. е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

• соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

2. Содержательный раздел

Направления деятельности педагога-психолога

Деятельность педагога-психолога ДОУ направлена на всех участников образовательного процесса: дети, родители, педагоги и администрация.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в МКДОУ Ижморский детский сад №3 осуществляется по всем направлениям профессиональной деятельности педагога-психолога :

• Психологическая диагностика, в том числе детей с ОВЗ

• Коррекционно – развивающая работа с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ

• Психопрофилактика

• Консультирование субъектов образовательного процесса

• Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

• Психологическая экспертиза (оценка)

• Организационно – методическая работа

Диагностическая работа

Цель диагностической работы в ДОУ – помочь педагогам и родителям ребёнка правильно строить с ним педагогическое общение. Диагностика – это важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета. Она позволяет выявить причины возникновения трудностей в обучении и развитии, определить сильные стороны личности, её резервные возможности, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы Психолого-педагогическая диагностика в МКДОУ № 3 охватывает все возрастные группы воспитанников, а также педагогов и родителей с использованием стандартизированных методик. Психодиагностика родителей проводится по индивидуальному запросу, диагностируются отношения в семье. Психодиагностическая работа с воспитанниками описана в Таблице 2. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Развивающая и коррекционная работа

Коррекционно-развивающая работа – основное направление деятельности педагога-психолога. Она предполагает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам. А также, оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей. Развивающая работа предполагает создание социально-психологических условий для нормального психологического развития воспитанников. Психокоррекционная работа предполагает психологическое сопровождение воспитанников, имеющих трудности в: освоении образовательной программы, поведении, социальной адаптации и личностном развитии.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в МКДОУ № 3 строится на основе комплексного подхода и начинается с диагностической и аналитической работы. Анализируются медицинские карты с целью выявления детей с ограниченными возможностями здоровья; информационные карты, заполненные педагогами, с целью выявления воспитанников, нуждающихся в психологическом сопровождении. Педагогом-психологом проводится скрининговая диагностика воспитанников МКДОУ, анализируются её результаты, так же выявляются дети, нуждающихся в психологическом сопровождении. Далее, выявляются воспитанники со схожими трудностями в развитии и формируются подгруппы для психокоррекционной работы. Если у воспитанника имеются комплексные нарушения в развитии: медицинские, психологические, логопедические, ребёнок направляется на ПМПк, составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа.

Непосредственно коррекционно-развивающие занятия могут быть:

групповыми;

подгрупповыми;

индивидуальными.

Групповые занятия проводятся в групповых помещениях ДОУ. Это занятия по адаптации детей к условиям ДОУ, а также, профилактика социально-психологического климата в группе. Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся в игровом центре ДОУ.

Содержание и структура занятия варьируются в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждого занятия.

Все занятия проводятся в соответствии со статьёй 11 «Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса» пунктами 11.8 – 11.13 санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций САНПИН 2.4.1.3049-13, утверждённому Постановлением Главного Государственного Санитарного Врача Российской Федерации Г. Г. Онищенко от 15 мая 2013 г. N 26.

Консультативная работа

Педагог-психолог оказывает консультативную помощь педагогам, специалистам, администрации, родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ. Консультирование проводится по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка с целью оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Профилактическая работа

Психопрофилактическая работа педагога-психолога МКДОУ направленна на формирование у педагогов, воспитанников и их родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, а также, своевременное выявление и предупреждение таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

Профилактическая работа с воспитанниками ДОУ направлена на развитие коммуникативных познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и социальную адаптацию детей.

Профилактическая работа с родителями и педагогами несёт просветительский характер. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.

Просветительская работа

Психологическое просвещение – важная составляющая профилактического направления работы педагога-психолога. В современном обществе пока ещё недостаточно распространены психологические знания и умения, особенно уважение особенностей личности ребёнка. Так же, и в педагогических коллективах, и в семьях, возможны конфликты, в основе которых – неумение и нежелание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках, прислушиваться друг к другу, понять. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.

Экспертная деятельность

Экспертная деятельность – это особый способ инновационных явлений и процессов в образовании для обнаружения потенциала дальнейшего развития (Г. А. Мкртычян, 2002).

Основные направления экспертной работы в ДОУ :

1. Участие в разработке нормативно – правовой и документационной базы для функционирования на базе ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья).

2. Исследование влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.

3. Исследование эффективности усвоения образовательной программы воспитанниками.

4. Участие в формировании предметно-развивающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).

