Татьяна Сапрыкина
Рабочая программа дополнительного образования «Волшебные шашки» (продолжение)
Результаты деятельности кружка «Волшебные Шашки»
Результатом первого уровня (приобретение детьми социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) будет являться:
- усвоение ребенком правил поведения на занятиях,
- усвоение правил конструктивной групповой работы в коллективе,
- принятие правил этикета в игре – уважение противника,
- принятие ответственности за собственные поступки, действия (правило «Взялся – ходи», нельзя подсказывать)
Результатом второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества) будет являться:
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Волшебные шашки“ (продолжение)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
- развитие эстетического вкуса при изучении комбинаций,
- познание ребенком ценности и важности занятия шашками.
Результатом третьего уровня (получение опыта самостоятельного социального действия) будет являться:
- опыт самостоятельного социального действия ребенок приобретает, играя в шашки за пределами кружка,
- участвуя в турнирах за пределами кружка, ребенок приобретает опыт коммуникативного взаимодействия и общения с малознакомым или незнакомым противником за счет общего интереса. Дети обсуждают прошедшие партии, рассказывая друг другу «о том, как надо было ходить», делясь своими переживаниями, мыслями, развивая память и пространственное мышление, восстанавливая в памяти ходы.
Тематическое планирование
№ п. п. Тема Содержание Кол-во часов
1 Сказка начинается «Королевство шашек». Познакомить с историей шашек. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». 1
2 «Путешествуем с Зайкой» - «Шашечная доска и шашки. Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение сказки «Зайкины шашки» 1
3 «Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: (дерево, стена и т. д., найдите отличие от вертикали, расположение на шашечной доске. 1
4 «Задания умной совы» - «Шашечные дороги». Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». 1
5 Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». Познакомить с понятиями: ходы шашек, тихий ход, ударный ход. Виды боя (взятия). Художественно-продуктивная деятельность : «Королевство шашек»- выставка работ 1
6 «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами. С начала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т. е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. 1
7 «В гостях у знатока шашек – Зайки». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту 1
8. Там на невиданных дорожках -Диагональ. Познакомить с понятием диагональ 1
9 «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту на ограничение подвижности. Тренировочные упражнения по закреплению знаний. 1
10 «Лесная школа умного зайца» - Центр Познакомить с шашечным понятием центр. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Тренировочные упражнения по закреплению знаний. 1
11 «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h : a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. 1
12 «Лесная школа умного зайца» - «Дамка».
Дамочные поля Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку. 1
13 «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки».Познакомить с правилами «Хода». Ходить назад шашками запрещено!
Практическое закрепление материала. 1
14 «Лесная школа умного зайца» Основные правила шашечной игры Познакомить с основными правилами «Боя» Практическое закрепление материала. 1
15 «Лесная школа умного зайца» - Основные приё мы борьбы на шашечной доске Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. 1
16 «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки Познакомить с правилом: простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных, так и ударным. Ход и бой Дамкой. 1
17 «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры Познакомить с правилами поведения во время игры
Смотри приложение №1 1
18 «Как справится с задачей?» Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Тренировочные упражнения. 1
19 «Веселый бой» Стихотворение Юровскй Е. М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит шашки». Игра «Взятие шашки» 1
20. Викторина «Королевство шашек» Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске шашки», «Ловушки». Закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. 1
2 «Лесной турнир»Практическое закрепление материала. 1
22 Как начинать партию? Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску»1
23 «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога», чтение художественной литературы - Юровский Е,М, 1
24 «Знакомство с таблицей шашечного турнира». Знакомство с понятием «Таблица турнира». Упражнения на выполнение ходов.
Тренировочные упражнения. 1
25 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы». Упражнения на выполнение ходов шашками. Тренировочные упражнения. Игра «уголки» Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске 1
26 Турнир «Белочки- медвежата». Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля» Юровский Е. М. «Цейтнот» 1
27 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации». Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке шашек. 1
28 «Умники и умницы». Практическое закрепление материала. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся» 1
29 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки». Практическое закрепление материала.
Игра: «Самый меткий стрелок». Чтение художественной литературы. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой»1
30 «Использование дополнительного темпа». «Зайкин сон» Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку» Чтение художественной литературы Юровский Е. М «Зайкин сон» Игра 1
31 «Конкурс на призы от Зайки». Практическое закрепление материала. Решение кроссвордов, выполнение заданий, дидактические игры. 1
32 «Победитель - это я» Развлечение. Практическое закрепление материала. 1
33 «Зайкина задачка». Работа с диаграммами - Шашечный этюд. Задание, найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке шашек. 1
34-35 Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших». Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности шашек. Тренировочные упражнения по закреплению знаний. 2
36 Дружеские встречи с участием родителей. Соревнования между игроками (семейные пары) Подведение итогов года. 1
Итого: 36
Мониторинг
Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умения
старших дошкольников играть в шашки.
Фамилия,имя ребенка Расставляет шашки на поле Начало игры Ход шашек Бой шашек соперника Решение диаграмм Дамка Доводит игру до конца Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Литература
1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
2. Шашки для детей/ В. К. Погребной, В. Я. Юзюк. Изд. 2-е, переработанное. И доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 137
3. Романчук О. А., «Юному шашисту», - М. Просвещение, 2009.
4. Погребной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 160 с.
5. Егоров А. П., «Как научить играть в шашки?», - М. : Чистые пруды, 2005.
6. Барский Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске. – Л. : Лениздат, 1969. – 128 с.
7. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб. : Литера, 1992. – 250 с.
8. Кулинчихин А. И. История развития русских шашек. – М. : Физкультура и спорт, 1982.
9. Литвинович В. С., Негра Н. Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
10. Рамм Л. М. Курс шашечных начал. – М. : Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
11. Сидлин А. М. Как научиться играть в шашки. – М. : Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
12. Юровский Е. М. Кондратьева Л. П. Зайкины шашки : Книжка-игра для маленьких. -СПб. : Издательский дом «Литера» : 2001.-64с. : ил.
13. Internet ресурсы, сайты