Наталья Игумнова
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Удивительный мир экспериментов»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
по познавательному развитию
«Удивительный мир экспериментов»
для воспитанников 5-6 лет
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад присмотра и оздоровления № 203» города Саратова
на 2020 – 2021 учебный год
Составители:
Игумнова Н. А.
Срок реализации программы: 9 мес.
Принята на совещании при заведующем
Протокол №
от «»сентября 2020 г.
Саратов 2020г.
Содержание
I. Аннотация программы…3
II. Пояснительная записка 3
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию „Удивительный мир экспериментов“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
III. Содержание программы 6
IV. Методическое обеспечение 11
V. Список литературы …. 12
Аннотация программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов» направлена на развитие у дошкольников умственных способностей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формирования умения самостоятельно добывать знания в специально организованной предметно-развивающей среде.
Дополнительная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов» включает в себя следующие разделы: эксперименты с водой, песком, глиной, с увеличительными приборами, пластмассой, металлом, резиной; опыты со льдом, мыльными пузырями.
Принципы построения дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир экспериментов» взяты с учетом возрастных особенностей.
В результате освоения данной программы дети:
- опытным путем выявляют и доказывают свойства предметов;
- узнают об увеличительных приборах (лупа, микроскоп, телескоп);
- учатся делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- овладевают разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующие развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов» относится к познавательному развитию (познавательно – исследовательской деятельности) для детей 5-6 лет. Программа дополнительного образования /кружковой деятельности/ направлена на развитие у дошкольников умственных способностей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формирования умения самостоятельно добывать знания в специально организованной предметно-развивающей среде.
При разработке дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир экспериментов» учитывались следующие нормативные документы:
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468)
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 г. № 41 г. Москва от «О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 4 сентября 2015 г. № 38824)
• Устав МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова.
Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, методические рекомендации под редакцией Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
Актуальность программы
Актуальность программы в том, что в основе лежит метод обучения воспитанников - экспериментирование, который дает им реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти воспитанника, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает воспитанникам возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом воспитанник выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Цель: создание условий для формирования у воспитанников поисково- познавательной деятельности, систематизировать и расширить имеющиеся у воспитанников представления об окружающей действительности, через эксперимент.
Задачи:
1. Создавать условия для формирования у воспитанников способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Продолжать развивать познавательный интерес у воспитанников в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
3. Обучать воспитанников проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
4. Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
5. Расширять представления о физических свойствах окружающего мира;
6. Поддерживать у воспитанников инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
7. Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.
Срок реализации данной программы – 9 месяцев.
Планируемые результаты по освоению детьми содержания рабочей программы.
•дети умеют выявлять свойства предметов и опытным путем доказывать их;
• знают об увеличительных приборах (лупа, микроскоп, телескоп);
• умеют делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
• овладели разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю по 20 минут.
Форма подведения итогов: создание альбома «Удивительный мир экспериментов».
Содержание программы
Учебный план
№
п/п Раздел, тема Теория Практика
1 Эксперименты с водой 1 6
2 Эксперименты с песком - 4
3 Эксперименты с глиной - 3
4 Эксперименты с увеличительными приборами - 5
5 Эксперименты со льдом - 4
6 Эксперименты с магнитом - 2
7 Эксперименты со стеклом - 3
8 Эксперименты с пластмассой - 1
9 Эксперименты с воздухом - 1
10 Эксперименты с резиной - 1
11 Эксперименты с металлом - 1
Итого: 1 31
Учебно – тематический план
№ Тема Цель Содержание Кол-во
часов
теория практика
1 " Вода принимает форму" Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес; принимает форму сосуда, в который она налита Теория:Правилабезопасности при проведении экспериментов.
Практика: Опыты с водой. 5 15
2 " Где вода?" выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Практика: Опыты с водой, песком и глиной. - 20
3 "Что растворяется в воде" показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Практика: Опыты с водой и различными веществами. - 20
4 "Какие предметы могут плавать?" дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Практика: Опыты с водой и пластмассовыми, деревянными, резиновыми, металлическими предметами. - 20
5 "Кто живет в воде" найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособится к жизни в окружающей среде. Практика:Опыты с водой. - 20
6 «Свойства мокрого песка» познакомить детей со свойствами песка, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать. Практика:Опыты с водой и песком. - 20
7 "Поможем Незнайке вылепить посуду" расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду Практика: Опыты с песком и глиной. - 20
8 "Школа почемучек" закрепить свойства песка, познакомить детей с увеличительными приборами: лупа, микроскоп, бинокль, телескоп. Практика:Опыты с песком и увеличительными приборами. - 20
9 "Можно ли менять форму камня и глины" Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменить ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части. Практика:Опыты с глиной и камнем. - 20
10 "Волшебное сито" познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность. Практика:Опыты с ситом – отделение мелких веществ от крупных. - 20
11 "Почему все звучит?" подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Практика:Опыты с музыкальными инструментами. - 20
12 "Делаем мыльные пузыри" познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. Практика:Опыты с водой и жидким, твердым мылом. - 20
13 "Изготовле-ние цветных льдинок" познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находиться, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная). Практика: Опыты с водой, превращение в лед. - 20
14 "Почему растаяла снегурочка?" Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Практика:Опыты с водой. - 20
15 "Свойства песка, льда и воды" выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда. Практика:Опыты с песком, водой и льдом. - 20
16 "Тающий лед" определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на воздухе замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться. Практика: Опыты со льдом и горячей, холодной водой. - 20
17 "Ловись, рыбка и мала и велика" выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Практика:Опыты с магнитом и водой. - 20
18 "Фокусы с магнитами" выделить предметы, взаимодействующие с магнитами Практика:Опыты с магнитом. - 20
19 "В мире стекла" помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. Практика: Опыты со стеклом. - 20
20 " Увеличи-
тельное стекло" познакомить детей с увеличительными стеклами, вспомнить увеличительный прибор – лупу, провести опыты с лупой. Практика:Опыты с лупой. - 20
21 "Знакомство с микроско-
пом" закрепить знания об увеличительном стекле. Познакомить с увеличительным прибором микроскопом. Практика:Опыты с микроскопом. - 20
22 "Знакомство с биноклем" закрепить свойства увеличительного стекла, познакомить детей с биноклем и подзорной трубой. Практика: Опыты с биноклем. - 20
23 "Что такое телескоп?" все увеличительные приборы, познакомить с телескопом. Практика: Опыты с увеличительными приборами. - 20
24 "Что отражается в зеркале" познакомить детей с понятиями «отражение» найти предметы, способные отражать. Практика:Опыты с зеркалом и предметами. - 20
25 "Солнечные зайчики" понять причину возникновения солнечных зайчиков. Научить пускать солнечных зайчиков. Практика:Опыты с зеркалом. - 20
26 "Свет повсюду" показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Практика:Опыты со светом. - 20
27 "Посадка лука" расширять представления об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки. Практика: Опыты и эксперименты с растениями. - 20
28 "Воздух повсюду" обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость. Практика:Опыты обнаружения воздуха. - 20
29 "В мире пластмассы" Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность Практика: Опыты с пластмассой. - 20
30 "Узнай все о себе, воздушный шарик" Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом его использования. Практика:Опыты с резиной. - 20
31 "Металл, его качества и свойства" узнавать предметы из
металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Практика: Опыты с металлом. - 20
Методическое обеспечение
Используемые педагогические технологии, формы, методы обучения и воспитания.
Познавательно-исследовательская технология, НОД, проблемная ситуация, наблюдения, опыты и эксперименты.
Ресурсное обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы: микроскоп, лупа, песочные часы, компас, магнит, бинокль, пластиковые стаканчики, пластиковые ложки, воронка, вата, марля, краски.
Информационно-методические и дидактические материалы:
Учебно-методические материалы для обучающихся
№
п/п Наименование Форма
1 Памятка «Правила поведения при экспериментах» Плакат
Информационно- методические материалы для родителей
№
п/п Наименование Форма
1 Методическая разработка «Экспериментируем дома»
2 Совет для родителей «Как в домашних условиях экспериментировать» Буклет
Информационное обеспечение программы:
Литература для педагога:
• Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
• О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»
• А. И. Иванова «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду»
• Конспекты
Литература для родителей
1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010. – 362 с.
2. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – М. : Академия, 2011. – 256 с.
3. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.
Интернет – ресурсы
1. Эксперименты для детей 5-7 лет – Школа Семи Гномов. www.shkola7gnomov.ru
2. Интересные химические опыты для детей в домашних условиях. (www.mchildren.ru)