Татьяна Сечко
Рабочая программа коррекционной группы для детей 3–7 лет на 2019–2020 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 406 комбинированного вида «Аленка»
Согласовано:
старший воспитатель МКДОУ д/с № 406 «Аленка»
___Ларионова Л,А.
___2019___г. №___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ «СОЛНЫШКО»
(для детей3-7лет)
На 2019–2020 учебный год
Составители:
Сушицкая Ирина Николаевна
Сечко Татьяна Павловна
Новосибирск, 2019
Содержание разделов рабочей программы
1. Целевой раздел
Публикация «Рабочая программа коррекционной группы для детей 3–7 лет на 2019–2020 учебный год» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
1. 1. Пояснительная записка. 4
1.2. Цели, задачи реализации программы 5
1.3. Принципы и подходы к формированию программы 9
1.4. Значимые характеристики особенностей развития детей группы 10
1.5. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения Программы 11
1.5.1. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения Программы детьми с ЗПР младшего и среднего возраста 11
1.5.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения Программы детьми с УО младшего и среднего возраста 15
1.5.3. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы детьми с РАС младшего и среднего возраста 17
1.6 Социальный паспорт группы 19
1.7 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе 20
2. Содержательный раздел
2.1. Общие положения 26
2.2. Содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
2.3. Содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с УО 28
2.4. Содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с РАС 28
2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы 28
2.6. Взаимодействие с семьями дошкольников с ОВЗ 39
2.7. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений 41
3. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ОВЗ 43
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды 44
3.3. Планирование образовательной деятельности 53
3.4. Режим дня и распорядок 57
3.5. Литература 62
1. Целевой раздел
1. 1. Пояснительная записка.
Рабочая программа (далее – Программа) предназначена для работы с детьми младшего и среднего возраста, группы с задержкой психического развития «Солнышко».
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ от 29.12.2012 года)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».)
3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).
4. Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от 14.04.2014 г. № 919 «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей с задержкой психического развития.
6. Примерной Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
7. Примерной Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
8.«Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ д/с №406комбинированного вида «Аленка» от 01.09.2014 г., составленной на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб., 2011;
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер.
1.2. Цель, задачи реализации программы
Цель программы Детство - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру
Программа Детство, разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на:
• охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
Содержание общей образовательной программы обеспечивает развитие личности, способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области) : физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель реализации АООП ЗПР - является обеспечение условий для дошкольного образования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом их индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей. Реализация программы предполагает психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую поддержку позитивной реабилитации и социализации, развития личности детей дошкольного возраста с ЗПР, формирование и развитие компетенций, обеспечивающих преемственность между первым (дошкольным) и вторым этапом (начальной школой) образования. АООП предназначена для выстраивания образовательного процесса и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития, направленными по заключению ПМПК в группы компенсирующей направленности.
Задачи АООП:
• создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий.
• создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР;
• обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
• целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии.
• выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
• подготовка детей с ЗПР ко второй ступени (начальная школа) обучения с учетом целевых ориентиров ДО;
• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР;
• оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционного воспитания, обучения и оздоровления детей с ЗПР.
• обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта.
Цель реализации АООП ИН - создание условий для всестороннего развития личности, деятельности детей с нарушением интеллекта среднего возраста, формирование способов и приемов взаимодействия этих детей с миром людей и окружающим их предметным миром.
Задачи АООП
1) охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
2) обеспечение равных возможностей детям с разной выраженностью нарушения интеллекта максимально возможное индивидуальное развитие в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней на всех возрастных этапах детского развития;
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим, эмоциональным и физиологическим особенностям детей;
8) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
9) В соответствии с требованиями Стандарта Программа имеет четкую структуру, опирающуюся на примерную основную образовательную программу, описывает условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования и содержит описание планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Цель реализации АООП РАС - является обеспечение реализации коррекционно-образовательной составляющей комплексного психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) для достижения возможно более высокого уровня социальной адаптации и социализации, самостоятельности и независимости, достойного качества жизни.
Задачи АООП
- комплексного сопровождения аутичных детей дошкольного возраста, включая коррекцию и (или) компенсацию основных нарушений, обусловленных аутизмом, а также других сопутствующих нарушений развития различного генеза;
- оказания специализированной комплексной помощи в освоении содержания образования;
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с РАС;
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в соответствии с основными образовательными программами дошкольного и начального общего образования;
- создания на основе результатов коррекционно-образовательного процесса благоприятных условий развития детей с РАС в соответствии с их возможностями, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
- объединения коррекционных и общеразвивающих аспектов обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования личности ребёнка с аутизмом, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности образовательной траектории дошкольного уровня с учётом особенностей развития детей с аутизмом, включая выраженную полиморфность РАС;
- формирования социокультурной среды, соответствующей индивидуальным и психофизическим особенностям детей с РАС;
- разработку и реализацию АООП дошкольного образования ребёнка с РАС;
- сотрудничества с семьёй, в которой есть ребёнок с аутизмом, обеспечения психологопедагогической поддержки такой семьи, повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах особенностей развития детей с РАС и основах их комплексного сопровождения.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:
1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т. е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.
Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
1.4. Значимые характеристики особенностей развития детей группы
См. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. (cdk.admsurgut.ru)
См. Примерная Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Под редакцией Морозова (cdk.admsurgut.ru)
См. Примерная Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017г. Протакол №6\17) (cdk.admsurgut.ru)
1.5. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения Программы
1.5.1. Целевые ориентиры образовательной деятельности с детьми с ЗПР младшего и среднего возраста
Социально-коммуникативное развитие.
Адаптируется в условиях группы. Готов к взаимодействию со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. Эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми. Проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать. Сам вступает в общение, использует вербальные средства. В игре соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры. Выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий, если воображаемую ситуацию создает взрослый.
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. Становится более самостоятельным в некоторых бытовых и игровых действиях, настойчивее стремится к результату, особенно при эмоциональной поддержке взрослого. Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы, стремится поддерживать опрятность во внешнем виде с незначительной помощью взрослого. Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет действия с ними с незначительной помощью взрослого.