Елена Семенова
Рабочая программа инструктора по ФК
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
I Целевой раздел 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1 Цель и задачи программы 3
1.1.2 Принципы и подходы к формированию рабочей программы 4
1.1.3. Характеристика возрастных особенностей физического развития детей от 2 до 7 лет 4
1.2. Планируемые результаты освоения Образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ
ОО «Физическое развитие» 8
II Содержательный раздел 8
2.1. Интеграция с другими образовательными областями 9
2.2 Задачи образовательной области «Физическое развитие» с учетом возрастных особенностей обучающихся 10
Публикация «Рабочая программа инструктора по ФК» размещена в разделах
2.3 Проектирование образовательного процесса (образовательная нагрузка)
11
2.4 Структура реализации образовательной деятельности
12
2.5 Организация и формы взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников.
13
III Организационный раздел
14
3.1 Материально-техническое обеспечение рабочей программы 15
3.2 Информационно-методическое обеспечение 15
3.3 Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения Образовательной программы дошкольного образования.
16
Приложение 1. Комплексно-тематическое планирование
ОО «Физическое развитие» с 2 до 7 лет 18
Приложение 2. Методика проведения педагогической диагностики 30
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа (далее Программа) разработана инструктором по физической культуре и предусматривает реализацию задач образовательной области «Физическое развитие» в ходе интеграцией с другими образовательными областями (далее ОО) для групп общеразвивающей направленности:
-младшая группа; дети с 3 до 4 лет; (гр. № 4,№9)
-средние группы, дети с 4 до 5 лет; (гр. №10, № 12)
-старшие группы, дети с 5-6 лет; (гр. № 3, № 8
- подготовительная группа, дети с 6 до 7 лет (гр № 5, № 6).
Данная Программа разработана на основе Образовательной программы
дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения (далее ГБДОУ № 2) Колпинского района
Санкт-Петербурга.
1.1.1 Цель программы : реализация содержания рабочей программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования по физическому развитию воспитанников.
Задачи:
-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечение психической педагогической поддержки семей и повышение их компетентности в вопросах развития и образования охраны и укрепления здоровья детей;
-формирование общей культуры личности детей;
-обеспечение приемственности с начальным, общим образованием;
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства в образовательной области «Физическое развитие».
-обеспечение развитие личности детей дошкольного возраста в различных
видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных,
психологических и физиологических особенностей;
-создать условия развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок
учебной деятельности;
-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения (в спорте, на Олимпийских играх и матчей внутри страны, на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
-сознательности и активности
-наглядности
-систематичности
-постепенности
-последовательности (от простого к сложному)
-индивидуализации
Рабочая программа реализуется на протяжении всего времени
пребывания детей в ГБДОУ и направлена на разностороннее развитие детей
3 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Характеристика возрастных особенностей физического развития детей
от 3 до 4 лет (младшая группа)
Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей. Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности
движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый, частота дыхания
-30 в минуту жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у детей 3-4 лет составляет 400
-500 см. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой
вентиляции легких и к некоторому застою воздуха,
а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические
упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена.
В 3,5 года ребенок умеет бегать, ускоряя и замедляя бег, изменить направление или характер движения, например, перейти от бега к ходьбе по сигналу. Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе и беге, поэтому часто теряют равновесие, падают.
Прыгает с нижней ступеньки (40 см, чередует ноги, поднимаясь по лестнице. Без труда катается на велосипеде, поворачивая на ходу. Может одновременно действовать руками и ногами (хлопать в ладоши и притопывать).
Держит равновесие на одной ноге в течение 2 сек. Шагает, ступая с пятки на носок. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще
недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч.
При этом держит руки так, чтобы их видеть, а локти разводит в стороны. Переносит вес тела с одной ноги на другую для броска.
Общение ребенка становится внеситуативным, ведущим видом деятельности
становится игра. Основное содержание игры – действия с игрушками и предметами-заместителями. Начинают формироваться представления о предмете, при рисовании дети могут использовать цвет. Неплохо ориентируется в своем теле. Развитие мелкой моторики осуществляется через доступные простейшие манипуляции со спортивным инвентарем. К
концу четвертого года дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине,
ориентироваться в пространстве группы.
Характеристика возрастных особенностей физического развития детей
4 –5 лет (средняя группа).
