Ольга Малышевская
Рабочая программа группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Структура и содержание рабочей программы:
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Основные характеристики воспитанников группы
1.3. Цель программы
1.4. Задачи программы
1.5. Принципы и подходы к формированию программы
1.6. Целевые ориентиры
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Календарно-тематическое планирование
2.2. Формы взаимодействие с родителями
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Структура реализации образовательного процесса
3.2. Формы образовательной деятельности
3.3. Методическое обеспечение образовательного процесса
Публикация «Рабочая программа группы раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
3.4. Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа (далее Программа) разработана для детей 2 ясельной группы (с 2,5 до 3 лет). Цель Программы - обеспечение планирования деятельности педагога с детьми в 1 младшей группе, создание оптимальных условий для достижения целевых ориентиров и качественного управления образовательным процессом.
Программа составлена с учетом требований нормативно-правовых документов:
• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ от 29.12.2012 (ст. 10, 11).
• Приказ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 г.
• Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г.
• СанПин 2.4.1. 3049-13 от 30.07.2013 г. Рабочая программа разработана с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 года № 2/15).
Ведущие цели ПООП – Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: • патриотизм; • активная жизненная позиция; • творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; • уважение к традиционным ценностям.
1.2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
1.3. Цель программы.
Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, обеспечение равных стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
1.4. Задачи программы.
Данная программа направлена на: -формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности; -сохранения уникальности и само ценности дошкольного детства как важного периода жизни человека; -равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса; -равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; -формирования социокультурной среды дошкольного детства, объединяющей семью, в которой ребенок приобретает свой главный опыт жизни и деятельности, и все институты вне семейного образования в целях разностороннего и полноценного развития детей; -развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; -преемственности дошкольного и начального уровней общего образования.
1.5. Принципы и подходы к формированию программы.
Планирование образовательной деятельности с детьми 3-го года жизни основывается на следующих научно обоснованных подходах: - соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости ; - соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; - строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; - допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; - строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.6. Целевые ориентиры.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Целевые ориентиры в раннем возрасте к трем годам ребенок: -интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий; – проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им, взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями; - владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек; - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; - любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.) у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). - с удовольствием двигается - ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.). -в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения, проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, владеет простейшими навыками самообслуживания; Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников, являются ориентирами для: 1. Построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации решения задач: - формирования Программы, - анализа профессиональной деятельности, - взаимодействия с семьями. 2. Изучения характеристик образования детей в возрасте от 1 года до 3 лет; 3. Информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Комплексно-тематическое планирование ясельная группа.
Месяц Неделя Тема Содержание работы
Сентябрь
1 - 4 Период адаптации Мероприятия связанные со скорейшим привыканием ребенка к детскому саду
Октябрь
1 Мы пришли в детский сад Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить детей с воспитателями, с детским садом, друг с другом.
2 Наши игрушки Формировать умение играть рядом, не мешая друг другу. Развивать интерес к игровым действиям, умение играть вместе. Формировать начальные навыки ролевого поведения.
3 Наша группа Познакомить детей с помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, горшок, полотенце и пр.
4 Овощи Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах.
Ноябрь
1 Фрукты, сад Расширять знания об урожае, о некоторых фруктах.
2 Ягоды Расширять знание о ягодах
3 Одежда Расширять представления детей об одежде и обуви (сезонная смена одежды, ее разнообразие)
4 Осень Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежда людей, изменения на участке детского сада)
Декабрь
1 Посуда Закреплять знание детей о посуде, ее назначении и использовании.
2 Домашние животные и их детеныши Познакомить детей с домашними животными и их детенышами. Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида
3 Домашние птицы Познакомить детей с домашними птицами и их особенностями.
4 Новый год Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада). Формировать представления о Новом годе, как о веселом и добром празднике.
Январь
1 Рождественские каникулы
2 Зимние забавы Расширять представления о зиме, о безопасном поведении зимой (катание на санках, на коньках, лыжах)
3 Дикие животные Познакомить детей с разнообразием диких животных. Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида
4 Зимующие птицы Познакомить детей с зимующими птицами. Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида.
Февраль
1 Рыбы Расширять знания детей о рыбах. Научить различать некоторые виды рыб.
2 Мебель Закреплять знания об удобствах в быту, расширять знания о мебели.
3 Транспорт Познакомить детей с разнообразием транспортных средств, с основными его частями, знакомить с элементарными правилами дорожного движения.
4 Туалетные принадлежности Формировать представления о предметах личной гигиены. Умение пользоваться ими.
Март
1 Мама - солнышко мое Воспитывать чувство любви и уважения к женщине, желания помогать ей и заботиться
2 Безопасность и здоровье Формировать элементарные представления о безопасности в быту. Знакомство с правилами дорожного движения.
3 Комнатные растения Формировать представления о некоторых комнатных растениях
4 Разные материалы (тонет не тонет) Познакомить детей со свойствами предметов и их особенностями (камень, дерево, пластмасса, резина)
Апрель
1 Разные материалы (какая разная бумага) Познакомить детей с разными видами бумаги и ее свойствами (картон, цветная бумага и т. д.). Побуждать сравнивать ее.
2 Цвет и форма (группировка однородных и разнородных) Формировать умение группировать однородные и разнородные предметы, закрепить название некоторых геометрических форм.
3 Цвет и форма (большие и маленькие) Формировать умение различать величину предметов и соотносить предметы по цвету.
4 Наступила весна Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке М детского сада)
май
1 Праздник Формировать представления о праздниках
2 Цветы Познакомить детей с некоторыми цветами, их строением.
3 Скоро лето Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада)
4 Вот какие мы большие Повторение пройденного материала.
2.2. Формы взаимодействия с родителями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Модель организации образовательного процесса
Перечень основных видов организованной образовательной деятельности (при работе по пятидневной неделе) для детей 2-3 лет
Виды организованной деятельности Кол-во
Познавательное развитие
математика 0,5
сенсорика 0,5
конструирование 1
Речевое развитие основы грамоты, чтение худ. литературы
Основы грамоты 1
Чтение худ. литературы 1
художественно-эстетическое развитие
рисование 1
лепка 0,5
художественное конструирование 0,5
музыка 2
Физическое развитие 2
Общее количество 10
Непосредственно-образовательная деятельность в ясельной группе на 2020 -2021 учебный год
Расписание
3.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы» - 3-е изд., испр. и доп. – Изд-во М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
2. О. Э. Литвинова «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста», Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2016.
3. И. А. Поморева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», Москва, «Мозаика-Синтез» 2016.
4. Е. Е. Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2013.
5. Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников», Москва, «Мозаика-Синтез» 2016.
6. В. В. Гербова «Развитие речь в детском саду», Москва, «МозаикаСинтез» 2016.
3.4. Организация предметно-пространственной среды.
Технические средства обучения.
Таблица
Наглядные пособия (плакаты, муляжи). Плакаты (фрукты, овощи). Картотека (транспорт, времена года, ягоды, зимние забавы, одежда, мебель, посуда). Муляжи (овощи, фрукты, продукты питания, одежда и обувь для кукол, кукольная мебель, транспорт, дома, домашние животные и птицы, дикие звери, обитатели жарких стран, насекомые) Оборудование (раздаточное, демонстрационное) Разрезные картинки (домашние животные, овощи, фрукты, ягоды, дома, транспорт, насекомые); пазлы из 2-х, 4-х частей (деревья, транспорт, домашние животные
таблица