Марина Кульбит
Рабочая программа «Изучение традиций и обычаев русского народа детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность
1.2 Формы обучения и виды занятий по программе.
1.3 Цели и задачи программы
2. Условия реализации программы
2.1 Методические материалы
3. Планируемые результаты
3.1 Метапредметные результаты.
3.2 Личностные результаты
4. Календарно-учебный график
4.1 Срок освоения программы
4.2 Режим занятий
4.3 Организационная образовательная деятельность
Учебно-методическое обеспечение программы
Приложение
1. Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа „Изучение традиций и обычаев русского народа детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Русские народные традиции и обычаи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Направленность комбинированной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Внимание к русской национальной культуре в последние годы особенно активно проявляется в социально-педагогической среде. Это связанно с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Старинная пословица гласит : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи, традиции. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и в первую очередь, к фольклору.
Фольклор вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В русском фольклоре каким – то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особенное место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного развития детей.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей дошкольного возраста.
Игра – это школа воспитания. Одни игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Учебной базой реализации программы является «МКДОУ «Детский сад «Тюльпан» с. Приютное.
1.1 Актуальность
Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью будет способствовать духовному, нравственному патриотическому воспитанию дошкольников.
1.2 Формы обучения и виды занятий по программе.
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях.
Количество детей в группах – не более 15 человек. Это количество детей является оптимальным для данной программы, так как в ее основе лежат методы и формы индивидуального подхода к личности ребенка.
1.3 Цели и задачи программы
Цель: Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.
Задачи:
• Пробудить интерес к истории и культуре России.
• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
• Способствовать у детей лучших черт русского характера
• Показать красоту русского язык через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
• Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
• Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
• Формировать взаимодействия и сотрудничество учащихся, умение подчиняться правилам игр.
• Уметь решать конфликты
2. Условия реализации программы.
Реализация программы «Родничок» осуществляется в помещении, соответствующем требованием САНПин. Помещение оборудовано мебелью. Имеются промаркированные столы и стулья подобранные с учетом роста детей 5-ти – 6-ти лет.
Размещение учебного оборудования соответствует требованиям и нормам САНПин и правилам техники безопасности работы.
Для качественной реализации занятий имеются мультимедийный комплект: ноутбук с широкоформатным подключением к телевизору, музыкальный центр, доске для демонстрации дидактического, наглядного материалов, книги, пальчиковый театр.
В реализации программы «Родничок», участвует один педагог Кульбит М. В., Педагог имеет педагогическое образование, владеет необходимым объемом знаний об особенностях психофизиологического развития детей дошкольного возраста, навыками организации групповой и парной работы детей, компетенциями в области индивидуального подхода к развитию детей дошкольного возраста; методами дифференцированного обучения, методикой формирования элементарных метапредметных умений (действий контроля, оценки, планирования своей деятельности, игровыми, информационно-коммуникативными и здоровье сберегающими технологиями.
2.1. Методические материалы
Большое внимание отводится беседам с детьми, во время которых педагог не только закрепляет знание, но и формирует у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию беседы.
Основным видом деятельности является игра. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном им мире. Задавая вопросы побуждающие фантазию и творчество детей, педагог незаметно руководит творчеством детей, заставляя его через сказки, художественные произведения, рассказы, небылицы, потешки, поговорки самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.
Большое значение приобретают дидактические игры и упражнения, развивающие мышление, память, речь, внимание, воображение ребят. Они помогают детям не только закрепить полученные ими ранее знания, но и учат общаться друг с другом, быть увереннее.
Различные формы игровой деятельности позволяют ребенку почувствовать себя в различных ситуациях и ролях, что делает возможным на доступном уровне донести до детей суть изучаемого предмета.
У детей старшего дошкольного возраста игра, конечно ведущий вид деятельности, но не единственный. Родственность игровой, продуктивной и познавательной деятельности заключается в том, что все они имеют моделирующий характер по отношению к реальности. Продуктивная деятельность, как не одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата. Продуктивная деятельность закладывает основы трудолюбия у ребенка. Суть познавательной деятельности заключается в активности ребенка направленной на постижение понятия отношений между людьми, понятие добра и зла, семейных отношений.
Обучение по программе «Родничок» построена на использовании образовательных технологий: игровых технологий, информационно-коммуникативных технологий (ИКТ, здоровье- сберегающих технологий, ТРИЗ-технологий.
2.2. Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы «Родничок» подкрепляет педагогические, психологические, организационные условия, определяющие образовательный результат, включает в себя методические разработки занятий, дидактические материалы к занятиям тематическая папка с заданиями, картотека игр.
Процесс обучения выстроен с учетом следующих принципов:
1. Единство обучающих и воспитательных воздействий.
2. Учет возрастных особенностей, предполагающий адекватность содержания поставленным целям и особенностям детского коллектива.
3. Соблюдение требований к организации занятий (наличие четкой, продуманной логики занятий, четкая организация начала занятия, методическое обеспечение занятий необходимыми средствами).
4. Создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе и ситуации успеха для каждого ребенка.
На занятиях активно используются разнообразные формы работы с детьми :
-фронтальные (демонстрация наглядного материала, постановка вопроса, гимнастика для рук, глаз и т. д);
-индивидуальные (работа с отстающими или одаренными детьми);
-групповые (коллектив детей делится на несколько групп с учетом способностей, возраста, темпа работы детей).
3. Планируемые результаты.
В результате обучения по комбинированной общеобразовательной общеразвивающей программе «Родничок» учащиеся достигают результатов в области личностного развития.
Воспитанники должны:
Знать: Уметь: Применять:
Основные праздники народного календаря; заклички, песни, поговорки, пословицы, частушки; историю русского народного костюма, головных уборов. Исполнять русские народные песни, выразительно декламировать; рассказывать о народных праздниках и календарных приметах; играть в народные игры и водить хороводы; работать в коллективе и подчиняться общим правилам. Использовать в активной речи потешки, считалки, загадки; использовать атрибуты русской народной деятельности.
3.1. Метапредметные результаты.
Метапредметными результатами программы «Родничок» является формирование универсальных учебных действий (УУД)
3.2. Личностные результаты.
• Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• Умение выражать свои эмоции;
• Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• Определять и формировать цель деятельности с помощью педагога;
• Проговаривать последовательность действий во время занятия.
4. Календарно-учебный график.
Программа реализуется в течении 9 учебных месяцев.
В 2021-22 уч. году количество учебных недель для реализации аудиторской нагрузки – 35 учебных дней – 178.
В связи с учебным планом и расписанием занятий ООП «От рождения до школы» занятия по программе «Родничок» начинаются 15 сентября 2021г. и заканчиваются 31 мая 2022г.
В период с 01.09.2021г. по 14.09.2021г. проходит комплектование групп, проведение родительских собраний подготовка и участие в выставках, конкурсах.
В 2021-2022г. учебные занятия прерываются на 10 дней с 01.01.2022г. по 10.01.2022г. и праздничные дни: 4 ноября 2021г., 23 февраля, 7-8 марта, 1-2 и 9-10 мая 2022уч. года.
Учебная база реализации программы : социально-педагогической направленности «Родничок» на базе МКДОУ «Детский сад «Тюльпан»
Форма организации деятельности воспитанников– групповая.
Нумерация групп:
1 год обучения: ст. гр. «Колокольчик», ст. гр. «Звезды».
2 год обучения: подг. гр. «Солнышко», подг. гр. «Байир».
4.1. Срок освоения программы.
Комбинированная программа социально-педагогической направленности «Родничок» реализуется в круглогодичном режиме в аудиторной и внеаудиторной форме.
Срок реализации программы - 2 года.
• Первый год обучения (5- 6 лет) 2 раза в неделю по 1 часу (длительность 25 мин., всего 70 ч.
• Второй год обучения (6-7 лет) – 2 раза в неделю по 1 ч. (длительность 30 минут, всего 70 ч.
Между занятиями предусмотрен перерыв 10 минут для отдыха, смены деятельности, проветривания помещений.
В ходе реализации денной программы создаются оптимальные условия для успешного усвоения программы. Плавность, постепенность, повторение закрепление изученного материала обеспечивает прочность полученных знаний.
4.2. Режим занятий
Для групп первого и второго годов обучения - 2 раза в неделю по 1 часу. Занятия проводятся по расписанию в соответствии с учебным планом ООП Н. Е. Вераксы «От рождения до школы».
4.3. Организационная образовательная деятельность
«Изучение русских народных традиций и обычаев»
2021 – 2022 учебный год
День недели Время Содержание деятельности группа
Понедель-
ник В течение дня Изучение русских народных традиций и обычаев Старшие группы №3, №9
Подготовительные группы №4, №6
Вторник 9: 40-10:05 Изучение русских народных традиций и обычаев Старшая группа №3
9: 00-9:30 Изучение русских народных традиций и обычаев Подготовительные группы №4, №6
Среда 9: 40-10:05 Изучение русских народных традиций и обычаев Старшая группа №3
10: 05-10:30 Изучение русских народных традиций и обычаев Старшая группа №9
Четверг 9: 40-10:05 Изучение русских народных традиций и обычаев Старшая группа №9
Пятница 9: 45-10:15 Изучение русских народных традиций и обычаев Подготовительные группы №;, №6
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. – СПб: «ЕДИНСТВО – ПРЕСС», 2004.
2. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по ФГОС : План – программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. и др. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба… Знакомство с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004
4. Календарно обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
5. Н. В. Косарева «Народная культура и традиции», Волгоград, Издательство «Учитель» 2013год
6. В. Ю. Дьяченко, О. П. Власенко «Окружающий мир» Занятия со старшими дошкольниками, Волгоград, Издательство «Учитель» 2008 год.