Екатерина Сидоркина
Рабочая программа педагога-психолога ДОУ: организационный раздел
▼ Скачать + Заказать документы
1. Циклограмма рабочей деятельности педагога-психолога
День недели Время Виды деятельности
Понедельник 14.30-15.00 Работа с документами
15.00-15.30 Подготовка к индивидуальной и групповой работе
15.30-16.30 Диагностика (групповая)
16.30-18.00 Обработка, анализ, обобщение результатов
Вторник 14.30-15.00 Подготовка к индивидуальной и групповой работе
15.00-16.00 Коррекционно-развивающая работа (групповая)
Публикация «Рабочая программа педагога-психолога ДОУ: организационный раздел» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
16.00-17.00 Обработка, анализ, обобщение, подготовка к индивидуальной и групповой работе
17.00-18.00 Консультирование родителей
Среда 14.30-15.00 Обработка, анализ, обобщение, подготовка к индивидуальной и групповой работе
15.00-16.00 Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная)
16.00-17.00 Диагностика (индивидуальная)
17.00-18.00 Обработка, анализ, обобщение, подготовка к индивидуальной и групповой работе
Четверг 14.30-15.00 Обработка, анализ; работа с документами, планами, журналами
15.00-16.00 Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная)
16.00-17.00 Коррекционно-развивающая работа (групповая)
17.00-18.00 Обработка, анализ; работа с документами, планами, журналами
Пятница 14.30-15.00 Консультирование педагогов
15.00-16.30 Диагностика (индивидуальная)
16.30-17.00 Работа с документами
17.00-18.00 Обработка, анализ, обобщение, подготовка к индивидуальной и групповой работе
2. Перспективно-тематический план психолого-педагогического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса
Психодиагностическая деятельность
С кем проводится Вид работы Форма проведения Срок выполнения
ДЕТИ
Младшие группы
Наблюдение за адаптационным периодом детей младших групп. Групповая Сентябрь – октябрь. По мере поступления
Все группы Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для игр, развивающих занятий и комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении. Групповая
Сентябрь
Средняя Диагностика психического развития детей По результатам опроса педагогов Сентябрь
Старшая, старшая (логопед., разновозрастная (стар. подгр.) Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей (эмоциональная сфера, тревожность, агрессивность и т. д.) Индивидуальная,
по результатам опроса педагогов Октябрь
Подготовительная, разновозрастная (подгот. подгруп.) Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе Индивидуальная, групповая Сентябрь-октябрь, Апрель-май
Все группы Индивидуальная и групповая психологическая диагностика детей По запросу администрации и родителей В течение года
ПЕДАГОГИ
Все педагоги Опрос педагогов по выявлению детей «группы риска» Индивидуальная (заполнение бланка опросника) Сентябрь
Все педагоги Психодиагностика личности педагога, коллектива. Индивидуальная По запросам в течение года
РОДИТЕЛИ
Родители младших групп Анкетирование родителей по адаптации ребенка в детском саду Индивидуальная Октябрь
Все группы Тест «Достаточно ли вы уделяете внимание своему ребенку?» Индивидуальная Апрель
Подготовительная группа Тестирование «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» Индивидуальная Март
Коррекционная и развивающая деятельность
С кем проводится Вид работы Форма проведения Время проведения
ДЕТИ
Младшие группы Психологическое сопровождение процесса адаптации. Игры, упражнения. Групповая В течение года
Все группы Развивающая работа с целью развития навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы. Индивидуальная, подгрупповая, групповая В течение года по запросам
Подготовительная, разновозрастная (подготов. подгрупп.) Развивающая работа по подготовке к школе «Скоро в школу» Групповая 1 раз в неделю; октябрь - май
Развивающая работа с целью формирования и развития компонентов психологической готовности к школе. Индивидуальная 1 раз в неделю, январь-май
Старшая (логопедическая, разновозрастная (старш. подгруп) Коррекционно-развивающие занятия по эмоционально-волевой сфере детей Групповая 1 раз в неделю, ноябрь-апрель
Коррекционно-развивающие занятия по психическому развитию детей Индивидуальная 1 раз в неделю, декабрь-май
Средняя Коррекционно-развивающие занятия по психическому развитию детей Групповая 1 раз в неделю, октябрь-май
Консультирование
С кем проводится Вид работы Форма проведения Время проведения
ПЕДАГОГИ
Педагоги
всех возрастных групп Консультации с педагогами по результатам диагностики. Индивидуальная В течение года
«Составляющие и особенности психологической готовности к школе» Консультация Апрель
Консультации по возникшим вопросам педагогов (интеллектуального, психического развития, эмоциональной сферы ребенка, сферы общения). Индивидуальная
Групповая По запросам
в течение года
РОДИТЕЛИ
Родители
всех возрастных групп Консультации по результатам диагностики интеллектуального, психологического развития и эмоциональной сферы ребенка. Индивидуальная По запросам в течение года
Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения. Индивидуальная В течение года
