Снежана Сергеевна Гарбуз
Рабочая программа дополнительного образования «Дорогою добра» в старшей логопедической группе 5–6 лет
«Дорогою добра»
Пояснительная записка
Актуальность проблемы заключается в том что, воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Дорогою добра“ в старшей логопедической группе 5–6 лет» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.
В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Возраст 5-6 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.
То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.
Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.
Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Средний дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога огромных душевных сил.
Общая цель детского сада и семьи – воспитание хорошо воспитанного, культурного и образованного человека, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.
Данный кружок «Дорогою добра» представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 5-6 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом, принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.
Цель:
знакомить детей 5-6 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей.
Задачи:
• Закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;
• Развивать психические процессы как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.
• Формировать навыки этического поведения;
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;
• Дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.
• Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
• Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).
• Научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
График работы
• Количество занятий – 1 раз в неделю
• Продолжительность занятия -25 минут
• Количество раз в месяц - 4 занятий, в год 36 занятий
• Объем недельной нагрузки – 25 мин
• Количество детей – 15 человек
• Возраст детей – 5-6 лет
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня 15: 40 - 16:00 по скользящему графику работы воспитателя.
Срок реализации программы – 1 год :
Занятия работы кружка состоят из теоретической и практической деятельности детей. Проводятся под руководством педагога.
Формы и методы обучения:
• Беседы;
• Прогулки;
• Игры;
• Праздники;
• Выставки;
• Чтение художественной литературы;
• Просмотр обучающих фильмов, презентаций;
• Слушание аудиозаписей.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра.
Содержание рабочей программы
Календарно – тематическое планирование кружка «Дорогою добра»
на 2020-2021 учебный год
Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия. Умение приветствовать друг друга, используя вежливые слова («здравствуйте», «добрый день», «доброе утро» и т. п.); первыми приветствовать старших; уметь вести разговор по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивать разговор первым).
Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.
Месяц Неделя Тема Программное содержание
Сентябрь 1 «Культурный человек» Дать понятие «Культурный человек- это»
2 «Хорошим быть приятно» Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими:
доброжелательности, честности, правдивости.
Учить детей оценивать свои поступки и у сверстников.
3 «Что такое хорошо и что такое плохо».
Учить употреблять вежливые слова в общении со взрослыми сверстниками, делится игрушками, называть сверстника ласковым именем; развивать коммуникативные навыки.
4 «Правила этики»
Дать понятие «правила этикета». Учить пользоваться правилами поведения в быту, игре и т. д.
Октябрь 1 «Аккуратным и чистым быть хорошо»
Чтение стихотворения А. Барто «девочка чумазая» Сформировать негативное отношение к нечистоплотности, неаккуратности и позитивное отношение к чистоте и опрятности
2
3 «Что взял клади на место».
Чтение стихотворения З. Александровой «Что взял клади на место»
Алябьева Е. А. с. 26 Учить правилам обращения с вещами и игрушками, развивать внимание, фразовую речь, воспитывать трудолюбие и аккуратность
4
ноябрь 1 «Как и чем можно порадовать близких».
Д. игра «составь букет для мамы», чтение стихотворения Е. Алябьевой «Мы – ребята – мастера!» Учить детей быть внимательными к окружающим взрослым и сверстникам.
Обогащать опыт действиями и поступками которые могут порадовать близких. Развивать диалогическую речь, внимание представления.
2
3 «В мире вежливых слов». Учить детей быть внимательными к окружающим взрослым и сверстникам.
4 «Умеешь ли ты дружить?» Учить употреблять вежливые слова в общении со взрослыми сверстниками, делится игрушками, называть сверстника ласковым именем; развивать коммуникативные навыки.
декабрь 1 «Разговор по телефону»
Чтение К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон» Познакомить детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора, учить разговаривать вежливо.
2
3 «Телефонный этикет»
Сказка «В ремонтной мастерской» Продолжить знакомить детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора, учить разговаривать вежливо.
4
январь 1 «Гостям всегда мы рады» Познакомить детей с правилами как нужно вести себя в гостях.
2
3 «Вежливая просьба»
Чтение рассказа «Разрешите, пожалуйста» Познакомить детей с различными формами выражения просьбы, адресованной кому – либо (близкому человеку, незнакомцу, сверстнику) в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
4
февраль 1 «Вежливость в семье и на улице»
Чтение А. Барто «Вовка - добрая душа», «Просто старушка. Учит детей вежливому отношению к окружающим не только в общественных местах, но и дома.
2 «Путешествие в мир сказок»
Рассказывание сказки «Два жадных медвежонка», конструирование «Строим дом для поросят»
Формировать положительное отношение к нравственным поступкам героев сказок и отрицательное к безнравственным;
Закреплять содержание знакомых сказок;
Воспитывать интерес к сказкам, желание быть похожим на положительных героев.
3 «Забота»
Чтение и обсуждение сказки «История о ворчливом Ежике».
Игра «Заботимся о родителях», рисование «Цветок заботы» Дать понятие о заботливых людях. Каких людей называют заботливыми, в чем проявляется забота, почему необходимо заботится друг о друге.
4 «Как правильно вести себя за столом»
Чтение сказки «Чаепитие в лесу» Дать понятие об элементарных правилах столового этикета. Почему их нужно соблюдать. Побудить к проявлению заботы уважения и любви к окружающим.
март 1 «День рождения куклы Наташи»
Сюжетно ролевая игра «Прием гостей», чтение стихотворения «С днем рождения, кукла Наташа!» Закрепить правила поведения за столом и при приеме гостей
2 «Слово веселит, огорчает, утешает».
Продолжить воспитывать в детях культуру речи, учить детей на грубость никогда не отвечать грубостью.
3
апрель 1 «Настроение»
Продолжить воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
2
3 «Дошколята – хорошие ребята» Формировать внимательное, доброе отношение к членам семьи, другим взрослым которые заботятся о малышах; формировать потребность делать добрые поступки, чтобы порадовать окружающих.
4 «Проявляй заботу о братьях наших меньших»
Чтение и обсуждение стихотворения «Мой Тузик», аппликация «домики для Животных». Поговорить с детьми о том, что такое доброе отношение к животным, объяснить детям, что в отношении к животным проявляется культура человека.
Планируемые результаты освоения программы :
Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративными качествами, как:
- эмоциональная отзывчивость.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Диагностика нравственного развития дошкольника на начало уч. года
Для оценки уровня нравственного развития дошкольников используется: «Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры» (метод наблюдения).
Показатели нравственного развития дошкольников:
1. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
2. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
3. Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
4. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;
5. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
6. Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
7. Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;
8. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;
9. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;
Уровни развития: высокий, средний, низкий.
Список оборудования.
Настольные дидактические игры из серии «Этикет», дидактические игры, плакаты, демонстрационные картины, атрибуты для сервировки стола, детские книги этического характера, Пособие «Как вести себя» О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, С. О. Николаева : «Занятия по культуре поведения с дошкольниками», Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева: «Подготовка и проведение театрализованных игр в доу»