5. Контроль над соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция режимных моментов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма).

6. Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или ДОУ.

7. Участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом ДОУ в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

Организационно – методическая работа

Разработка рекомендаций для педагогов и родителей

• Оформление и заполнение рабочей документации.

• Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений

• Составление и написание развивающих / коррекционных программ.

• Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, материала к коррекционно – развивающим занятиям.

• Оформление информации для стендов и памяток.

• Подготовка к семинарам, тематическим встречам, педсоветам, консультациям.

• Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.

• Написание статистического и аналитического годового отчетов.

Итоги работы за год отражаются в статистическом и аналитическом отчете за учебный год. В аналитическом отчете также намечаются перспективы работы на будущий год.

3. Организационный раздел

Материально-технические обеспеченность

В учреждении имеется отдельный кабинет педагога-психолога. Кабинет оснащен письменным столом, стеллажами для книг и пособий, шкафом для книг и пособий, шкафом для рабочих папок. Организовано рабочее пространство психолога: имеются ноутбук, доступ в интернет.

Литература подобрана по следующим разделам:

— по общей психологии;

— по детской психологии и возрастным особенностям детей;

— коррекционно-развивающая;

— по диагностике уровня развития детей;

— для родителей;

— периодические издания;

— по организации психологической службы в ДОУ.

Игровое пространство включает:

1) набор мозаик из пластмассы;

2) пазлы;

3) пирамиды, матрешки;

4) сюжетные кубики;

5) небольшой набор строительного материала;

6) куб форм (с прорезями);

7) различные головоломки;

8) «Умные шнуровки»

9) Тематические игры «Азбука настроений», «Волшебное путешествие», «Четвертый — лишний» и т. д.

11) наборы маленьких игрушек (типа «Киндер-сюрприз») :

— деревья;

— здания, дома;

— мебель;

— машинки;

— посуда;

— дикие животные;

— домашние животные;

— древние животные (динозавры);

— солдатики;

— самолеты, вертолеты, лодки;

— драгоценности, клады;

— пупсы, люди;

— фантастические персонажи;

— природный материал (листики, орешки, водоросли, корешки, шишки и т. д.);

- емкости для песка

- разнообразный художественный материал: пластилин, краски, фломастеры, карандаши)

- диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.).

- подушка примирения

- сундучок с пуговицами

- волшебные мешочки

- счетные палочки

- сюжетные картинки

- домино

Игровое пространство включает полки с игрушками, детские стульчики, развивающие пособия: куб эмоций, коробка примирения, мелкомоторные тренажеры, световой стол с песком.

Площадь кабинет небольшая, что не позволяет вмещать более 4-х детей. Поэтому работа в кабинете организовывается только в индивидуальной форме и в малых группах (не более 4-х детей). Для групповых форм работы задействуются групповые комнаты и музыкальный зал.

Список диагностических комплексов

Публикации по теме:

Примерная образовательная программа педагога-психолога в соответствии с ФГОС. Часть 3 3. Организационный раздел. 3.1. Структура реализации образовательного процесса Образовательный процесс реализуется в форме индивидуальных,.

Примерная образовательная программа педагога-психолога в соответствии с ФГОС. Часть 1 Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям:.

Рабочая программа организации деятельности педагога разновозрастной группы (2–4 года) Пояснительная записка Рабочая программа разновозрастной группы по развитию детей младшего дошкольного возраста разработана в соответствии.

Рабочая программа педагога часть 3 • Учить сооружать постройки из к р у п н о г о и м е л к о г о строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и.

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом ФГОС (вторая младшая группа). Часть 4 План взаимодействия с семьями воспитанников Дата Тема недели Форма Октябрь 03.10- Осень. Консультация «Прогулки по осеннему Предложить.

Рабочая программа педагога на 2015–2016 год в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому.

Рабочая программа педагога-психолога Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства 1. Возраст от 5 до 6 лет Дети могут распределять роли до начала игры и строить.

Рабочая программа педагога-психолога. Часть 2 2.2 Организация системы взаимодействия педагога – психолога - с руководителем ДОУ 1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы.

Рабочая программа педагога-психолога СОДЕРЖАНИЕ: пп Содержание деятельности Страница ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 3-8 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3.

Рабочая программа педагога с учетом ФГОС (вторая младшая группа) вторая младшая группа №8 «Светлячок» Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основании: Закона РФ №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа педагога-психолога
Опубликовано: 13 января 2017 в 08:54
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Храмцова Ирина (УИ 193729) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД