Любовь Петровна Коробкова
Рабочая программа кружка по познавательной деятельности «Мир, в котором я живу» для детей младшей группы 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель МБДОУ «ЦРР детский сад «Сказка» Коробкова Любовь Петровна.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цель, задачи, принципы, формы и методы
3. Расписание работы кружка
4. Техническое оснащение занятий
5. Учебный план работы кружка
6. Работа с родителями
7. Предполагаемые результаты
8. Список использованных источников
1. Пояснительная записка
«Ребенок это прежде всего эстет: он реагирует на внешность, на видимость, на очертания и формы».
И. Бродский
Публикация «Рабочая программа кружка по познавательной деятельности „Мир, в котором я живу“ для детей младшей группы 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
«in medias res» - так звучит на латыни выражение «в середину вещей». Оно универсально подходит к теме нашего кружка : ознакомление с миром в котором мы живем.
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах созданных руками человека, явлениях общественной и собственной жизни и деятельности.
Работа нашего кружка поможет сформировать у детей целостное представление об окружающем мире. Вся деятельность делиться на три блока: «Мир природы», «Мир людей», Мир предметов». Каждая тема блока дается с усложнениями в соответствии с возрастной группой : в младшем возрасте у детей формируются элементарные знания о предметах и явлениях.
2. Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Формировать у детей знания о живой и неживой природе;
Развивать инициативу, активность, самостоятельность;
Воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе;
Развивать предметные знания, умения и навыки экологической направленности;
Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение;
Расширять кругозор в процессе познавательно - исследовательской деятельности;
Развивать личностные качества (умение работать сообща, доводить начатое дело до конца, проявлять инициативу).
В процессе исследования - экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнется, ломается; высоко – низко - далеко; мягкий – твердый - теплый и т. д.)
Принципы, лежащие в основе программы :
• доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядность (наличие дидактических материалов);
• демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей);
• научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Программа позволяет индивидуализировать игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
Формы и методы:
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
• объяснительно – иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);
• репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);
• частично – поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом);
Методы, в основе которых лежит форма организаций деятельности детей :
• фронтальный (одновременно со всеми детьми);
• индивидуально – фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
• групповой (работа в парах, тройками и т. д.);
• индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
3. Расписание работы
Программа рассчитана на 8 месяцев (октябрь – май, одно занятие в неделю – во вторник во второй половине дня, длительностью 15 минут. Количество детей посещаемых кружок – 15 человек. Возраст детей : 3 – 4 года.
4. Техническое оснащение занятий
Для проведения занятий необходимо иметь: предметные картинки, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, дощечки, различные камешки, воздушные шарики, прозрачные емкости (подробнее см. в «Учебном плане»).
5. Учебный план работы кружка.
Перспективный план кружка
I II III IV
Октябрь Мир природы
Вода
«Узнаем, какая вода» «Разноцветная вода» «Кто живет в воде?» «Куда делась вода»
Ноябрь Песок
«Почему осенью бывает грязь» «Песочные струйки» «Свойства мокрого песка» «Чудесные фигурки»
Декабрь Воздух
«Что в пакете» «Игры с воздушным шариком» «Воздух в стакане» «Ветер по миру гуляет»
(Николаева, Дыбина)
Январь Мир людей
Я и моя семья
«Дерево держится корнями, а человек семьей» «Нет такого дружка, как родная матушка» «Всегда отец веселиться, когда хороший сын родиться» (Шорыгина)
Февраль Я – человек
«Вот какой я!» «Для чего нужны: глаза, руки, ноги, нос, и как их беречь» «В гостях у тети зубной щетки» «Путешествие воздушных человечков» (Шукшина)
Март Моя безопасность
«Таблетки детки, не конфетки» «А у нас дома газ» «Ни ночью, ни днем не играй с огнем» «Встреча с незнакомцем» (Шорыгина)
Апрель Мир предметов Дом, в котором я живу
«Многоэтажный и одноэтажный дом» Улица – твоя Твой поселок Твоя Родина (Шорыгина, Камритова)
Май Что нас окружает
Полезные вещи Я люблю свои игрушки Транспорт Посуда (столовый этикет)
Тематический план кружка
Октябрь
Тема Цели Оборудование Используемый источник
1 неделя «Узнаем, какая вода» Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой; третья с окрашенным жидким красителем; стаканчики для детей. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр. 5
2 неделя «Разноцветная вода» Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды. Емкости с водой (5 банок, краски, палочки для размешивания, поднос с формочками, мелкие предметы (пуговицы, шарики). С. Н. Николаева
«Юный эколог» стр. 50
3 неделя «Кто живет в воде» Развитие познавательного интереса и воображения. Аквариум с рыбками, таз с водой, иллюстрации животных. О. В. Дыбина «Неизведанное
рядом» стр. 26
4 неделя «Куда делась вода?» Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды). Две мерные одинаковые ёмкости. см. пед копилку
Ноябрь
Тема Цели Оборудование Используемый источник
1 неделя «Почему осенью бывает грязь?» Познакомить с почвой; рассмотреть и потрогать землю: какого она цвета, сухая или влажная, плотная или рыхлая. Земля рыхлая, земля перемешанная с глиной (черствая, лейка, палочка для рыхления. см. пед копилку
2 неделя «Песочные струйки» Знакомство со свойством сухого песка – сыпучестью. Пластмассовая бутылка с отверстием в крышке, воронка, песок. см. пед копилку
3 неделя «Свойства мокрого песка» Ознакомление со свойствами песка (мокрый песок лепится, он высыхает под воздействием солнечных лучей). Песок, лейка с водой, формочки. см. пед копилку
4 неделя «Чудесные фигурки» Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать. Песок, лейка, вода, пластмассовая лопатка, подставки для работы. см. пед копилку
Декабрь
Тема Цели Оборудование Используемый источник
1 неделя «Что в пакете?» Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. Полиэтиленовые пакеты. О. В. Дыбина «Неизведанное
рядом» стр. 6
2 неделя «Игры с воздушным шариком и соломинкой» Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его. Трубочки, емкость с водой; воздушные шарики (один надуть слабо, другой надуть сильно). О. В. Дыбина «Неизведанное
рядом» стр. 6-7
3 неделя «Воздух в стакане» Дать представление детям о том, что воздух не пропускает воду. Стакан, банка. см. пед копилку
4 неделя «Ветер по морю гуляет» Помочь детям обнаружить воздух. Таз с водой, модель парусника. О. В. Дыбина «Неизведанное
рядом» стр. 8
Январь
Тема Цели Оборудование Используемый источник
1 неделя Т. А. Шорыгина «Моя семья»
2 неделя «Дерево держится корнями, а человек семьей» Расширить представление о мире, разобраться в семейных отношениях; воспитывать добрые отношения к членам семьи Иллюстрации фотографий Т. А. Шорыгина «Моя семья»
3 неделя «Нет такого дружка, как родная матушка» Воспитывать уважение, учить заботиться о маме Выставка рисунков «Моя мама» Т. А. Шорыгина «Моя семья»
4 неделя «Всегда отец веселиться, когда хороший сын родиться» Воспитывать патриотические чувства Выставка фото «Папа мой самый лучший» Т. А. Шорыгина «Моя семья»
Февраль
Тема Цели Оборудование Используемый источник
1 неделя «Вот какой я!» Содействовать развитию любознательности, «аппетита» к приобретению знаний Шукшина: «Я и мое тело»
2 неделя «Для чего нужны: глаза, руки, ноги, нос, и как их беречь» Стимулировать познавательную активность каждого Шукшина: «Я и мое тело»
3 неделя «В гостях у тети зубной щетки» Содействовать приобретению знаний о правилах личной гигиены Шукшина: «Я и мое тело»
4 неделя «Путешествие воздушных человечков» (Шукшина) Давать знания о правилах сохранения собственного здоровья Шукшина: «Я и мое тело»
Март
Тема Цели Оборудование Используемый источник
1 неделя «Таблетки детки, не конфетки» Продолжать знакомить с техникой безопасности дома Картинки Т. А. Шорыгина «Беседы о безопасности»
2 неделя «А у нас дома газ» Знакомить детей с основными источниками опасности в быту Иллюстрации Т. А. Шорыгина «Беседы о безопасности»
3 неделя «Ни ночью, ни днем не играй с огнем» Содействовать развитию элементарных представлений о правилах безопасного поведения Иллюстрации Т. А. Шорыгина «Беседы о безопасности»
4 неделя «Встреча с незнакомцем» Развивать у детей осторожность к потенциально опасным ситуациям Иллюстрации Т. А. Шорыгина «Беседы о безопасности»
Апрель
Тема Цели Оборудование Используемый источник
1 неделя «Многоэтажный и одноэтажный дом» Помогать расширить познавательную сферу, воспитывать чувство патриотизма Иллюстрации Т. А. Шорыгина «Беседы о том кто где живет»
2 неделя «Улица – твоя» Расширять воображение, речь, память детей Фотографии улицы Пед копилка
3 неделя «Твой поселок» Продолжать давать знания о «малой» Родине Фотографии поселка Пед копилка
4 неделя «Твоя Родина» Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину Иллюстрации, карта России Т. А. Шорыгина «Наша Родина – Россия»
Май
Тема Цели Оборудование Используемый источник
1 неделя «Полезные вещи» Помогать детям усваивать правила безопасного поведения; дать детям знания о «полезных вещах» Инструменты О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы»
2 неделя «Я люблю свои игрушки» Учить бережно относится к своим игрушкам Игрушки Н. Г. Комратова «Мир, в котором я живу» с. 131
3 неделя «Транспорт» Расширять детям кругозор: знания о транспорте Предметные картинки, игрушки – машинки Н. Г. Комратова «Мир, в котором я живу» с. 131
4 неделя «Посуда (столовый этикет)» Расширять знания детей о посуде. Познакомить с этикетом за столом Посуда Н. Г. Комратова «Мир, в котором я живу» с. 131
6. Взаимодействие с семьями воспитанников
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково – исследовательской деятельности дошкольников дома»
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
Привлечение к созданию познавательно – развивающей среды в группе.
Оформление наглядной информации в родительском уголке:
• Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
• Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
• Рекомендации: «Проведите с детьми дома».
Родительское собрание – отчёт о работе кружка на тему : «Роль семьи и детского сада в развитии интереса ребенка к опытно – экспериментальной деятельности».
Оформление папки «Мои открытия».
Изготовление картотеки игр для детей и их родителей «Сыпь песок, лей водичку».
7. Предполагаемые результаты:
1. Создание предметно — развивающего пространства.
2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
3. Развитие у детей активности, самостоятельной, творческой личности.
А также в результате игровых занятий дети научаться определять и различать: основные свойства воды, снега, песка, глины,
воздуха; уважительно относится к членам семьи, заботится о них; усвоили правила безопасного поведения.
8. Список используемых источников:
1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы.
2. Николаева С. Н. Юный эколог.
3. Комратова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу»
4. Шорыгина Т. А. «Беседы о том, кто где живет»
5. Шукшина С. «Я и мое тело»