оксана панасенко
Рабочая программа «Хозяюшка» в старшей и подготовительной группах
Рабочая программа в старшей и подготовительной группах
Приобщение ребёнка к миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало с древних времён. Во все времена матери и отцы учили, учат и будут учить своих детей, что, на их взгляд, пригодится им в жизни и что они знают и умеют сами. Если же говорить об этой проблеме приобщения детей к социальной действительности, к её целям, содержанию, методам – менялось на протяжении большого отрезка времени.
Кружковая работа в детском саду является одним из направлений индивидуализации, дифференциации обучения дошкольников.
Публикация «Рабочая программа „Хозяюшка“ в старшей и подготовительной группах» размещена в разделах
Поэтому, работая с детьми, наблюдая за обыгрыванием какого-то определённого сюжета в центрах активности я заметила, что девочки моей группы очень заинтересованы сюжетно-ролевой игрой «Семья». Пообщавшись с родителями девочек, я выяснила, что их привлекает, как мама готовит, моет посуду, как бабушка печёт пирожки и т. д. Исходя из своих наблюдений, наблюдений родителей, я предложила девочкам организовать кружок «Хозяюшки», на что девочки с удовольствием согласились. Совместно подошли к выбору тематики занятий. На кружке мы не только готовим и украшаем блюда, но и учимся правилам этикета. Учимся украшать стол к различным праздникам, узнаём об истории появления предметов, продуктов, знакомимся с новыми «кулинарными» словами, хозяйственно – бытовыми предметами, безопасностью при работе с электроприборами.
Вся деятельность проходит в разнообразных игровых формах: «посиделки», занятие-сказка, поисковые, ролевые игры и т. д. , с героями : это и маленькая хозяюшка, Лунтик, Незнайка, Карлсон и многие другие.
Я стараюсь на каждом занятии обеспечить подбор вариативных заданий по одной теме, то есть разнообразить содержание при общей цели, например: при приготовлении салата каждый ребёнок может проявить свои индивидуальные способности, добавив какую-то изюминку в украшении: из майонеза нарисовать глазки и ротик, а из веточки петрушки сделать волосы.
Мы учимся складывать салфетки, начиная с самых простых образцов.
Всё то, что мы готовим, делаем в кружке в детском саду, девочки повторяют для своей семьи. Тем самым они закрепляют приобретённые умения и навыки.
В старшем дошкольном возрасте возникает потребность в утверждении личности ребёнка в коллективе. Дети склонны действовать «напоказ», соперничать между собой. Поэтому, девочки с удовольствием и достоинством рассказывают и защищают свои кулинарные, дизайнерские идеи, способности, тем самым развивая индивидуальные, коммуникативные навыки.
Считаю, что такая организация дифференцированного обучения в форме клуба «Хозяюшка» представляет собой интересную современную модель работы по раскрытию индивидуальности, творчеству каждого ребёнка.
Целью этого кружка является:
1. Поддержание и развитие у детей интереса к труду взрослых.
2. Научить детей обслуживать себя самостоятельно в приготовлении несложных блюд.
3. Помочь детям в изучении электробытовой техники.
Задачи «Хозяюшки»
1. Помочь детям почувствовать и осознать себя умелыми, способными, значимыми, активными созидателями «семейной жизни».
2. Формирование потребности в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи.
3. Формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность.
4. Формирование навыков адаптивности, через систему педагогического воздействия, выстраиваемую на основе проблем и противоречий.
Принципы или непременные условия организации каждого занятия «Хозяюшка»
1. Взаимоотношение педагога и детей основываются на гуманном сотрудничестве и поддержке, носят личностно-орентированный характер.
2. Организация занятий «Хозяюшка» строится с учетом разновозрастного комплектования групп - «семей».
3. Содержание занятий подбираются, прежде всего, с учетом реальных жизненных событий «семьи», обеспечиваются их практическая направленность.
4. Организация образовательного процесса строится с учетом физиологического и психологического возраста ребенка.
5. Планирования и организация учебно-воспитательного процесса осуществляется на диагностической основе.
6. Дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной теме, то есть разнообразием содержания при общей цели.
7. Занятия «Хозяюшки» направленно на комплексную реализацию тематических блоков, планов работы «семьи».
8. Каждое занятии «Хозяюшки» реализуют основные психологические потребности ребенка и обеспечивает успешную деятельность всех детей.
9. Ведущие формы и методы организации занятий: игра, диалектическая сказка, проблемно-деловые ситуации, конкурсы-соревнования, практическая деятельность детей, коллективно-творческие дела.
10. В содержании каждого занятия включается материал по формированию у детей навыков личной безопасности.
Вся деятельность «Хозяюшки» направлена на работу в «семье».
Работа «Хозяюшки» строится по трем основным блокам.
1. Формирование элементарных кулинарных навыков и навыков самообслуживания в организации питания - «Царство маленьких поварят».
2. Формирование навыков ручной умелости и бытового самообслуживания - «Чудесные ручки».
3. Формирование навыков создания комфортно-бытовых условий с использованием элементов домашнего дизайна - «Уютный дом».
Структура организаций занятий «Хозяюшки»
1. В каждой группе - «семье» проводится два тематических занятия в неделю по 30 минут: одно в первую половину, другое во вторую.
2. В каждое занятие включает в себя несколько компонентов:
а) содержание блока в соответствии с тематикой;
б) сопутствующее содержание из двух других блоков в соответствии с темой;
в) Выход с результатами практической деятельности на события жизни «семье».
Перспективный план «Маленькие хозяюшки».
I Тема: Знакомство с хозяйственно-бытовыми предметами.
Задачи: Безопасность при работе с режущими предметами.
Форма: Поисковая игра «Друзья - враги».
II Тема: приготовление осенних салатов и их украшение.
Задачи: Показать детям возможность приготовления различных блюд самостоятельно, соединение овощных компонентов салатах - фантазия.
Форма: Занятие - сказка «Подарки осени».
III Тема: «Чай - здоровье» (целебные свойства).
Задачи: Сервировка чайного стола, заваривание различного вида чая. Разговор о целебных свойствах чая.
Форма: «Диалог за чайным столом».
IV Тема: Осень - припасиха (бабушкины рецепты).
Задачи: Показать детям возможность приготовления различных солений на зиму. Засолка капусты самостоятельно.
Форма: Театр миниатюр. «Волшебство на грядке».
V Тема: Что такое винегрет?
Задачи: Показать детям возможность приготовления различных блюд из вареных самостоятельных овощей конкретно приготовление винегрета - фантазия.
Форма: Занятие - сказка «Диалог овощей».
VI Тема: «Осень».
Задачи: Дать детям возможность проявить свое творчество и показать свое умелость приготовить салат и украсить его.
Форма: Конкурс «Маленькие хозяюшки».
«Путешествие чудесных ручек».
I Тема: «История колющихся предметов».
Задачи: Раскрыть вместе с детьми очень важные секреты принцессы - иголочки, королевы - спицы, графа - ножниц, и т. д.
Форма: Занятие - сказка «Путешествие в королевство принцессы - иголочки».
II Тема: «История колющихся предметов».
Задачи: Научить детей работать с нитью, делать красивые узоры, сюжетные картинки. Развивать эстетический вкус, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Форма: Ролевая игра. «Украсим комнату для наших кукол».
III Тема: «Учимся шить» ( ручные швы: «вперед иголку», «через край», «за иголку», «строчка», делаем узелки и т. д.)
Задачи: Формировать навыки работы с иголкой. Воспитывать бережное отношение к иголки (взял - убери на место). Закрепить безопасное обращение с иголкой.
Форма: «Экскурсия на фабрику».
IV Тема: «Уроки вышивания» (виды вышивки, подбор рисунка, вышиваем носовой платочек).
Задачи: Научить элементарным навыком вышивания. Воспитывать усидчивость, самостоятельность при постановки цели.
Форма: «Посиделки».
V Тема: «История оторванной пуговицы» (секреты пуговиц, учимся пришивать, делаем узор из пуговиц или мозаику).
Задачи: Воспитывать аккуратность умения замечать неполадки в одежде и вовремя и самостоятельно их устранять.
Форма: «Занятие - сказка о неряхе».
VI Тема: «Что такое лоскутки» (составление узора, лоскутная мозаика, для наряда кукол).
Задачи: Познакомить с лоскутной техникой (со свойствами тканей и ниток). Научить составлять картинку из цветных лоскутков.
Форма: «В гостях у рукодельницы».
VII Тема: «Сказка о стране вязания» (знакомство с предметами вязания, с видами вязания, учимся набирать петли и т. д.)
Задачи: Расширить знания детей о свойствах ниток. Познакомить с предметами для вязания. Воспитывать усидчивость, развивать интерес к работе, сделанной самостоятельно.
Форма: «Диалог с бабушкой рукодельницей».
VIII Тема: «Игрушка своими руками».
Задачи: Закрепить все полученные знания работы с иголкой и тканями и др. предметами рукоделия. Развивать творческую фантазию в создании игрушки и её украшения.
Форма: Игра «Магазин игрушек».
IX Тема: «Чудеса своими руками».
Задачи: Создать условия для детей, проявляя свои творческие способности и умения.
Форма: Выставка.
«Путешествие в царстве маленьких поварят»
I Тема: «Безопасность при работе с электроприборами» (знакомство с электроплитой, вафельницей, холодильником и т. д.)
Задачи: Научить безопасности работе с электроприборами.
Форма: Поисковая игра «Друзья - враги».
II Тема: «Встреча масленицы»(Печем блины)
Задачи: Показать детям возможность приготовления блинов. Расширить знания о празднике «Масленица».
Форма: Встреча праздника «Масленицы».
III Тема: «Зиму провожаем - весну встречаем» (печем печенье).
IV Тема: «Волшебный порошок» (дрожжи) (готовим дрожжевое тесто, печем пироги, делаем начинку).
Задачи: Расширить знания детей о том, что тесто бывает дрожжевое.
Форма: Игра «В гостях у бабушки».
V Тема: «Угощаем друга чаем».
Задачи: Расширить знания детей об этике гостеприимства.
Форма: «Диалог за чашкой чая».
VI Тема: «Чудеса из теста» (придумываем печенье, составляем рецепты и т. д.).
Задачи: Показать детям возможность приготовления различной выпечки из теста.
Форма: Театр миниатюр «Живое тесто».
VII Тема: «Чудесный праздник - женский день» (мальчики – засучите рукава, готовим сладкий сюрприз для девочек)
VIII Тема: «Вечер сладкоежек».
Задачи: Воспитывать аккуратность в работе. Продолжать работу по придумыванию необычного сладкого блюда. Развивать фантазию.
Форма: «Конкурс необычного сладкого блюда».
Техника безопасности в кружке «Хозяюшка».
• Надеть фартук и косынку.
• Убрать волосы под косынку.
• Ножи должны иметь тупые, округленные концы.
• Следить за тем, чтоб нож не падал на пол.
• Не подносить нож к лицу, не играть им.
• Использовать нож по назначению.
• Не отвлекаться во время работы с ножом.
• После окончания работы прибрать рабочее место, вымыть руки.
• Не включать электроприборы без взрослого.
• Не пробовать на вкус продукты без разрешения взрослого.
Методические приё мы:
1. Беседа;
2. Дидактическая игра;
3. Словесные игры;
4. Исследовательская деятельность;
5. Рассматривание картин, предметов, электроприборов;
6. Чтение познавательной литературы.
7. Практическая деятельность.
Литература:
1. Энциклопедия «Всё обо всём».
2. Энциклопедия для маленьких принцесс. Санкт – Петербург. Диамант 2002 г.
3. Домоводство.
4. Рецепты печенья.
5. «Ознакомление дошкольников с секретами кухни» О. В. Дыбина «Сфера» М. 2003 г.