Черепанова Eлена
Рабочая программа кружка «Почемучки» по развитию познавательных способностей
▼ Скачать
Рабочая программа кружка «Почемучки»
по развитию познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности.
Программа рассчитана:
- для детей 4-5 лет;
- состоит из тематических занятий, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;
- Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут.
Срок реализации кружка – 1 год.
Публикация «Рабочая программа кружка „Почемучки“ по развитию познавательных способностей» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.
Познавая мир, дети делают множество открытий, и экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в экспериментирование постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.
Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.
Связь экспериментирования с формированием математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Они получают возможность удовлетворить присущую им любознательность и получить ответы на волнующие их вопросы «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Начиная с младшей группы, дети входят в мир экспериментирования. Происходит знакомство со свойствами солнечных лучей, которые нагревают окружающие предметы, испаряют влагу. Изучая свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить, но невозможно сделать рисунок, так как он не сыплется.
Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить. Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим.
При проведении экспериментов особое внимание необходимо уделять соблюдению правил безопасности. Потому что дети в силу их возрастных особенностей ещё не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, дети просто забывают о правилах безопасности.
Таким образом, эксперимент - это не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить. Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Понимая значения экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей среднего дошкольного возраста.
Новизна программы заключается:
В поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
В создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Цель и задачи программы
Цель программы: Создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности.
Задачи:
1. Формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе.
2. Формировать знания, умения и навыки творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием.
3. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект.
4. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.
Методические приемы:
Наблюдения. Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала пот экспериментированию, иллюстрации).
Экспериментирование. Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.
Формы и режим занятий
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования, беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, проблемные ситуации, опорные карточки, планы – схемы, календарь природы.
Планируемые результаты
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается:
1. Повысить уровень познавательной активности у детей.
2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
3. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
4. Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.
Взаимодействие с родителями:
1. Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
2. Консультация для родителей «Детские вопросы – взрослые ответы».
3. Фото отчет о кружковой работе.
4. Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.
Оборудование детской лаборатории:
Приборы: лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и тд;
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги, ткани;
Медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, мерные ложки;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д.
Формы проведения итогов реализации программы
• Творческий отчет воспитателя
Перспективы работы:
Детское экспериментирование (исследовательская деятельность детей) должна занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников. Более тесное взаимодействие детского сада и семьи в вопросах поисково-исследовательской активности ребенка
Перспективный план
месяц Тема Программное
содержание Оборудование
Сентябрь Разработка плана кружка, подбор методической литературы, создание картотеки опытов
Сентябрь Вводное занятие.
«Экскурсия в детскую лабораторию» Познакомить с понятиями: «наука» о способе познания мира – эксперименте о назначении детской лаборатории.
Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.
1. Беседа «Что такое наука?» 2. «Что такое наблюдение?» 3. Д/и «Слушаем, видим, ощущаем» 4. «Что такое эксперименты?» Кукла "Почемучка"
Сентябрь «Веселый Одуванчик» Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса). Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к воде. Вода
прозрачный стакан
Одуванчик
Сентябрь Плавающие и тонущие предметы Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает.
Продемонстрировать, что сол ная вода плотнее пресной воды.
1. Игра «Тонет – не тонет»? (опыт с очищенным и неочищенным апельсином;
2. Опыты с простой водою.
3. Опыты с соленой водою. Таз с водой деревянные резиновые пластмассовые
металлические предметы
Соль, два прозрачных стакана два яйца
Октябрь Пар – тоже вода. Познакомить детей с одним из состояния воды – паром. Поэтому цель этого эксперимента – как раз убедиться
в том, что пар состоит из воды. Ну и познакомиться с третьим состоянием воды – газообразным Горячая вода
ёмкость охлажденная металлическая крышка.
Кипяток
Октябрь Очищение воды Уточнить представления детей о свойствах воды. Развивать умение действовать по алгоритму. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. Емкости для воды
Песок
Воронка
ватный диск
Октябрь Черный цвет, да не черный
Познакомить с хроматографией- метод, с помощью которого можно разделить один цвет, и увидеть из каких цветов он состоит 3 салфетки
Фломастер –коричневый, синий, черный
Вода
Октябрь Секрет сосновой шишки Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды развивать наблюдательность, смекалку.. Сухая шишка – л гкая и не тонет в воде, шишка, погруж нная в воду поглощает е, становится тяж лой – опускается на дно. сосновые шишки
вода
салфетка из ткани
Ноябрь
Ноябрь Занимательный опыт с водой и растительным маслом «Домашний вулкан» совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла, развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира. Вода
растительное масло,краски, пипетка, соль
Обнаружение крахмала» Узнать, как можно проверять вещества на наличие крахмала. способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира мука,
крахмал, соль, сахар, йод,
пипетка, вода
картофель яблоко
Пишем тайные записки Установление простейших причинно- следственных связей. Формирование элементарных представлений детей дошкольного возраста о невидимых (симпатических чернилах) посредством включения в экспериментально- исследовательскую деятельность. Продолжать учить выполнять правила техники безопасности при проведении экспериментов. Лимон или молоко
Вата
Вода
Свеча
Разноцветная соль Покраска соли с помощью восковых мелков».
Любую соль, как крупную, так и мелкую можно покрасить в любой цвет без вредных красителей и без вреда для здоровья. Соль окрашивается в нежные цвета поднос для работы с солью, картон, соль, разноцветные мелки, емкость
Чудо яйцо развивать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложный опыт, показать на примере яйца, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами, которые окружают нас в повседневной жизни, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом. Продолжать учить выполнять правила техники безопасности при проведении экспериментов. Вареное яйцо
Стеклянная бутылка
Бумага
Капля масла
Спички
Декабрь
Сила апельсина
Развивать интерес к экспериментальной деятельности
Вы замечали, что после того, как вы почистили апельсин, ваши пальцы немного скользкие.
В апельсиновой кожуре содержится эфирное масло, которое называется лимонен.
Лимонен растворяет резину! Именно поэтому, когда он попал на шарик, он растворил резиновую оболочку шарика, и шарик лопнул Апельсин
Воздушный шарик
Декабрь
Самонадувающийся шарик Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Побуждать интерес детей к опытам, развивать наблюдательность, мышление, умение рассуждать и высказывать свое мнение. Развивать навыки проведения опытов, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. Сода
Уксус
Бутылка
Шарик воздушный
Декабрь
Как получаются цветные льдинки? Цель: Выявить свойство воды замерзать на холоде. Задачи: развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами, различать основные цвета. Вызвать интерес к изготовлению цветных льдинок, к объектам неживой природы.
«Вода замерзает на холоде и превращается в лёд». Оборудование. Вода, мелкие формочки, краски, ниточки
Январь
Превращаем снег в воду за секунду Выявить свойство снега превращаться в воду в тепле. Задачи: развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами, различать основные цвета. Вызвать интерес к опытам, сделать вывод, чем больше снега, тем больше воды. Снег
Мерный стакан
Замораживаем мыльные пузыри Обогащение представлений детей о свойствах мыльной воды,
путем экспериментирования
Мыльные пузыри
Январь Облако в банке Познакомить детей с таким природным явлением, как облака. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.
Стеклянная банка
Горячая вода
Лед
Металлическая пластинка
Январь Волшебные стеклышки Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку. Микроскоп, лупа, бинокль Мелкие предметы, семена
Февраль Сладкий опыт Развить познавательный интерес, расширить кругозор посредством узнавания, изучение свойств сахара. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы Сахар
Краски
5 стаканов
Ложка
Вода
Февраль
Дружба красок. Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета. Две баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани
Февраль
Картинки-неведимки Закрепить свойства воды. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета. Белая бумажная салфетка
Стакан
Вода
Фломастеры
Февраль
Солнце дарит нам тепло и свет Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. Настольная лампа, камни, песок, нитки, ножницы. Бумага, разные предметы
Март Почему предметы движутся? Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение». Показать пользу трения. Пластмассовые шары, неваляшка, игрушки, листы бумаги, карандаши
Март Вырастим кристаллы Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли. Горячая вода, ветка, карандаши, лист бумаги на каждого ребенка.
Март Секретные записи» Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать у детей самостоятельность. Лимон, вата, палочки, листы бумаги, краски, настольная лампа
Апрель Путешествие капельки Познакомить с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде снега. Доказывать правильность своего мнения. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Емкости с водой
Краски формочки
Апрель Извергающийся вулкан
ознакомление детей с природным явлением - Вулкан посредством познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности.
пластилин
Сода, 2 ст. л
Уксус 1/3 ст
краска
моющее средство
Апрель Обнаружение воздуха в пространстве Познакомить детей с основными свойствами воздуха. Учить их способам исследования окружающего мира. Развивать логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к воздушному пространству Вода
Трубочка
веер
Апрель Мыло-фокусник Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, наблюдательность, любознательность, закрепить правила безопасности при работе с мылом. Таз с водой, мыло или мыльный раствор, стаканчики, трубочки
Май
Приключения Буратино Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде); развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент; деревянные кубики
вода
игрушка Буратино
Май Испытание магнита Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту. Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Выявить свойства
магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества магниты различных размеров, предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани
Май Домашний фонтан Развить познавательный интерес, расширить кругозор посредством узнавания, изучение свойств воды. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы 3 банки
Трубочки
Краски
Вода
пластилин
Май Что такое молния Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Объяснить причину возникновения молнии Воздушные шары Шерстяная ткань Линейка Пластилин скрепка
Методическое обеспечение
1. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-составители: Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова – Волгоград: Учитель,2014г.
2. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ». Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 1. / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.
4. Сорокина М, Собенина Д «Эврики. Опыты на кухни», «Цветные опыты».
5. интернет-ресурсы