Совершенствуются основные нервные процессы, существенно улучшается их подвижность, уравновешенность, устойчивость. Происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Изменяется форма грудной клетки, завершается процесс ее формирования и окостенения, устанавливается грудной тип дыхания. В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые активнее действуют в обыденной деятельности детей. Это, прежде всего группы мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и т. д.
Относительно мало развиты мелкие мышцы шеи, груди, поясницы, кисти руки, некоторые мышцы и связки позвоночного столба. Одной из основных характеристик физического развития, выступает развитие двигательной сферы ребенка. Движения ребенка могут выражать его эмоциональное состояние, переживания по поводу различных событий.
Характеристика возрастных особенностей физического развития детей
5 –6 лет (старшая группа).
Совершенствуются основные нервные процессы, существенно улучшается их
подвижность, уравновешенность, устойчивость. Происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Изменяется форма грудной клетки, завершается процесс ее формирования и окостенения, устанавливается грудной тип дыхания. В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые активнее действуют в обыденной деятельности детей. Это, прежде всего группы мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и т. д.
Совершенствуются основные нервные процессы, существенно улучшается их
подвижность, уравновешенность, устойчивость. Происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Изменяется форма грудной клетки, завершается процесс ее формирования и окостенения, устанавливается грудной тип дыхания. В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые активнее действуют в обыденной деятельности детей. Это, прежде всего группы мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и т. д.
Относительно мало развиты мелкие мышцы шеи, груди, поясницы, кисти руки, некоторые мышцы и связки позвоночного столба. Одной из основных характеристик физического развития выступает развитие двигательной сферы ребенка. Движения шестилетнего ребенка становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную педагогом, самостоятельно выполнять его указания, определяющие заданный способ. Ребенок обращает внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытается выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у ребенка возникает мысленное представление о движении, его направлении, последовательности его составных частей. Дети учатся постепенно планировать свои практические и игровые действия, стремясь к их результативности. Шестилетний ребенок начинает упражняться в движениях по инициативе, многократно повторять их без напоминаний педагогом, пытаясь освоить то, что не получается. Движения ребенка могут выражать его эмоциональное состояние, переживания по поводу различных событий. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается достаточный опыт и знания о двигательных действиях, при этом ребенок опирается на зрительные, кожные, слуховые ощущения. К концу старшего дошкольного возраста ребенок овладевает практически всеми видами физической активности. Ребенок способен легко ходить, бегать, энергично отталкиваться от опоры. Может легко освоить элементы спортивных игр. Может ориентироваться в пространстве. Также они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходя от медленных к более быстрым движениям по заданию педагога. Ребенок способен осуществлять частичный контроль выполняемых действий, на основе предварительного объяснения упражнения самостоятельно выполнять многие его виды. Также у шестилетнего ребенка появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений.
Характеристика возрастных особенностей физического развития детей
6 -7 лет (подготовительная группа).
Старшие дошкольники обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков и осознанно пользуются ими в своей деятельности. Движения детей приобретают слаженность, уверенность, стремительность, легкость.
Происходит совершенствование приобретенных ранее двигательных качеств и способностей. Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возможностей детей дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные способности (ловкость, гибкость и выносливость.
Организм дошкольников лучше подготовлен к проявлению скорости и гибкости по сравнению с силой и выносливостью. Гибкость к семи годам значительно увеличивается: больше становится амплитуда движений, процессы напряжения и расслабления работающих мышц становятся более слаженными. Высокая подвижность суставов у детей обусловлена эластичностью мышц, сухожилий, связок. Несмотря на то, что старшие дошкольники сильнее младших, их силовые возможности еще весьма ограничены. Отмечается значительный естественный прирост физической работоспособности и выносливости. Выполняет под музыку ОРУ. К семи годам у большинства мальчиков и девочек появляться устойчивое
стремление к участию в совместных подвижных и спортивных играх. Они охотно объединяются по интересам, и длительное время играют, взаимодействуя для достижения цели в соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам игры. С взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.
1.2. Планируемые результаты освоения Образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ ОО «Физическое развитие».
-приобретение двигательного опыта
-развитие физических качеств: гибкость, ловкость, меткость, сила, координация движений, равновесие
-выполнение О. Р. У. способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы, мелкой и крупной моторики обеих рук;
-выполнение основных видов движений: ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в стороны;
-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
-становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
II Содержательный раздел
2.1. Интеграция с другими образовательными областями.