Родители
старшей группы Рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком, имеющим ЗПР. Индивидуальная В течение года
Родители подготовительной группы Консультации по результатам диагностики психологической готовности детей к школе. Индивидуальная Май
Психопрофилактическая и просветительская деятельность
С кем проводится Вид работы Форма проведения Время проведения
ПЕДАГОГИ
Все группы Оформление информационно – просветительского стенда «Странички психолога». Оформление папки, уголка В течение года
«Агрессивность детей»
Групповая Февраль
Участие в семинарах, педсоветах, проводимых в детском саду. Групповая В течение года
Наглядно-стендовая информация
- «Эмоционально-развивающая среда в ДОУ»;
- «Система мероприятий по организации адаптации детей к детскому саду»;
- «Сохранение психологического здоровья ребенка в ДОУ»
Оформление стенда
Сентябрь
Январь
Апрель
РОДИТЕЛИ
Все группы Наглядно-стендовая информация
- «Как помочь ребенку адаптироваться к ДОУ».
- «Развиваем кругозор старшего дошкольника»;
- «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»;
- «Как надо вести себя с ребенком,
испытывающим страх»;
-«Четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей»;
- «Упрямый ребенок»;
- «Что нужно знать родителям о кризисе 3 лет»;
- «Игра - это серьезно;
- «Развиваем мышление»;
- «Кризис 7 лет»;
Оформление стенда В течение года
Все группы «Советы психолога» на актуальные темы в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Оформление папок- передвижек В течение года
Все группы Участие в родительских собраниях во всех возрастных группах. Групповая По запросу в течение года
Организационно-методическая деятельность
Вид работы Время проведения
Планирование деятельности, ведение отчетной документации В течение года
Выступление на родительских собраниях и педсоветах
Подготовка материалов на информационные стенды
Работа по самообразованию
План подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по развитию эмоционально-личностной сферы
Цель: через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка, а также ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
Задачи:
1. сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;
2. развивать навыки социального поведения;
3. способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
4. формировать позитивное отношение к своему «Я»;
5. научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
6. научить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Структура занятия:
1. Вводная часть – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.
2. Рабочая часть – в нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка. Основные процедуры: элементы сказкотерапии с импровизацией; элементы психодрамы; игры на развитие навыков общения; игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; рисование.
3. Завершающая часть – создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Сроки реализации программы : ноябрь-май
Количество участников: 8-10 детей
Частота и количество занятий: 1 раз в неделю по 20 минут.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет и состоит из 23 занятий, которые проводятся в форме мини-тренингов.
Учебно-тематический план занятий
Предполагаемые результаты:
1. Умеет улавливать, различать и понимать эмоциональные состояния других людей; сопереживать и отвечать адекватными чувствами;
2. Умеет произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные состояния;
3. Умеет различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер.
4. Умеет одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
Перспективный план работы с детьми подготовительной к школе группы по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3) сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
4) развитие пространственных представлений;
5) умение фантазировать;
5) проявление самостоятельности.
Программа «Скоро в школу» направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.
Задачи:
1. Расширение словарного запаса;
2. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;
3. Развитие свойств внимания;
4. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
5. Развитие воображения;
6. Формирование навыков общения и совместной деятельности.
Результатом реализации программы является развитие у детей:
1. наблюдательности и коммуникативных способностей;
2. произвольного внимания;
3. зрительной, слухоречевой памяти;
4. тонкой и грубой моторики;
5. активизации воображения;
6. способности логически мыслить;
7. пространственных представлений;
8. способности адекватно оценивать свою работу.
Предлагаемая мною программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Формы организации группы : работа проводится со всеми детьми группы, продолжительностью до 30 минут 1 раз в неделю. Все игры и упражнения можно разделить на групповые и индивидуальные. У каждому ребенку необходима тетрадь в клеточку, листы с заданиями, ручка, простой карандаш и цветные карандаши.
Структура занятий:
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале.
