Гвоздовская Марина Валериевна
Рабочая программа дополнительного образования «Загадочный космос» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
«Человечество не останется вечно на земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство».
К. Циолковский.
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта не совсем актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о Космосе.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Загадочный космос“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
После беседы с детьми, мы выявили поверхностные знания о Космосе, о Солнечной системе, дети называли 1-2 планеты, некоторые не знают имени первого космонавта, слабо представляют, чем люди занимаются в Космосе. Именно это побудило нас разработать рабочую программу «Загадочный космос».
Данная разработка направлена на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о космическом пространстве, Солнечной системе, понятиях «космос», «звезды», «планеты», «кометы», «спутники», освоение Космоса людьми. Воспитание чувства гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
В основе кружковой работы лежит стремление дошкольников к познанию, к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Цель: – формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса; рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд, Солнце – это самая близкая к Земле звезда; уточнить представления о планетах.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле; познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Для организации и проведения кружковой работы необходимо создать в группе необходимые условия по построению предметно - развивающей среды, особое значение в обучении отводится игровым методам, беседам, чтение художественной литературы, а также посредством аппликации, лепки и рисования.
Занятия длительностью не более 25 минут, проводятся один раз в неделю, в пятницу во второй половине дня 15.30. По плану 28 занятий в год.
2. Содержание рабочей программы
Комплексно-тематическое планирование
Месяц Тема Совместная деятельность воспитателя и детей:
Сентябрь Подбор методической литературы, её изучение. Планирование занятий на учебный год. Диагностика (выявить уровень знаний детей)
Октябрь 1.«Первые попытки покорения космоса»
Цель: - в доступной форме объяснить детям этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса. Беседа по теме: познакомить детей с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К. Циолковским, С. Королевым;
2.«Что такое Вселенная»
Цель: - Пробуждать интерес к познанию окружающего мира. Объяснить, что собой представляет Вселенная.
Раскрыть понятие – Галактика Просмотр видеоролика по теме.
Беседа с детьми о том, что Космос является частью Вселенной.
И. «Кто знает, тот отвечает».
3.«Звезда по имени Солнце»
Цель: Сформировать представления детей о Солнце, как ближайшей к Земле звезде. Раскрыть роль и значение Солнца. Видеоролик о солнце
Беседа по теме. Загадки
Чтение стихотворения Т. Гетте «Проснулось как- то солнышко».
4.«Солнце-источник света»
Цель: Закреплять представления детей о Солнце, как о звезде. Расширить знания о том, как происходит смена дня и ночи.
Загадки.
Чтение и пересказ произведения К. И. Чуковского «Краденое Солнце»
Ноябрь 1. «Солнечная семья»
Цель: Дать представление о солнечной системе, количестве известных планет, вращающихся вокруг Солнца. Просмотр мультфильма о солнечной системе.
Беседа о восьми крупных небесных телах, которым присвоен статус планеты.
2. «Меркурий»
Цель: Познакомить детей с первой по удаленности от Солнца планетой. Особенности внешнего вида и строения, история названия. Рассматривание иллюстрации данной планеты.
Рассказ воспитателя об особенностях планеты.
Чтение стихотворения «Меркурий».
Закрашивание планеты двумя цветами (желтым и фиолетовым).
3. «Венера»
Цель: Познакомить детей со второй по удаленности от Солнца планетой. Особенности внешнего вида и строения, история названия. Рассматривание иллюстрации данной планеты.
Рассказ воспитателя об особенностях планеты.
Закрашивание планеты розовым цветом.
4. «Есть ли жизнь на Марсе?»
Цель: Познакомить детей с четвертой по удаленности от Солнца планетой. Особенности внешнего вида и строения, история названия. Рассматривание иллюстрации данной планеты.
Рассказ воспитателя об особенностях планеты.
Игра- путешествие.
Декабрь 1. «Юпитер - гигант из гигантов»
Цель: Познакомить детей с пятой по удаленности от Солнца планетой-гигантом. Особенности внешнего вида и строения, история названия. Рассказ воспитателя об особенностях планеты.
Рассматривание картинок о планете- гиганте.
Беседа по теме.
2. «Сатурн»
Цель: Познакомить детей с шестой по удаленности от Солнца планетой-гигантом. Особенности внешнего вида и строения, история названия. Рассказать о знаменитых кольцах Сатурна. Рассматривание иллюстрации данной планеты.
Рассказ воспитателя об особенностях планеты.
3. «Уран»
Цель: Познакомить детей с седьмой по удаленности от Солнца планетой-гигантом. Особенности внешнего вида и строения, история названия. Обратить внимание на угол наклона оси и вращение Урана. Рассматривание иллюстрации данной планеты.
Рассказ воспитателя об особенностях планеты.
Раскрашивание планеты светло- голубым цветом.
4. «Нептун»
Цель: Познакомить детей с восьмой по удаленности от Солнца планетой-гигантом. Особенности внешнего вида и строения, история названия. Рассматривание картинок.
И. «Назови знакомые планеты».
«Веселые планеты» (обвести по точкам и раскрасить)
Январь 1. «Земля - наш дом родной»
Цель: Познакомить детей с третьей по удаленности от Солнца планетой, на которой мы живем. Формировать представления детей об уникальности нашей планеты, условиях, которые сделали возможным возникновение на ней жизни: удаленность от солнца, наличие атмосферы, воды.
