Венера Султанова
Рабочая программа кружка по изодеятельности для детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Рябинка» г. Янаул муниципального района
Янаульский район Республики Башкортостан
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МАДОУ ДС № 9
МАДОУ ДС № 9 «Рябинка» «Рябинка» г. Янаул Протокол № 1 от «30» августа 2021г. ___И. Ю. Ханова
Приказ от «30» августа 2021г. №63
Дополнительная образовательная программа
по художественно-эстетическому развитию
детей младшего и среднего дошкольного возраста
на тему: «Веселые краски»
Публикация «Рабочая программа кружка по изодеятельности для детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
возраст воспитанников : 3-4 года
срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
В. Н. Султанова
воспитатель
Янаул, 2021
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он, а наша задача помочь в его начинаниях.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, наклеивание из бумаги фигурок, создание различных героев и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Художественная деятельность дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. А также, важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Цель программы : развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество: рисование, аппликацию, лепку.
Задачи:
1. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.
2. Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
3. Развивать интерес к различным техникам художественного творчества, развивать творческие способности.
4. Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.
Занятия проводятся два раза в неделю в вторник/четверг длительностью 10 минут
Формы проведения:
Метод тычка
рисование кистью
лепка
обрывная аппликация, аппликация из мятой бумаги
рисование ватной палочкой; рисование ладошками.
Методы и приёмы используемые на занятиях:
• Создание игровой ситуации.
• Показ воспитателя.
• Использование движения руки.
• Проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми :
• доступность отбираемого материала;
• постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
• индивидуальный подход к детям;
Материал:
– гуашь;
– цветная бумага, картон;
– ватные палочки;
– ватные диски;
– клей;
– кисти;
– пластилин.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
- о разнообразии техник художественной деятельности;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- аккуратно пользоваться кистью и клеем;
- отщипывать и придавать необходимую форму пластилину;
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Отчет о проделанной работе :
Организация выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
К концу года ребенок умеет:
В рисовании:
• Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
• знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
• передает различие предметов по величине;
• ритмично наносит штрихи, пятна;
• рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
• рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
• создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
• знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
• украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.
В лепке:
1. у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
2. Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии (надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца.
3. Умеет пользоваться специальной стекой-печаткой.
4. Выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
5. Действовать по образцу воспитателя и словесному указанию воспитателя
6. мелкая моторика развита на достаточном уровне;
7. Проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
В аппликации:
1. Создаёт изображения предметов из готовых фигур
2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Перспективный план
Сентябрь
Неделя
Вид деятельности
Тема
Образовательные задачи
1
1. Рисование
пальчиками
«Пальчики палитра»
Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование пальчиком». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.
2. Аппликация
«Кубик на кубик»
Учить детей раскладывать кубики и квадраты в определённой последовательности (по размеру). Познакомить со способом нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры от середины к краям ; учить прикладывать смазанной клеем стороной к листу бумаги и плотно прижимать её тряпочкой. Познакомить с синим цветом.
2
1.(лепка- экспериментирование, рисование на тесте)
«Тили- тили, тесто …»
Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек.
2. Рисование пальчиками
«Мой любимый дождик»
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности.
3.
1. Аппликация
«Репка»
Учить детей составлять целое из двух частей. Закреплять умение наносить клей на детали и наклеивать их на лист, прижимая тряпочкой. Продолжать знакомить с желтым цветом, учить соотносить цвет с его наименованием.
2. Лепка
Знакомство с пластилином
Познакомить детей с пластилином и его свойствами; познакомить с правилами работы с этим материалом.
4.
1. Рисование
поролоновым тычком
«Орехи для белочки»
Познакомить детей с гуашевыми красками; учить детей пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами (коричневый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
2. Аппликация
Фрукты в вазе
Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать её на лист. Продолжать знакомить с зелёным цветом, учить соотносить его с наименованием. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим
Октябрь
Неделя
Вид деятельности
Тема
Образовательные задачи
1
1. Рисование карандашами
«Дорожки для цыплят»
Вызвать у детей интерес к теме, к процессу рисования; учить держать карандаш в правой руке, тремя пальчиками; учить делать широкие плавные движения в любом направлении; вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате деятельности.
2. Аппликация
«Ягоды клубники»
Продолжать учить детей наклеивать детали на лист бумаги в нужном месте. Продолжать знакомить с красным цветом, учить соотносить цвет сего наименованием. Воспитывать отзывчивость и доброту.
2
1. Лепка
«Заборчик для петушка»
Обучать умению раскатывать прямыми движениями ладоней пластилин «колбаской», закрепляя свойство материала; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
2. Рисование
«Осенние листочки»
(рисование кисточкой)
Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; учить различать кленовые листья; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
3
1. Аппликация
Гриб
Совершенствовать умение детей составлять аппликацию и наносить клей на детали. Учить сопровождать слова стихотворения соответствующими тексту движениями. Развивать точность и координацию движений.
2. Лепка
«Покормим птиц»
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
4
1. Рисование
карандашами
«Поможем жучкам спрятаться в траве»
Учить детей правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами.
2. Аппликация
Из осенних листьев
«Ежик»
Учить детей составлять композицию из сухих листьев, красиво располагая на листке картона, аккуратно работать с листвой и клеем.
Ноябрь
Неделя
Вид деятельности
Тема
Образовательные задачи
1
1. Рисование
красками
«Светит солнышко»
Научить детей передавать в рисунке образ солнышка, сочетать округлую форму с прямыми линиями. Упражнять в умении отжимать лишнюю краску о край по-суды, уметь дополнять рисунок изображениями, соответствующими теме.
2. Аппликация
Из салфеток
(коллективная)
«Рябинка для снегирей»
Учить детей создавать образ рябины с помощью приклеивания комочков бумаги.
Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти рук.
Воспитывать самостоятельность, развивать восприятие, наглядно образное мышление.
Воспитывать аккуратность в работе. Развивать навыки в приклеивании готовых форм.
2
1. Лепка
«Мы накормим наших птичек!»
Формировать умение у детей отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, скатывать круговыми движениями ладоней, придавая правильную форму, фиксировать внимание на величине, количестве, цвете.
2. Рисование
«Зонтики»
Учить детей наносить кисточкой ритмические мазки только на поверхности зонта, не выходить за контур;
Продолжать знакомить с цветом (красный). Развивать мелкую моторику, самостоятельность.
Развивать речь, память, мелкую моторику, прививать интерес к рисованию, творчеству.
3
1. Аппликация с элементами рисования
«Рыбки в аквариуме»
Формировать у детей умение располагать и наклеивать предметы (рыбок); развивать у детей аккуратность при работе с клеем; дополнение рисование пальчиком- камешеки и пузурьки.
2. Лепка
«Колобок»
Вызвать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Учить лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями.
4
1. Рисование
Красками
«Первый снег»
Учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синем фоне.
2. Аппликация
«Флажок»
Учить детей клеить флажок из 2 элементов разного цвета.
Декабрь
Неделя
Вид деятельности
Тема
Образовательные задачи
1
1. Рисование
«Снежные комочки»
Учить рисовать предметы круглой формы, приёмам правильного закрашивания красками: вести кисть по ворсу, не выходить за контур; изображать округлые формы, разные по величине,заполняя свободное пространства листа; воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность.
2. Аппликация
«Елочная игрушка»
Учить детей наклеивать квадраты из бумаги и на основу готового круга. Развивать наглядно-образное мышление, воображение.
2
1. Лепка
пластилинография
«Вырастала ёлка на горе»
Формировать умение детей, передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.
2. Рисование
«Снежок порхает, кружится»
Создание образа снегопада. Закрепление приема рисования пальчиками или ватными палочками. Развития чувства цвета и ритма.
3
1. Аппликация
коллективная
«Праздничная елочка»
Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлки. Разнообразить технику наклеивания: обмакивать мятые комочки в клей и прикреплять к фону, крепко прижимая. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности.
2. Лепка
«Снеговики играют в снежки»
Вызвать интерес к созданию сюжетной композиции в сотворчестве с педагогом и другими детьми, продолжать учить лепить шар, развивать чувство формы, мелкую моторику, воспитывать аккуратность, самостоятельность.
4
1. Рисование
гуашью
«Зимнее дерево»
Учить детей рисовать «Снежные шапки» на нарисованных заранее ветках деревьев, Продолжать формировать навык рисования кисточкой методом тычка. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Январь
Неделя
Вид деятельности
Тема
Образовательные задачи
1
1. Рисование
«Дерево в снегу»
Учить детей рисовать «Снежные шапки» на нарисованных заранее ветках деревьев, Продолжать формировать навык рисования пальчиком. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
2
1. Лепка
«Шарики для новогодней елки»
Продолжать учить лепить предметы округлой формы, сплющивать пальчиками, прикреплять к основе (шарику, вызвать у детей радостное чувство, связанное с предстоящим праздником,
воспитывать отзывчивость, доброту.
2. Рисование
«Домик с забором»
(рисование кисточкой)
Учить проводить линии сверху вниз по ворсу; обмакивать кисть в краску по мере надобности; воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.
3
1. Аппликация
коллективная
«В лесу родилась елочка»
Учить детей наклеивать шаблон елочки на бумагу, завершая композицию рисованием пальчиком снегопада.
2. Лепка
«Украсим Кате чашку»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
4
1. Рисование
восковыми карандашами
«Зимний узор»
Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие.
2. Аппликация
«Варежки для маши»
Учить детей располагать фигуры, аккуратно наклеивать их в ряд. Закрепить навыки наклеивания готовых деталей. Побуждать подбирать и размещать в ряд украшения для варежки. Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность.
Февраль
Неделя
Вид деятельности
Тема
Образовательные задачи
1
1. Рисование кисточкой
«Полосатые варежки»
Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета.
2. Аппликация
«Полосатый коврик для кота»
Упражнять детей составлять красивый коврик из полосок, чередующихся по цвету.
Раскладывать цветные полоски на квадратном белом листе альбома чередуя цвета, приклеивать.
2
1. Лепка
«Украсим торт»
Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге. Закреплять умение, раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,
2. Рисование
«Снежинки»
(рисование фломасте
рами)
Продолжать учить детей рисовать фломастерами, правильно держать его в руке, сильно не сжимать и не нажимать; украшать снежинки – рисовать прямые линии, дуги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
3
1. Аппликация
«Вот какие у нас кораблики!»
Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Закрепить навык наклеивания готовых форм. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать любознательность.
2. Лепка
«Воздушные шары»
Закрепить умение. раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
4
1. Рисование фломастерами
«Бусинки»
Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать им, не делая сильного нажима; рисовать круги и заштриховывать их по кругу; закреплять знания цветов; воспитывать эстетическое восприятие.
2. Аппликация
«Блины на масленицу»
Познакомить детей с народным праздником Масленица. Совершенствовать навыки наклеивания готовых форм.
Март
Неделя
Вид деятельности
Тема
Образовательные задачи
1
1. Рисование карандашами
«Букет для мамы»
Закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его. Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме;
2. Аппликация
«Вот какой у нас букет!»
Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка в технике бумажной пластики-из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме.
2
1. Лепка
«Клубочки для котёнка»
Формировать умение детей, приёму сворачивания длинной колбаски по спирали. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины
2. Рисование кисточкой
«Капель»
Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков.
3
1. Аппликация
«Воздушные шарики»
Закреплять у детей практические навыки аппликации, учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, наклеивать их.
2. Лепка
«Украсим туфельку»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
4
1. Рисование
«Нарядное платье для куклы»
Учить детей правильно держать кисть, ритмично наносить мазки на силуэт платья; развивать восприятие цвета; закреплять знание основных цветов; развивать интерес и желание рисовать.
2. Аппликация
«Светофор»
Учить детей составлять из заранее заготовленных кругов и прямоугольника изображение предмета и наклеивать его.
Апрель
Неделя
Вид деятельности
Тема
Образовательные задачи
1
1. Рисование
«Плывёт кораблик по весенним ручейкам»
Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию.
2. Аппликация
«Слон – жонглёр»
Учить малышей раскладывать детали в соответствующими по цвету по форме контуры и наклеивать их.
2
1. Лепка
«Пасхальное яйцо»
Познакомить детей с овальной формой; продолжать учить отщипывать пластилин и катать из него круговыми движениями горошины; учить способом надавливания указательным пальцем украшать пасхальное яйцо разноцветными горошинами из пластилина; закрепить названия основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный); развивать моторику рук.
2. Рисование
«Трава на лужайке»
Упражнять детей в быстрых, ритмичных изобразительных действиях кистью; продолжать учить рисовать вертикальные линии (траву); воспитывать любовь к живой природе.
3
1. Аппликация
«Комнатный цветок»
Учить детей составлять цветок из частей, наносить клей на детали и наклеивать их на лист. Развивать восприятие и мышление
2. Лепка
(налеп из пластилина)
«Бусы для мамы»
Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху; развивать мелкую моторику рук;
4
1. Рисование
«Подснежники»
Учить детей рисовать тычками, создавая форму цветка.
2. Аппликация
«Светлая Пасха»
Закрепить умение детей пользоваться кистью, набирать небольшое количество клея на кисть, последовательно подбирать готовые части аппликации, приклеивать на нужное место, пользуясь образцом воспитателя.
Май
Неделя
Вид деятельности
Тема
Образовательные задачи
1
1. Рисование
«Деревья проснулись»
Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать.
2. Аппликация
«Мороженое
Закрепить умение детей наклеивать подготовленные детали: намазывать клеем обратную сторону формы, прижимать изображение к бумаге всей ладонью, располагать круги в верхней части креманке разного размера.
2
1. Лепка
«Украсим Кате чашку»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
2. Рисование
«Вот какой у нас салют»
Формировать умение у детей рисованию огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание томпоном, тряпочкой, пробкой)
3
1. Аппликация
«Красивая салфетка»
Учить детей составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики – между ними.
2. Лепка
«Цветик - семицветик»
Формировать умение, передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. Закреплять умение, использовать в работе знакомые приё мы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
4
1. Рисование
«Гусеничка»
Учить детей располагать предметы (круги) на листе бумаги. Работать аккуратно.
2. Аппликация
«Одуванчик»
Учить детей делать аппликацию из ватных дисков
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Доронова Т. Н. Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т. Г Казакова. – М., 1980.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей. – М., 2005.
Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994.
6. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Авт. – сост. Е. В. Полозова. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж, 2007.
7. Развёрнутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В. И. Мустафаева (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.
8. Халезова Н. Б. Лепка в детском саду / (Н. Б. Халезова, Н. А. Курокина. Г. С. Пантюхова). – М., 1986.
9. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей, - М., 2007.
10. Д. Н. Колдина Аппликация с детьми
11. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду I младшая группа». - М. : Т Ц Сфера, 2007
12. Янушко Е,А. «Аппликация с детьми раннего возраста» методическое пособие для воспитателей и родителей. -М. :-Мозаика-Синтез. : 2006.-64 с.
1. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветные мотивы. М. : Скрипторий 2003,
2. Лыкова И. А. Изодеятельность в детском саду младшая группа. М. : Карапуз Дидактика, 2012;
3. Лыкова И. А. Цветные ладошки. М. : Карапуз дидактика, 2007.
4. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация.
5. Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки. М. : Айрис пресс, 2012.