1. Вводная часть – настроить группу на работу, установить контакт между всеми участниками группы. Основные приемы: приветствия, разминка,
2. Рабочая часть – в нее входят упражнения по теме, работа в тетради и на листочках, подвижная игра, направленные на развитие познавательной сферы ребенка. Основные процедуры: упражнения и игры на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения; пальчиковая гимнастика.
3. Завершающая часть – создание у каждого участника удовлетворения от своих успехов. Здесь используются игры и рефлексия пройденного занятия.
Учебно-тематический план
3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий группы
В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты, которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
1. явлениям нравственной жизни ребенка
2. окружающей природе
3. миру искусства и литературы
4. традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
5. событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества, 8 марта, День семьи и др.)
6. сезонным явлениям
7. народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения. Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Комплексно - тематическое планирование на --- учебный год
Месяц Тема недели Лексическая тема недели для логопедической группы
Сентябрь Новый лист календаря «1 сентября» Исследование индивидуального развития детей
До свиданья лето, до свидания
Осень — щедрая хозяйка Части тела. Органы артикуляции
Вам воспитатели честь и хвала. Искренне вам мы желаем добра Игрушки
Октябрь Осенние хлопоты Детский сад
В садике по всем дорожкам ходит осень с краской в ложке Осень. Признаки осени
Овощи. Огород
Предметный мир Фрукты. Сад
Квартира, мебель Грибы и лесные ягоды
Ноябрь День народного единства Лес. Деревья и кустарники
Я исследователь Перелетные птицы
Неделя здоровья Одежда
Моя дружная семья — папа, мама, сестренка и я Обувь
Декабрь Встречаем зимушку Дом и его части
В мире животных Мебель
Зима. Признаки зимы
Птицы нашего края Зимние забавы
Все встречают Новый год — дружно встали в хоровод Новый год
Январь Культура России Зимующие птицы
Мир профессий Дикие животные и их детеныши
Я в мире безопасности, ПДД Домашние животные и их детеныши
Февраль Недели этики в детском саду Комнатные растения
Зимние виды спорта профессии
День Защитника Отечества Транспорт. Правила дорожного движения
Вода и её обитатели Наша армия
Март Международный женский день Семья
Масленичная неделя Мамин праздник
Тает лед, зима прошла и весна к крыльцу пришла Весна. Признаки весны
День театра Посуда
Пернатые друзья Продукты питания
Апрель 7 апреля – День здоровья
Неделя здоровья в детском саду Пресноводные и аквариумные рыбы
День космонавтики Космос
Мой посёлок Наш поселок
Неделя пожарной безопасности и ЧС Наша страна
Май День победы Откуда хлеб пришел
Насекомые насекомые
Цветы Цветы на лугу и в поле
Времена года. Лето Лето. Признаки лета
Карта психолого-педагогического сопровождения воспитанника ДОУ на ___год (развитие когнитивной сферы ребенка)
ФИ ребенка___
Дата рождения ___
ФИО родителей___
Воспитатель группы___
Тип и форма коррекционных воздействий: ___
Средства коррекционных воздействий:___
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа
Дата начала занятий___
Количество занятий в неделю___
Краткий план занятий
Дата Цели Содержание занятий
Итого количество занятий___
Беседы и консультации с педагогами и родителями по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных воздействий
Работа с педагогами
Характер консультации Цель
Работа с родителями
Характер консультации Цель
Динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий ___
Рекомендации родителям ___
Перспективный план работы с детьми с задержкой психического развития
Задержка психического развития – это различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Цель: осуществление коррекционно – развивающей работы с
детьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной
адаптации и полноценного развития личности ребенка.
Задачи:
1. Развивать психические процессы у детей;
2. Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
3. Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка;
4. Провести профилактику вторичных отклонений в развитии детей.
Условия реализации программы :
Необходимым условием реализации программы является взаимодействие специалистов МБДОУ, обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях детей в особенности с ОВЗ, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей.
Объем программы. Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года.
Формы занятий: индивидуальная, подгрупповая.
Форма работы. 1 раз в неделю – индивидуальное, 2 раза – подгрупповое занятие.
Время поведения групповых занятий: В связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться от 15 - 30 минут.
Максимальное число участников: 6-8 человек.
Возраст: 3-6 лет.
Принципы построения программы.
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Единство диагностики и коррекции.
3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
ребенка.
4. Комплексность методов психологического воздействия.
5. Возрастание сложности.
Учет объема и степени разнообразия материала.
Психологический блок работы включает следующие задачи:
Формирование у ребенка представлений о самом себе, осознание своих качеств и возможностей:
- осознание себя, своих особенностей, своих желаний и потребностей;
- осознание нужности и функциональной значимости частей тела;
- реализация своего потенциала.
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей:
- различие, осознание, дифференциация своих чувств, адекватное
реагирование на различные жизненные ситуации;
- различие, осознание эмоций других людей;
- развитие произвольного поведения;
Обучение взаимодействия детей друг с другом и со взрослым:
- развитие навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками;
- воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной
деятельности;
- приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания;
1. усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие.
Структура психологического занятия
Вводная часть. Цель вводной части – настроить группу на совместную работу, установить контакт между участниками. Основные процедуры работы : приветствие, игры на развитие навыков общения.
Основная часть. В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, формирование лексико-грамматических категорий речи, развитие связной речи. Основные процедуры: игры, задания, упражнения, совместная деятельность.
Заключительная часть. Основной целью этой части занятия является создание чувства личной личностной значимости ребенка в своих глазах, сплоченность группы и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные процедуры: проведение какой – либо общей игры, релаксация, рефлексия.
Психодиагностическая работа (для детей 4-5 лет)
Сфера психического развития Диагностируемые параметры Автор методики и ее название
Мотивационно-потребностная сфера Мотивы и их характер А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. «Три желания»
Интеллектуальное развитие Развитие восприятия «Цветные коврики»
«Фигуры»
«Коробка форм»
Развитие памяти Тест «10 предметов»
Развитие внимания Методика «Лабиринт»
Методика «Найди такую же картинку»
Развитие мышления Методика сюжетная картинка «Зимой»
В. В. Холмовская «Рыбка»
Понятия (У. Ульенкова)
Классификация
Развитие воображения «На что это похоже»
Эмоционально-личностная сфера Личностные особенности ребенка и представление о значимых социальных сферах К. Маховер «Рисунок человека»
«Рисунок несуществующего животного»
«Рисунок семьи»
Диагностические материалы для детей 5-6 лет
Компоненты Исследуемая функция Автор методики и ее название
Мотивационно-потребностная сфера Мотивы и их характер А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. «Три желания»
Познавательная сфера Развитие восприятия «Разрезные картинки»
Развитие внимания Методика «Найди такую же картинку»
Развитие памяти Тест «10 предметов»
Развитие мышления «Найди семью»
«Последовательные картинки»
Развитие воображения «На что это похоже»
Эмоционально-личностная сфера Личностные особенности ребенка и представление о значимых социальных сферах «Рисунок человека»
«Рисунок несуществующего животного»
«Рисунок семьи»
«Лесенка»
Диагностические материалы 6-7 лет
Компоненты психологической готовности Исследуемая функция Автор методики и ее название
Мотивационная готовность Мотивационная готовность А. Л. Венгер, Е. А. Бугрименко. «Отношение ребенка к школе»
М. Р. Гинзбург «Определение мотивов учения»
Интеллектуальная готовность Развитие восприятия «Какие предметы спрятаны на картинках?»
Развитие памяти А. Л. Лурия. Тест «10 слов»
«10 предметов»
Развитие внимания А. Рея «Переплетенные линии»
Тест «Найди отличия»
Керн-Йирасек «Копирование точек»
Развитие мышления «Последовательные картинки»
Обобщение
Классификация
Развитие воображения «На что это похоже?»
Волевая готовность Сформированность предпосылок учебной деятельности Д. Б. Эльконин «Графический диктант»
Зрительно-моторная координация Н. И. Гуткина «Домик»
3. Условия реализации Программы
3.1. Особенности организации предметно-пространственной среды
В ДОУ созданы условия для всестороннего развития детей. Интерьер дошкольного учреждения отвечает санитарным требованиям и требованиям современного дизайна и эстетики оформления.
Для построения грамотной работы педагога-психолога используются все помещения МБДОУ.
Вид помещения. Функциональное использование Оснащение
Методический кабинет
1. Индивидуальное консультирование родителей и педагогов
2. Проведение индивидуальных видов работ с дошкольниками (диагностика, коррекция)
3. Реализация организационно-планирующей функции Рабочая зона педагога-психолога
Библиотека специальной литературы и практических пособий
Материалы консультаций, семинаров
Уголок для консультирования
Зона коррекции
Информационный уголок для родителей
Кабинет соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников