Ксения Алымова
Рабочая программа дополнительного образования «Моя Кабардино-Балкария» (старшая группа)
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Моя Кабардино-Балкария» разработана для построения педагогической деятельности с детьми старшей группы. Программа нацелена на раскрытие ребенку- дошкольнику своеобразие малой Родины, национальных традиций, обычаев, различных видов народно-прикладного искусства, выявление и развитие его потенциальных возможностей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Моя Кабардино-Балкария“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Кабардино-Балкарская Республика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
В процессе познания ребенком окружающего мира происходит его социализация, являющаяся необходимым условием культурной преемственности поколений. Социализация при этом понимается как взаимодействие ребенка со средой, приобщение его к культурному наследию малой Родины.
Актуальность проблемы заключатся в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье. Поэтому, наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты, которые помогают стать достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступному ребёнку явлениям общественной жизни.
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемой. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней, опоры на опыт предшествующих поколений. Народная культура-это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта- это традиции, обряды, обычаи, верования. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, игры-забавы, загадки, пословицы, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
1.2 Цель Программы : познакомить детей с культурой, обычаями, нравами, традицией и историей Кабардино-Балкарской республики
Задачи:
- формировать у детей интерес к культуре народов КБР
- познакомить с музыкальными произведениями, с национальным костюмом, песенным и танцевальным творчеством;
- приобщить к национальной игровой культуре.
- воспитывать ценностное отношение к культурно-историческому наследию, чувство любви к малой Родине, традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к пожилым людям
Рабочая образовательная Программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 5-ти до 6-ти лет, с учетом их возрастных особенностей по направлениям:
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
«Речевое развитие»
Планируемые результаты освоения программы в старшей группе
-проявляет интерес к истории и культуре адыгского народа; имеет представления о предметах обихода, народных промыслах, различает изделия народных промыслов;
-проявляет интерес к национальным играм, танцам, песням, элементам национального фольклора; знание произведений адыгейских поэтов и писателей;
-понимает, что все люди равны вне зависимости от их этнической принадлежности, религиозных и других верований;
- проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою малую Родину, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
Тематическое планирование кружка
«Моя Кабардино-Балкария» в старшей группе №2
Методическое обеспечение: Национально-региональный компонент дошкольного образования Л. П Шадова, Т. Ф Штепа (понедельник на 2019-2020 у. г.)
Октябрь
Дата Фактическая дата Тема Цели Литература
Я и моя семья Познакомить детей с правилами гостеприимства в семье. Воспитывать любовь и уважение к близким Стр. 112
Мой любимый город Познакомить детей с историей возникновения нашего города, его названия, с достопримечательностями, Интернет ресурсы
Моя малая родина
Развивать интерес детей к истории своей республики, познакомить с гербом, флагом и гимном. Воспитывать чувство любви, гордости к своей малой Родине, уважительное отношение к людям разной национальности. Стр. 138
Мой край на карте
Определение географического положения республики на карте РФ. Закрепить географические контуры республики. Интернет ресурсы
Ноябрь
Дата Фактическая дата Тема Цели Литература
Моя республика, многонациональная семья Закреплять знания детей о народах, живущих в Кабардино-Балкарии Стр. 125
Растительный и животный мир КБР Познакомить с флорой и фауной родного края. Закрепить знания о правилах поведения в природе. Стр. 106,121
Жемчужины КБР Дать представление о достопримечательных местах Кабардино-Балкарии Стр. 92
Декабрь
Дата Фактическая дата Тема Цели Литература
Приэльбрусье-жемчужина КБР Вспомнить достопримечательные места КБР Стр. 96
Города нашей республики Познакомить детей с названиями городов нашей республики Интернет ресурсы
Население КБР Познакомить детей с видами поселений человека (город, село, аул, хутор) Стр. 115
Январь
Дата Фактическая дата Тема Цели Литертура
Красная книга КБР Познакомить детей с названиями животных и растений, занесенных в Красную книгу Интернет ресурсы
Поэты и писатели КБР. Чтение сказок Познакомить детей с творчеством адыгейских поэтов и писателей. Интернет ресурсы
Творчество «Золотое шитье» (орнаменты) Совершенствовать умения и навыки в изготовлении аппликации на ткани. Стр. 132
Февраль
Дата Фактическая дата Тема Цели Литература
Искусство Балкарского народа Познакомить детей с традиционным искусством балкарского народа Стр. 128
Быт и жилище народов КБР Познакомить детей с условиями жизни кабардинцев и балкарцев. Стр. 90
Адыгские сказания о нартах Систематизировать знания детей о нартском эпосе Стр. 71
Март
Дата Фактическая дата Тема Цели Литература
Речевой этикет народов КБР Довести до детей нравственные нормы жизни любого народа. Стр. 79
Национальная одежда Познакомить детей с национальной одеждой. Научить видеть и знать, какие на одежде национальные орнаменты. Стр. 87
Русская кухня Знакомство с русской национальной кухней. Стр. 118
Адыгская кухня Знакомство с технологическими особенностями адыгской национальной кухни Стр. 85
Апрель
Дата Фактическая дата Тема Цели Литература
Национальные народные игры Познакомить детей с национальными играми КБР Стр. 184
Спортивное развлечение «Игры Кавказа» Создать эмоциональное настроение, закреплять уважительное отношение к народам проживающим в республике. Сценарий
Экскурсия в краеведческий музей Познакомить воспитанников с краеведческим музеем. Экскурсия по согласованию с музеем
Край, в котором ты живешь Подытожить знания детей по национально-региональному компоненту Стр. 100