Образовательная область Задачи
3-7 лет
Социально-коммуникативное развитие -Развитие общение и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, становление самостоятельности во время соревнований, подвижных игр, спортивных игр.
-Формирование основ безопасного поведения в быту в т. ч (играх на занятиях, природе.
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
Речевое развитие -владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Художественно-эстетическое развитие - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального) : ОРУ под музыку, музыкально-ритмические композиции (МРК) с предметами и без предметов, музыкально-подвижные игры); реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в музыкально-подвижных игр.
Познавательное развитие -развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
2.2 Задачи образовательной области «Физическое развитие» с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Задачи ОО «Физическое развитие» для детей от 3 до 4 лет.
• Ходить и бегать в колонне по одному, используя разные виды ходьбы и бега;
• Уметь выполнять разные виды прыжков: на месте, с продвижением, через предметы, высотой 20 см, спрыгивать со скамейки за руку взрослого.
• Выполнять броски мяча на дальность, прокатывать мяч в парах, в воротики.
• Активно участвовать в подвижных играх со словами;
Задачи ОО «Физическое развитие» для детей от 4 до 5 лет.
• Ходить и бегать в колонне по одному, используя разные виды ходьбы и бега; менять направление движение, реагировать на сигнал;
• Уметь выполнять разные виды прыжков: на месте, с продвижением, через предметы, высотой 25-30 см, спрыгивать со скамейки; в длину с места, в высоту с места;
• Активно участвовать в подвижных играх со словами; быть водящими;
• Метать разными способами на дальность, в цель; играть в мяч в парах;
• развивать физические качества;
• иметь представление о видах спорта;
Задачи ОО «Физическое развитие» для детей от 5 до7 лет.
• Ходить и бегать в колонне по одному, используя разные виды ходьбы и бега; менять направление движение, реагировать на сигнал;
• Уметь выполнять разные виды прыжков: на месте, с продвижением, через предметы, высотой 50 см, спрыгивать со скамейки; в длину с места, в длину с разбега, в высоту с места, в высоту с разбега;
• Выполнять задания на скамейке,
• Лазить по гимнастической стенке с переходом на пролёт;
• Выполнять задания с мячом из «Школы мяча»;
• Играть в волейбол, баскетбол, футбол, хоккей;
• Осваивать элементы настольного тенниса;
• Кататься на лыжах;
• Выполнять построения, перестроения; уметь рассчитываться на 1 и 2;
• Активно участвовать в подвижных играх со словами; быть водящими;
• Осознанно выполнять ОРУ с предметами;
• Развивать скоростно-силовые качества в эстафетах;
• Проявлять творчество в придумывании ОРУ под музыку;
• Метать мяч разными способами, на дальность, в цель;
• развивать физические качества;
• иметь представление о видах спорта, об Олимпийском движении, о ЗОЖ;
2.3 Проектирование образовательного процесса
(образовательная нагрузка)
Группы Продолжительность одного занятия по физическому развитию
(минуты) Количество образовательных занятий по физическому развитию
в неделю
(кол-во раз)
Младшие группы «Ладушки» «Звездочки» 15 2
Средние группы: «Семицветики», «Радуга» 20 2
Старшие группы «Смешарики», «Почемучки». 25 3
Подготовительные группы
«Солнышко», «Непоседы», 30 3
2.4 Структура реализации образовательной деятельности.
Совместная деятельность педагога с детьми осуществляется:
-в младшем и старшем дошкольном возрасте - 2 раза в физкультурном зале, 1 раз - на улице (в младшей и средней группах – подвижные игры на улице с воспитателем.
Старшая группа: Школа мяча-1 раз в месяц.
Подготовительная группа – волейбол-1 раз в месяц.
Спортивные праздники- 2 раза в год - зимний спортивный и летний спортивный.
Для самостоятельной деятельности детей в каждой группе оборудован центр двигательной активности. Атрибуты подобраны согласно возрасту. На прогулке выносится спортивный инвентарь для подвижных и спортивных игр.
Физкультурное занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть.
Обеспечивает организацию детей, активизацию внимания, подготовку
организма к выполнению более сложных упражнений. В первой части занятия
предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задания. Для нее подбираются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, построении, перестроении, несложные игровые задания.
2. Основная часть
Она состоит из общеразвивающих упражнений с образовательной и развивающей динамикой на все группы мышц, подвижности позвоночника,
основных видов движений (метание, лазание, прыжки и т. д.) (далее – ОВД)
3. Заключительная часть
Подвижная игра. Релаксация: обеспечения перехода от интенсивных движений к спокойным, что приводит работу органов и систем в первоначальное состояние.
Используются упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, хороводные игры, дидактические игры по лексическим темам; релаксационные и дыхательные упражнения.
III Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
Физкультурный зал
Мебель:
Шкаф для пособий и атрибутов-1
Полка для инвентаря и атрибутов – 3 шт
Стол педагога - 1
Стул педагога - 1
Физкультурное оборудование
Батут-2 шт
Гимнастическая стенка-2 пролёта
Мат гимнастический-4
Мягкий модуль «Игровая дорожка» 1
Сетка волейбольная-1
Скамейка гимнастическая- 3 шт.
Стойка для прыжков-2
Тренажерная система ТИСА
Технические средства:
Музыкальный центр-1
Музыкальное обеспечение:
CD-диски с записями детских песен и танцев
Флэш накопители с музыкальным детским материалом
Спортивный инвентарь и атрибуты: мячи разных размеров по количеству детей, кегли, ленты, султанчики, обручи разных размеров (по 20 штук); мячи баскетбольные, (10 штук,футбольные(7 штук, гантели (20 штук, кубики (20 штук).
Тренажеры:
Тренажер «Наездник»
Тренажер силовой
Диски здоровья – 6 шт.
Степ-платформы – 10 шт.
Фитбол мячи –10 шт.
3.2 Информационно-методическое обеспечение
1. Алемский Г. А. Коррекция нарушения осанки у школьников. Спб: Детство-пресс,200
2. Безруких М. М. Здоровьеформирующее физическое развитие. М. : Владос,2001.
3. Борисова М. М Малодвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
4. Гаврилова В. В. - Занимательная физкультура для детей 4 — 7 лет. - Волгоград: Учитель, 2009
5. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Занятия физической культурой в ДОУ. М. : Знание, 2005
6. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. – М. :ТЦ Сфера, 2002.
7. Ермак Н. Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2004.
8. Ишинбаева Т. К. «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование, конспекты занятий.»; издательство «Учитель». Волгоград, 2011 год.
9. О. В. Музыка. «Физкультурно-оздоровительная работа. Комплексное планирование, издательство «Учитель», Волгоград, 2011год.
10 Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3 лет. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009
11 И. М. Сучкова, Е. А. Мартынова, Н. А. Давыдова «Физическое развитие детей 2- 7 лет»;
12. Сулим Е. В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2014.
3.3 Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения Образовательной программы дошкольного образования.
Объект
педагогической диагностики (мониторинга) Формы и методы педагогической диагностики Периодичность проведения педагогической диагностики Длительность проведения педагогической диагностики Сроки проведения педагогической диагностики
Группы
Младшего и среднего возраста Тестовые
игровые задания
-подвижные игры
2 раза в год
2 недели
Сентябрь
Май
Группа старшего дошкольного возраста Тесты
Спортивные игры
Подвижные игры
-эстафеты
2 раза в год
2 недели
Сентябрь
Май
Педагогическая диагностика
1. Для педагогической диагностики усвоения ОО «Физическое развитие» для детей с 3 до 5 лет используется метод наблюдения; результаты наблюдения заносятся в протокол
2. С 5 до 7 лет – использую игры, упражнения, тесты на освоение ОО.
Тестовые задания для педагогической диагностики.
(старший возраст)
1. Бег 30 метров с высокого старта (с);
2. Бег на выносливость 750 метров (м);
3. Прыжки в длину с места (см);
4. Прыжки в длину с разбега (см)
5. Прыжки в высоту с места (см)
6. Метание мяча весом 1 кг. - на дальность,стоя из-за головы (м);
7. Метание теннисного мяча на дальность (м);
8. Прыжки через скакалку (количество раз)
Ориентировочные показатели физической подготовленности
детей 5-6 лет.
(по М. А. Руновой, 2000 г)
Наименование
показателя Пол Показатели
Бег 30 м (с) М 8.0-6.5
Д 8.1-6.5
Бег на выносливость (м) М 750-1500
Д 750-1500
Прыжки в длину с места (см) М 100-150
Д 90-140
Прыжки в длину с разбега (см) М 130-180
Д 130-170
Прыжки в высоту с места (см) М 25-35
Д 30-35
Прыжки через скакалку
(кол-во) М 3-7
Д 4-8
Метание набивного мяча 1кг (м) М 1.80-3
Д