Лучший педагог года

Рабочая программа «Изучение традиций и обычаев русского народа детьми старшего дошкольного возраста»

Марина Кульбит
Рабочая программа «Изучение традиций и обычаев русского народа детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность

1.2 Формы обучения и виды занятий по программе.

1.3 Цели и задачи программы

2. Условия реализации программы

2.1 Методические материалы

3. Планируемые результаты

3.1 Метапредметные результаты.

3.2 Личностные результаты

4. Календарно-учебный график

4.1 Срок освоения программы

4.2 Режим занятий

4.3 Организационная образовательная деятельность

Учебно-методическое обеспечение программы

Приложение

1. Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа „Изучение традиций и обычаев русского народа детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Направленность комбинированной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Внимание к русской национальной культуре в последние годы особенно активно проявляется в социально-педагогической среде. Это связанно с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Старинная пословица гласит : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи, традиции. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и в первую очередь, к фольклору.

Фольклор вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

В русском фольклоре каким – то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особенное место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного развития детей.

Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей дошкольного возраста.

Игра – это школа воспитания. Одни игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Учебной базой реализации программы является «МКДОУ «Детский сад «Тюльпан» с. Приютное.

1.1 Актуальность

Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью будет способствовать духовному, нравственному патриотическому воспитанию дошкольников.

1.2 Формы обучения и виды занятий по программе.

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях.

Количество детей в группах – не более 15 человек. Это количество детей является оптимальным для данной программы, так как в ее основе лежат методы и формы индивидуального подхода к личности ребенка.

1.3 Цели и задачи программы

Цель: Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.

Задачи:

• Пробудить интерес к истории и культуре России.

• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

• Способствовать у детей лучших черт русского характера

• Показать красоту русского язык через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

• Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

• Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

• Формировать взаимодействия и сотрудничество учащихся, умение подчиняться правилам игр.

• Уметь решать конфликты

2. Условия реализации программы.

Реализация программы «Родничок» осуществляется в помещении, соответствующем требованием САНПин. Помещение оборудовано мебелью. Имеются промаркированные столы и стулья подобранные с учетом роста детей 5-ти – 6-ти лет.

Размещение учебного оборудования соответствует требованиям и нормам САНПин и правилам техники безопасности работы.

Для качественной реализации занятий имеются мультимедийный комплект: ноутбук с широкоформатным подключением к телевизору, музыкальный центр, доске для демонстрации дидактического, наглядного материалов, книги, пальчиковый театр.

В реализации программы «Родничок», участвует один педагог Кульбит М. В., Педагог имеет педагогическое образование, владеет необходимым объемом знаний об особенностях психофизиологического развития детей дошкольного возраста, навыками организации групповой и парной работы детей, компетенциями в области индивидуального подхода к развитию детей дошкольного возраста; методами дифференцированного обучения, методикой формирования элементарных метапредметных умений (действий контроля, оценки, планирования своей деятельности, игровыми, информационно-коммуникативными и здоровье сберегающими технологиями.

2.1. Методические материалы

Большое внимание отводится беседам с детьми, во время которых педагог не только закрепляет знание, но и формирует у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию беседы.

Основным видом деятельности является игра. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном им мире. Задавая вопросы побуждающие фантазию и творчество детей, педагог незаметно руководит творчеством детей, заставляя его через сказки, художественные произведения, рассказы, небылицы, потешки, поговорки самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.

Большое значение приобретают дидактические игры и упражнения, развивающие мышление, память, речь, внимание, воображение ребят. Они помогают детям не только закрепить полученные ими ранее знания, но и учат общаться друг с другом, быть увереннее.

Различные формы игровой деятельности позволяют ребенку почувствовать себя в различных ситуациях и ролях, что делает возможным на доступном уровне донести до детей суть изучаемого предмета.

У детей старшего дошкольного возраста игра, конечно ведущий вид деятельности, но не единственный. Родственность игровой, продуктивной и познавательной деятельности заключается в том, что все они имеют моделирующий характер по отношению к реальности. Продуктивная деятельность, как не одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата. Продуктивная деятельность закладывает основы трудолюбия у ребенка. Суть познавательной деятельности заключается в активности ребенка направленной на постижение понятия отношений между людьми, понятие добра и зла, семейных отношений.

Обучение по программе «Родничок» построена на использовании образовательных технологий: игровых технологий, информационно-коммуникативных технологий (ИКТ, здоровье- сберегающих технологий, ТРИЗ-технологий.

2.2. Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы «Родничок» подкрепляет педагогические, психологические, организационные условия, определяющие образовательный результат, включает в себя методические разработки занятий, дидактические материалы к занятиям тематическая папка с заданиями, картотека игр.

Процесс обучения выстроен с учетом следующих принципов:

1. Единство обучающих и воспитательных воздействий.

2. Учет возрастных особенностей, предполагающий адекватность содержания поставленным целям и особенностям детского коллектива.

3. Соблюдение требований к организации занятий (наличие четкой, продуманной логики занятий, четкая организация начала занятия, методическое обеспечение занятий необходимыми средствами).

4. Создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе и ситуации успеха для каждого ребенка.

На занятиях активно используются разнообразные формы работы с детьми :

-фронтальные (демонстрация наглядного материала, постановка вопроса, гимнастика для рук, глаз и т. д);

-индивидуальные (работа с отстающими или одаренными детьми);

-групповые (коллектив детей делится на несколько групп с учетом способностей, возраста, темпа работы детей).

3. Планируемые результаты.

В результате обучения по комбинированной общеобразовательной общеразвивающей программе «Родничок» учащиеся достигают результатов в области личностного развития.

Воспитанники должны:

Знать: Уметь: Применять:

Основные праздники народного календаря; заклички, песни, поговорки, пословицы, частушки; историю русского народного костюма, головных уборов. Исполнять русские народные песни, выразительно декламировать; рассказывать о народных праздниках и календарных приметах; играть в народные игры и водить хороводы; работать в коллективе и подчиняться общим правилам. Использовать в активной речи потешки, считалки, загадки; использовать атрибуты русской народной деятельности.

3.1. Метапредметные результаты.

Метапредметными результатами программы «Родничок» является формирование универсальных учебных действий (УУД)

3.2. Личностные результаты.

• Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

• Умение выражать свои эмоции;

• Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

• Определять и формировать цель деятельности с помощью педагога;

Проговаривать последовательность действий во время занятия.

4. Календарно-учебный график.

Программа реализуется в течении 9 учебных месяцев.

В 2021-22 уч. году количество учебных недель для реализации аудиторской нагрузки – 35 учебных дней – 178.

В связи с учебным планом и расписанием занятий ООП «От рождения до школы» занятия по программе «Родничок» начинаются 15 сентября 2021г. и заканчиваются 31 мая 2022г.

В период с 01.09.2021г. по 14.09.2021г. проходит комплектование групп, проведение родительских собраний подготовка и участие в выставках, конкурсах.

В 2021-2022г. учебные занятия прерываются на 10 дней с 01.01.2022г. по 10.01.2022г. и праздничные дни: 4 ноября 2021г., 23 февраля, 7-8 марта, 1-2 и 9-10 мая 2022уч. года.

Учебная база реализации программы : социально-педагогической направленности «Родничок» на базе МКДОУ «Детский сад «Тюльпан»

Форма организации деятельности воспитанников– групповая.

Нумерация групп:

1 год обучения: ст. гр. «Колокольчик», ст. гр. «Звезды».

2 год обучения: подг. гр. «Солнышко», подг. гр. «Байир».

4.1. Срок освоения программы.

Комбинированная программа социально-педагогической направленности «Родничок» реализуется в круглогодичном режиме в аудиторной и внеаудиторной форме.

Срок реализации программы - 2 года.

• Первый год обучения (5- 6 лет) 2 раза в неделю по 1 часу (длительность 25 мин., всего 70 ч.

• Второй год обучения (6-7 лет) – 2 раза в неделю по 1 ч. (длительность 30 минут, всего 70 ч.

Между занятиями предусмотрен перерыв 10 минут для отдыха, смены деятельности, проветривания помещений.

В ходе реализации денной программы создаются оптимальные условия для успешного усвоения программы. Плавность, постепенность, повторение закрепление изученного материала обеспечивает прочность полученных знаний.

4.2. Режим занятий

Для групп первого и второго годов обучения - 2 раза в неделю по 1 часу. Занятия проводятся по расписанию в соответствии с учебным планом ООП Н. Е. Вераксы «От рождения до школы».

4.3. Организационная образовательная деятельность

«Изучение русских народных традиций и обычаев»

2021 – 2022 учебный год

День недели Время Содержание деятельности группа

Понедель-

ник В течение дня Изучение русских народных традиций и обычаев Старшие группы №3, №9

Подготовительные группы №4, №6

Вторник 9: 40-10:05 Изучение русских народных традиций и обычаев Старшая группа №3

9: 00-9:30 Изучение русских народных традиций и обычаев Подготовительные группы №4, №6

Среда 9: 40-10:05 Изучение русских народных традиций и обычаев Старшая группа №3

10: 05-10:30 Изучение русских народных традиций и обычаев Старшая группа №9

Четверг 9: 40-10:05 Изучение русских народных традиций и обычаев Старшая группа №9

Пятница 9: 45-10:15 Изучение русских народных традиций и обычаев Подготовительные группы №;, №6

Учебно-методическое обеспечение программы

1. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. – СПб: «ЕДИНСТВО – ПРЕСС», 2004.

2. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по ФГОС : План – программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. и др. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба… Знакомство с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004

4. Календарно обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

5. Н. В. Косарева «Народная культура и традиции», Волгоград, Издательство «Учитель» 2013год

6. В. Ю. Дьяченко, О. П. Власенко «Окружающий мир» Занятия со старшими дошкольниками, Волгоград, Издательство «Учитель» 2008 год.

Публикации по теме:

Дидактические игры, направленные на изучение геометрических фигур детьми дошкольного возрастаДидактические игры, направленные на изучение геометрических фигур детьми дошкольного возраста Геометрические фигуры и их названия лучше изучать с ребенком, в форме дидактических игр. Игры обладают уникальным развивающимся эффектом.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект НОД «Мы–модельеры русского костюма» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Мы – модельеры русского костюма» из цикла «В гостях.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Рабочая программа в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» Рабочая программа 2 группы раннего возраста на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Творческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный годТворческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный год Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Представляю на ваш суд мой творческий отчет по самообразованию в 2016-2017 учебном году. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Изучение традиций и обычаев русского народа детьми старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 октября 2021 в 13:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Изучение традиций и обычаев русского народа детьми старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Кульбит в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД