Алла Анатольевна Голик
Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес к рисованию появляется у детей после первого года жизни. Малыш знакомится с бумагой, карандашами, красками и сначала играет с ними, а после наблюдения за взрослым, малыш начинает подражать его действиям и, ”овладев” пишущим предметом приходит к радостному открытию, что и он может оставлять след на бумаге, и не только…
Рисование для детей - игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы.
Публикация «Рабочая программа кружка „Цветные ладошки“ в первой младшей группе» размещена в разделах
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ведь рисование для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные техники рисования -важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и сюжет, и линия. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать экспериментировать, а самое главное -самовыражаться.
Педагогическая целесообразность предполагаемой программы состоит в том, что обучая малышей нетрадиционным способам рисования, воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.
Новизна данной программы в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей со способами нестандартного рисования, дополняет основные образовательные курсы по изобразительной деятельности, художественному конструированию, по работе с природным и бросовым материалом. С помощью нетрадиционного способа рисования, по словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Программа кружка «Цветные ладошки», знакомит детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.
Цель:
-ознакомление детей со способами нестандартного рисования -развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- образовательные:
1. обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов; 2. Знакомить детей с цветовой гаммой,
3. Знакомить детей со свойствами материалов (красками, бумагой и т. д.)
4. Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы.
5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Развивающие:
1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.
Особенность возрастной группы
Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Так как дети от 2 до 3 лет только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Общее количество занятий в год - 32, время занятий 10 мин.
Форма проведения кружковой работы : групповая.
Форма занятий: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Ожидаемый результат работы кружка :
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники. 2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом. 3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности. 4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
-проведение выставок детских работ.
Учебно-тематический план кружка «Цветные ладошки»
СЕНТЯБРЬ
Тема занятия Нетрадиционные техники Задачи Материал
Цветные пальчики
Рисование пальчиками. Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей. Образец, гуашь с основными цветами, альбомного листа, влажные салфетки.
.«Мой любимый дождик» Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности. Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки.
Ягодки на тарелке
Рисование пальчиками. Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей. Рассматривание картинок с разными видами тарелок Образец, гуашь с основными цветами, шаблон круг белого цвета, влажные салфетки.
Сшили Тане сарафан
. Рисование пальчиками. Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.
Образец, гуашь с основными цветами, шаблон сарафана, влажные салфетки.
ОКТЯБРЬ
Горошинки на зонтике
Рисование пальчиками Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.
Рассматривание картинок с изображением зонтиками разной величины, раскраски.
Шаблон зонтика, образец, гуашь с основными цветами, влажные салфетки.
Веточка рябины Рисование пальчиками Знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком. Показать приём получения точек. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию. Бумага размером 1 / 2 альбомного листа, гуашь красная, образец веточки рябины, влажные салфетки.
«Жёлтые листья летят» Рисование ладошками. Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки –листочки. Развивать цветовое восприятие. Бумага размером 1 / 2 альбомного листа, гуашь жёлтая.
«Солнышко». Рисование ладошками Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цвето-восприятие и зрительно-двигательную координацию Листы голубой бумаги с кругом жёлтого цвета
НОЯБРЬ
«Виноград» Рисование пальчиками. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда, гуашь синего и зелёного цвета.
Цветик-семицветик
Рисование ладошками Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей. Рисование ладошками, гуашь, альбомный лист, кисти, салфетки, .
.«В гостях у жирафа» Рисование пальчиками Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость Картон, изображение жирафа, гуашь
«Зайчик» Рисование пальчиками. Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета
ДЕКАБРЬ
«Снежные комочки» Рисование тычком жёсткой кистью Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. Бумага размером 1 / 2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь.
Пушистые котята играют на ковре (коллективная работа) Рисование тычком жёсткой кистью Знакомить с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая
В лесу родилась елочка
Рисование ватными палочками Формировать тактильные ощущения, развивать цветовое восприятие ребенка.
Учить накладывать геометрические фигуры на магнитную доску, развивать мелкую моторику пальцев
Магнитная елочка и геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, подготовленные образцы елочек, гуашь красного, желтого, оранжевого, синего, белого цвета. искусственная ёлка с гирляндой.
Праздничная ёлочка Упражнять в рисовании ватными палочками; учить располагать мазки в ряд, используя зрительный ориентир (дугообразные линии) - «зажжём огоньки на ёлочке». Трафарет картонной елочки на каждого ребенка зеленого цвета, ватные палочки, гуашь
ЯНВАРЬ
Идет снег
Рисование ватными палочками Формировать тактильные ощущения, развивать цветовое восприятие ребенка.
сюжетная картинка «Зима», бумага синего цвета, белая краска, ватные палочки.
Узор на платочке
Рисование ватными палочками, Формировать тактильные ощущения, развивать цветовое восприятие ребенка.
Закрепление основных цветов, рассматривание узоров на различных платочках
Раскрашенный платочек; силуэты платочка; гуашь - зеленая, красная, синяя; кисточки; банки с водой; подставки под кисти; тычки – ватные палочки; салфетки; игрушка – кукла Маша с наклеенными слезками на щеках.
.«Украшение чайного сервиза» Оттиск печатками Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды
ФЕВРАЛЬ
Вот зима кругом бело
Тычок Развивать умение располагать изображение по всему листку бумаги, способствовать развитию мелкой моторики, вниманию.
Объемная елочка, сделанная из бумаги, наклеенная на большой лист темного цвета для показа способов изображения; альбомного листа синего цвета с наклеенными елочками, жесткие кисти; белая гуашь, салфетки.
Снег идет
Тычок
Развивать умение располагать изображение по всему листку бумаги, способствовать развитию мелкой моторики, вниманию.
Альбомный лист синего цвета бумага, жёсткие кисти; белая гуашь
Вишнёвый компот
Оттиск пробкой Знакомить с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. Силуэт банки, красная гуашь
«Мои рукавички» Оттиск пробкой Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета
МАРТ
Бусы для мамы
Рисование пальцем Развивать умение располагать изображение по всему листку бумаги, способствовать развитию мелкой моторики, вниманию. гуашь трех цветов, половинка листа альбома с нарисованной ниточкой, кукла, коробочка, настоящие бусы, "волшебная палочка", салфетки
.«Красивая салфеточка». Рисование пальчиками. Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения цветовое восприятие, эстетические чувства. Белая бумага размером 50*50. Гуашь разных цветов
Капают сосульки Рисование ватными палочками Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками - падающие с них капли. Бумага размером 1 / 2 альбомного листа, ватные палочки, гуашь синего цвета
«Шарики воздушные, ветерку послушные.» Рисование ватными палочками Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним —ватными палочками. Бумага размером 1 / 2 альбомного листа, кисти, ватные палочки, гуашь разного цвета.
АПРЕЛЬ
Разноцветные рыбки Рисование ладошками Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство - делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза). Альбомный лист синего цвета бумага, фломастеры
«Нарядные матрешки» Оттиск печатками Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки
«Морковка» Рисование пальчиком. Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации. Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого и зелёного цвета.
«Травка». Рисование ладошкой Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета.
МАЙ
Салют на нашей улице (коллективная работа) Упражнять в технике бумаго пластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. Альбомный лист синего цвета
.«Одуванчик» Рисование пальчиком. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Листы белой бумаги, гуашь жёлтого, зелёного цвета.
«Божьи коровки на лужайке». Рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло-и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках.
Итоговый мониторинг
Ресурсы необходимые для реализации программы :
1. «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами,
2. оттиск печатями из картофеля,
3. пальчиком,
4. ладошкой,
5. тычком (жёсткая кисть, ватная палочка, прижми и отпечатай (пробки)
План работы с родителями :
Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
Формы работы с родителями :
1. Родительское собрание Адаптация детей к детскому саду.
2. Анкетирование «Развитие творческого потенциала ребёнка»
3. Консультация «Творчество детей».
6. Оформление выставки детских работ.
Работа с педагогами.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 4 раза в год. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
1. проведение выставок детских работ
Средства, необходимые для реализации программы
- создание художественно-развивающей среды в детском саду
- разработка НОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация
- использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3 С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства – программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.
4. Л. Шубная Свирель «Стихи для детей» Ставрополь 2002 г.
Способы определения результативности:
Диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май).