Чтение О. Чусовитина «Земля-шар»
П/ игра: «Планеты по местам».
Прослушивание песни «Земля наш общий дом»
2. Рисование «Моя голубая планета».
Цель: Создать условия для творчества детей. Развивать интерес, любовь к окружающему миру.
Рассматривание глобуса.
Творческая деятельность детей.
3. Рисование «Планеты Солнечной системы».
Цель: Обобщить представления о космосе. Создать условия для рисования планет. Вспомнить и назвать все планеты Солнечной системы.
Свободное творчество детей.
4. «Луна — наш верный друг»
Цель: Рассказать о естественном спутнике Земли — Луне, что она всегда повернута к нашей планете лишь одной стороной, что лишена атмосферы.
Рассматривание иллюстрации по теме.
Отгадывание загадок.
Февраль 1. «Почему луна бывает месяцем?»
Цель: Обратить внимание детей, на меняющуюся форму луны, рассказать о причинах смены фаз луны, их периодичности.
Просмотр мультфильма о луне.
Беседа
2.«Тайны звездного неба»
Цель: расширять представления детей о космосе, развивать познавательную активность. Беседа с детьми о звёздах и созвездиях.
Опыт: звезды светят постоянно.
Чтение о большой и малой медведице.
3. Рисование «Звездное небо»
Цель: Закреплять знания детей о космосе, совершенствовать умения и навыки в экспериментировании с изобразительным материалом.
Рассматривание иллюстраций по теме.
Творчество детей.
4. «Хвостатая комета»
Цель: Рассказать о происхождении, внешнем виде и строении комет (голова-ядро и хвост из газа и пыли). Рассматривание картинок.
Чтение стихотворения.
Изображение кометы.
Март
1. Аппликация «Телескоп»
Цель: Раскрыть понятие прибора - телескоп. Создать условия для познавательной аппликации. Рассматривание картинок, с изображением прибора.
Творческая деятельность детей.
2. Заучивание стихотворения «По порядку все планеты».
Цель: Расширить представления о последовательности планет, через речевое развитие. Игра «Планеты по порядку»
Заучивание стихотворения.
3. Лепка «Инопланетянин»
Цель: Развивать фантазию, творческие способности, умения передавать придуманный образ через пластилин. Слушанье инопланетной музыки.
Работа с пластилином.
4. «Герои космоса»
Цель: Продолжить знакомство с советскими космонавтами (первая женщина-космонавт; первый человек, вышедший в открытый космос). Расширить представления о космических полетах. Беседа по теме. Просмотр видеоролика.
С. Р. И «Космодром», «Юные исследователи космоса».
Чтение стихотворения А. Шмыгина
«Космонавты»
Апрель 1. «Жизнь космонавтов в космосе»
Цель: Познакомить детей с профессией космонавт, астроном. Расширить знания о о подготовке к полёту, одежде, питании космонавтов.
Просмотр видеоролика о жизни космонавтов на космической станции.
игра: «Мы космонавты»
2. «Первый космонавт»
Цель: Уточнить знания о первооткрывателе космоса — Юрии Гагарине. Расширить знания о первом полете человека в космос, воспитывать чувство патриотизма, гордости за своих соотечественников.
Рассматривание фотографий Юрия Гагарина.
Чтение рассказа «Первый космонавт»
3. Лепка «Наш космический корабль»
Цель: Побудить детей к лепке, предварительно разобрав строение космического корабля, его управление, необходимые детали. Развивать воображение.
Просмотр видеоролика о космических кораблях.
Свободная лепка детей.
4. «Ракета»
Цель: Закреплять представления детей о космосе. Вызвать интерес к конструированию корабля из бумаги; развивать мелкую моторику рук. Рассматривание различных ракет.
Творческая работа с бумагой.
Май 1. Викторина «Всё о космосе» Вопрос-ответ Отгадывание загадок
Игра «Дополни словечко»
Игры-эстафеты.
3. Предполагаемые результаты освоения Программы :
В ходе реализации рабочей программы дети получат представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнают имя первого космонавта Земли, а также имена исследователей Космоса. Данная программа позволит развить творческую активность детей, расширит их кругозор.
4. Способы проверки знаний:
Результаты образовательного процесса отслеживаются путем наблюдения за детьми :
наблюдение, беседы, опросчик:
• Как называется планета, на которой мы живём?
• Как называется ближайшая к нам звезда?
• Сколько планет в солнечной системе?
• Какие планеты вы знаете?
• Как называется спутник Земли?
• Кто первым полетел в космос?
• Кто был первым космонавтом Земли?
• Как фамилия первой женщины, полетевшей в космос?
• Каких Российских космонавтов вы знаете?
• Какими качествами должен обладать космонавт?
5. Список оборудования, используемые для реализации Программы
1. Детская художественная литература для чтения детям;
2. Детские энциклопедии о Космосе;
3. Глобус как модель Земли;
4. Различные иллюстрации по теме;
5. Ноутбук, для просмотра видеороликов и мультфильмов;
6. Наборы для творчества детей.
6. Используемая литература:
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников
Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. / С. Н. Николаева— 2-е
изд., исп. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 184 с.
2. Шорыгина. Т: Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли : Беседы, досуги, рассказы, Сфера,2012
3. Левитан Е: Звё здные сказки: моя самая первая книга по астрономии, Феникс-Премьер, 2012
4. Емельянова. Э: Расскажите детям о космонавтике, Мозайка-синтез, 2011