Нина Александровна Кудряшова
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Направление деятельности: коммуникативная деятельность, художественно – творческая деятельность.
Возраст детей: 4 - 5 лет.
Срок реализации: 1 год.
Пояснительная записка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте «Приобщение к художественной литературе» – один из аспектов содержания психолого-педагогической работы образовательной области «Речевое развитие». В дошкольной педагогике изучению роли народной сказки в воспитании детей, развитии их творчества посвящено немало работ педагогов-исследователей: Е. Тихеевой, З. Гриценко, Л. Стрелковой, Л. Фесюковой. Они показали, как сказки помогают обогащать ребенка эмоциями, развивать творческое мышление, воображение, речь, подводить детей к логическим суждениям. Сказку справедливо считать одним из важных воспитательных средств; сказка – источник народной мудрости, она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию эмпатии. Система работы, изложенная в данной программе, помогает соединить в себе воспитание ребенка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников. Цель программы – создание условий для повышения интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале сказок; воспитание творчески свободной, сопереживающей и сочувствующей личности. Основными задачами курса являются: воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику знаний; поддержание и развитие детской эмоциональности, формирование эмоционального отношения к нравственным поступкам героев сказок; активизация речевого и мыслительного творчества детей; развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников; развитие монологической и диалогической речи через рассказывание и показ сказок.
Темочки:
Объем и реализация рабочей программы дополнительного образования : рабочая программа дополнительного образования рассчитана на один год обучения для детей среднего дошкольного возраста, с проведением двух занятий в месяц, во второй половине дня, продолжительностью не более 20 минут в игровой форме.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы воспитанником : 15.
Содержание образовательной деятельности : слушание произведения и беседа по содержанию; драматизация каждой конкретной сказки (фрагмента сказки, обсуждение характера и поступков героев; продуктивная деятельность: выставки рисунков, аппликаций, раскрасок и др.
Предлагаемые методические приемы: чтение и анализ сказок, выделение героев с различными чертами характера; проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни, передающих различные черты характера; развивающие и словесные игры; рисование, раскрашивание (в том числе с использованием восприятия цвета, проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»); использовании элементов психогимнастики, игровых упражнений, обучающих ребенка различать и называть основные эмоции и чувства, видеть связь между поступками и чувствами, позволяют реализовать следующие образовательные и воспитательные задачи: познакомить (узнать, запомнить; узнавать в героях, в людях) с моральными чертами характера, проявляющимися в отношении к людям, труду, вещам и т. д. ; дать понятия о парности нравственных качеств (добрый – злой); обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающие различные черты характера; формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления; способствовать формированию положительных черт характера (уважение к другим людям, щедрость и т. д.) сначала в игре, затем в повседневной жизни детей; развивать на основе эмоционального состояния другого человека эмпатию, обращая внимание на действенный компонент; способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество. Перспективный план предполагает организацию совместной деятельности с детьми, рассчитанной по кварталам. Реализация поставленных задач осуществляется на основе литературных произведений, в первую очередь сказок (в течение квартала планируется работа на основе одной сказки). Предпочтение отдается сказкам, персонажами которых являются животные, так как народная мудрость и детская натура сказочников знакомят детей с жизнью и ее проблемами через образы животных, которые связывают в восприятии ребенка реальный и сказочный мир, тогда как феи, волшебники – это придуманные герои. Через эту «переходную ступеньку» ребенку легче понять чувства других людей, что способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать. Сначала представления детей о добре и зле, должном и недолжном, запретном и возможном как бы слиты с персонажами. Но постепенно отделяются от них, превращаясь в самостоятельные. Таким образом, ребенок впервые усваивает и нравственную норму. Предлагаемый перечень сказок : русская народная сказка «Заюшкина избушка», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка», английская сказка в обр. С. Михалкова «Три поросенка» и др. После знакомства со сказкой следует ее драматизация. Дети «встают» на место героя, переживают за него, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему, является проигрывание этюдов на выражение эмоций, воспроизведение отдельных черт характера. Предложенные мероприятия помогут ребенку задуматься о нравственных и безнравственных поступках, отличить хорошее от плохого; помогут детям ориентироваться в сфере чувств и эмоций, их внешних проявлений, причин возникновения, воспитают гуманные чувства; способствуют формированию доброжелательных отношений к друзьям и окружающим. Дети смогут видеть связь между поступками и чувствами, настроением и поведением, управлять собственными эмоциями. У них будет постепенно вырабатываться модель желательного поведения и негативное отношение к нежелательному поведению.